Комментарии к песням БГ - 2 94г
2-ой Комментарий к БГ окт 94г.
Альбом "Равноденствие»
1. Наблюдатель 2. Великий дворник З. Иван-чай 4. Партизаны полной луны 5. Лебединая сталь 6. Аделаида 7. 3олото на голубом 8. Дерево 9. Очарованный тобой
1, 2 - программные песни о "нашем» пути
4, 5 – о себе и о своем-"нашем" пути
3, 6, 7, 8, 9 - о любви и своем пути.
Вступление, напоминающее послания апостола Павла: "Тем, кто держит камни для долгого дня, братьям винограда и сестрам огня, привет. О том, что есть во мне, но радостно не только для меня; я вижу признаки великой весны: серебряное пламя в ночном небе» /4/ Но прямо он редко проповедует - и скромен и "не хочет рисковать камуфляжем". …О том, что радостно и больно. О том, что радостно и интересно - раз пускают по билетам, а не по радостным лицам. Братья винограда живут где-то южнее, с камнями братья-каменщики - масоны! И трудно сестрам в наших, по крайней мере, краях быть из породы "огонь-девка" - ведь они "дети воды и земли» /9/. Шлет послание, будучи листвой в облаках" /8/: "но вот лист пролетел мимо лица". Весь контакт; лови этот лист, если сможешь. Послание с небес, с облачных высот. Днем на этом небе всё время тучи - Петербургский климат - так что "золото на голубом" - под которым произрастают "зеленые деревья" непартизанской жизни - лишь в мечтах рисуется: до него ехать и ехать на корабле /"с горки на горку" волн/, а корабль, словно ковчег, надо строить и строить. …Листва хоть и в облаках, а зависит от ствола, т.е. от дерева любви, поэтому и "дрожу как осиновый лист". …А характерно для него это смешное несоответствие между самолетом голоса и музыки и всего лишь стрелой текста.
Жизнь на отчетливом севере делает определенной мечту о юге. Собственно, весь тот период и был для него летом.
Петербург – это «вечные сумерки", это вечный "серебряный век", вечные "бесы", которых победить - и описать – можно, только имея силу Достоевского. И невесело быть красным огнем и кровью на его сером фоне. Но на юге ты только "наблюдатель", посторонний и холоден песок и снова приходится разводить костер. На юге не "золотой век", а другая разновидность "серебряного" - например, какой-нибудь испанский сюр. Нет весомого труда и поэтому дерево прозрачно, камень легок, мед не мажет руки. Тут и пепел чист, как лед. Но приходится оберегать себя, ограничиваться деловыми отношениями: "не приближайся - испачкаешь прозрачность».
Пока этот полет стрелы только случай вдохновения, но это может стать домом /самолетом, метро!/»
"Охота, летящая вслед" - "охота на волков" /Высоцкий/. Повстречались и разминулись: если БГ грешит чрезмерным оптимизмом, то Высоцкий волком воет.
"Ты слышишь меня, когда я касаюсь тебя, ты слышишь мой взгляд, но скажи мне хоть одно настоящее слово - я не слышу тебя: быть может, это только отражение моих ясных звезд в твоей темной воде". По сути, он нем как рыба /"какая рыба в океане плавает быстрее всех" - та, что как стрела, но не умеет говорить/.
Поехал на Тибет, потому что эту часть Востока показывают редко и она загадочна, а не прозрачна, как та.
Удивительно, как проваливаешься в его тексты; вот кажется, что всё понятно, а на следующий день тихо ужасаешься своей беспочвенности. Чтобы понять, надо сравняться, а так как люди различны, то чтобы сравняться в чужой для тебя точке, надо быть большим в целом - а мне трудно подтягиваться на этом турнике. Рыбы в аквариуме, люди во сне недаром немеют, не помнят. …Зверь естественно немой, но неестественно серебряный. Позавидуешь этой зрелищности /и поучишься!/.
Вчетвером у костра на сцене, а в зрительном зале, "за холмом" только отблеск этого костра. Эта весна "ненадежна как цвет наших глаз". …Ночные партизаны едут в тех же местах, где ездил Воланд со свитой, где скачет бедный Всадник, где гуляет Аполлон. Петербург - это город ночных подполий и ночных улиц; подполья полны людьми, улицы пусты, но ведут к "полной луне" аквариума концертного зала. И если ты и бодрствуешь ночью, всё равно это сон. …Его поведение удивительно близко передается трактовкой "пир во время чумы", только пирует он не от цинизма и отчаяния, а от наивности и оптимизма, считает пир не способом лучшей гибели, а способом лучшего спасения /причем не считает за грех камуфлироваться под обычных "прожигателей" /сам он не прожигатель, а поджигатель жизни!//: "клин клином вышибают". В этом, конечно, есть острота ощущений, как от выживания в экстремальной ситуации, в одиночку среди волков /я уж не говорю об остроте ощущений от контакта со столь огромным миром - ведь до каждого доходит твой голос/. Общественная зона – это, конечно, зона наибольшей зачумленности, и можно было бы жить скромнее /тоже не без противогаза/ или вовсе лечь на дно, где всегда сохраняется свежий воздух, но ведь только в общественной зоне размещены все проповеднические, модозаконодательные рупоры и кафедры, все сцены. Поэтому получается парадокс: он шлет привет, призыв, совет тем, кому приходится легче, чем ему самому. Находясь в промежуточном положении /которое всегда нереально, как сон/ между народом и обществом умников, пастырей /"интеллигентов"/ /"между двух рек", между двух берегов реальности в реке творческих иллюзий/, он постоянно думает об открытии "дверей" и на тот берег и на другой /а значит и об уходе от творчества/ ...У него есть две простые, явные возможности: прямая борьба с "чумой" и превращение своего костра из передвижного экспоната в стационарный приют /и две фантастические, тайные возможности: нахождение того царя, которому он объяснит всё и встреча того священника, который ему объяснит всё/.
Кстати, в русском фольклоре тоже богатые традиции яркой живописи по черному фону/.
"Богоматерь" заслонила Христа, семья увела учителя от учеников. Женщина спасает только одного, а соблазняет всех остальных. Орла на полет вдохновила курица - чтобы снова вдохновиться, надо возвращаться на насест / ...В монастыре не только аскеза, но и Эпикур; радости прозрачной плоти, материализовавшегося духа и большой души - большой аквариум, из которого всем хватит напиться, но никто не утолит жажду; аквариум, оберегаемый как великий драгоценный камень. …Уход к Адаму, в рай радостей плоти, слияние с природой и превращение в животное - а животные чисты, прекрасны, безгрешны и безответственны - беспечальность неразличения добра и зла; уход из Петербургского темного средневековья. Варварство, которым кончает Запад со своим «массовым» «потребительским" искусством, встречается с первобытными основами жизни Востока с его языческими доисторическими учениями - круг "прогресса" замкнулся. Умникам заповедан рай /и ад/ полного знания. Разнятся и животные и духи. Великое видение заката достается очень усталым, израсходованным людям - поэтому они уклоняются от выбора, а не потому, что время его перестало требовать. Не удивительно, что ему, как и всему миру "прогресса", приходиться при таком поклонении красоте и величию, знаться с "орликами" и с "минус 30". …Уж на что Христос велик, а раз книг не публиковал, в клубах не состоял, то сильно сомневались в Его существовании… Итак, БГ не решает моральных вопросов /из них не сделаешь зоопарка, а без зрелища не сваришь суп/, он только живописует-поет общее для всех будущее и свой личный нынешний монастырь. Любовь для него – это, с одной стороны, абстрактный метод, а с другой эротика; так и во всем у него в паре абстрактные схемы и животное начало /а вместо души искусство/… - но такой и должна быть гармония троицы духа, души и тела /в условиях приключившейся чумы/. Борьбе с чумой он предпочел хранение гармонии.
Соединить бы рай БГ /макет/ с крестным входом в него Достоевского. Трудно изжить нелепую веру в возможность попадания в рай, в детство мимо креста - ведь один раз мы его уже получали бесплатно! БГ же близок к западнической /и коммунистической/ философии о том, что "устрой рай на земле и все люди будут хорошими, улыбчивыми". Поэтично и философично, но нелепо предложение превратиться в ангелов, чтоб птицами перелетать через бездну. Я верю в жизнь и человечий облик; в то, что, начав от духа Достоевского и Толстого, можно дойти до духа Евангелия, до апостолов и пророков, до подражания Самому Христу - и удостоиться смерти, ведущей к воскресению в ангельского чине.
"Мы будем только петь, но мы откроем дверь" - "Мы будем петь, но мы только откроем дверь" - только на это способно слово, искусство.
"Мы одни в этом доме, хотя в окно стучит "друг" северный ветер, а в дверь стучат "друзья" волки и вороны". Коса смерти, печали, зла нашла на камень любви, похожей на сон, коса ветра, тумана и снега нашла на камень дома. Но и наоборот, коса любовных песен наткнулась на камень.
Гордость зверя попавшего на сцену, украшающего жилище человека.
Кто хочет делать вещи, т.е. нечто определенное /и узаконенное/ по формам и назначению, и умеренное по весу, тот и сам должен ограничить и умерить себя.
Эти полеты свободы порождают аквариумное рабство.
Признание, что "беззащитен и смят". Это только предохранитель, но он работает: сгорает, защищая систему души от перегрузок.
Дерево любви заслонило и небо и землю - ведь дерево само как земля /ствол и ветви/ и небо /листва/ - как малая /предельно крупная/ модель жизни, мира. Зимой уходит небо, летом скрывается земля, ежегодны обновления… Но без больших, небесных неба и земли, коих оно является лишь земным подобием, дерево становится аквариумным японским карликом /но этот карлик есть неслыханное чудо - нам бы еще игрушечно маленьких живых львов и слонов, живые маленькие реки и моря вот здесь, на письменном столе наших творчеств и художеств!/ Отсюда фразы типа "у нас есть всё, что есть, но разве я могу" …Земля и небо беспредметны - опредмечено, населено только место их соединения /любви!/ - и потому лежат вне человеческих поприщ.
"Мы в надежных руках" - эти руки не только хранят, но и держат: распятие на древе! /Распятие - это ведь очень красиво!/ Крест /вознесенность на эстраду!/ - как убежище от грязи мира! /впрочем, жизнь каждого полна трагических нелепостей/ …На кресте распят и тот, кто борется и не побеждает и тот, кто не борется, но и не смиряется.
…Борьбу нашу извратят революционера, смирение - мещане. ...«Я распят, но при мне моя Мария, которая слышит мой взгляд и рядом мои волки и вороны, которые подают вино и уксус и не станут затягивать мое умирание». ..."Моя кровь в этом стволе, мой ветер в этих ветвях». …Косные, те, что от земли, и просветленные, те, что от неба, велики, но немы, они не знают самих себя - а творцы малы, как мало дерево в мире и поэтому они крепко держатся за нить традиции, тем более, что она позволяет создать мир лилипутов /"персонажей"/, т.е. стать Гулливером...
…Кто знает, что человечество находится в аду, пока сам он в раю детства…
…В рай "мимо объяснений причин" - но куда деть сами причины? А если не будет причин, то не будет и нас, будут другие, у кого будут причины. Рай - это состояние справившихся с задачей жизни. Уже закончил, но еще не справился…
Великий соблазн фразы "вы - боги" - надо быть христианином, чтобы не преткнуться здесь /ведь и смирение бывает "паче гордости»/. Сие невозможно человеку, этому верблюду, горбатому гордыней, строителю Вавилонских башен.
Преодоление страданий и смерти по методу рыб - ведь рыба не умирает, а "засыпает". Рыбы и птицы бодрствуют во сне -иначе бы падали вниз - и как бы спят наяву, настолько автоматичны их движения.
"Будьте как птицы" - и весь мир одет в попугайные цвета.
Альбом "Радио Африка"
Звонкая молодость… Очень четко просматривается эволюция от юного огня через классичность взрослости /через "Равноденствие»/ к светлому пеплу старости. "Я хотел пешком - классично - да видно мне не успеть" - в юности тоже летел, не цепенел "лебединой сталью" /но лучшие песни - в которых и огонь и пепел – такие, как "Сестра", "Рождественская песня», "Комната, лишенная зеркал", "Поколение дворников" - это все-таки средний период/
"Музыка серебряных спиц»
Музыка-калейдоскоп серебряных спиц-песен.
"Доверься мне в главном и не верь, что славно, что кто-то пошел за вином». "Я знаю тропинку к глотку" /"дорогу к храму" - иконостасу, Сергию и т.п. - наверное, сказал бы он сейчас, уйдя от "звериной" молодости и знания "электричества /и прочих самолетов/ в лицо/ …Тропинку в лесу не найти по глазам /ну нет, это уж врешь: тропинка - это либо крик в лесу, либо глаза в чистом поле/ …Луна - это только такой мертвый ночник, повешенный /солнцем/ в спальне – ну, например, чтоб можно было до туалета добраться. Царица без царства и без силы.
"Капитан Африка"
Зовет предельный юг /до которого самому, видимо, не добраться/.
Это особое знание электричества неудивительно в темном Петербурге.
Среди леса тысяч слов не все впустую - в этот миг он сам не верил в свою "тропинку"!
Игры в солдатики любви - от них тоже стелется гарь. "Заря" – то ли "новое время", то ли атомный гриб. "Чу, я вижу зарю", "чу, я чую гарь". Кража огня у слепых богов Запада - рок - и Востока - Будда и т.д. "Мы умеем сгорать, распростирая руки для объятий, только когда спирт в ладонях". Есть на что посмотреть тем, "кто смеется среди ветвей" /кстати, именно как популяризатор русской тематики он мог бы иметь успех и на Западе и на Востоке - своего у них хватает, высокого они не понимают/. Христос - это тоже прозрачный цыган в белом /голубом/ "растафари" в поисках тепла, но нет ни зверя /"новая тварь"/, ни серебра /"отдавайте кесарево кесарю"/ ...Серебряный зверь луны и электричества в поисках тепла солнца - но это поиск собственной смерти.
"Песни вычерпывающих людей"
Вычерпывает мир /и самого себя/: "я возьму свое там, где я увижу свое".
Если ты юн, то ты - яростный противник света, а если ты стар, то с удовольствием повествуешь о банкете нижегородских нуворишей. /Он собирает плюсы, а я минусы!/
Причин стать одним из больших всегда много…
«От больших идей только шум в голове /плохая музыка!/, не лучше ли мурлыкать, лежа на пляже» /наверное, решил, что одно другого стоит/.
"Приятно быть женой большого лесоруба, но лучше быть меньшим мужем директорши рок-клуба".
"Змея"
"У каждой женщины должна быть змея, а у каждого мужчины должен быть серебряный зверь".
"Вана Хойя"
"Вана хойя" - привет с Востока - и "скипси драг" - привет с Запада. Очень жарко и ядовито, но в коллективе и на празднике ничего не страшно.
"Рок-н-ролл мертв"
"Я помню, была вода, но я не помню, где тропа».
Жизни с искру, но рок-н-ролл это такая адская машина, такой бензин, что сбывается девиз "из искры возгорится пламя".
"Отныне время будет течь по прямой, ибо я буду стрелой".
"Шаг вверх" - ко Христу, и шаг вбок /и влево и вправо/ - к Западу и Востоку.
"Мертв!" - какая живая эскапада!
"Возьми меня к реке"
"Выше, чем птицы, стальней, чем птицы" - отгадай!
И самому странно и непонятно, и сошелся только на том, что, наверное, "в этом что-то есть"?!
Ночь, в которой не знают о плохом… - если присмотреться, то окажется, что он не меньший пессимист, чем тот же Высоцкий.
"Если бы я был плотник, то построил бы корабль, если бы я был художник, то нарисовал бы картину, если бы я был архитектором и дизайнером, то выстроил бы дом". Когда есть деньги, можно купить и дом, и корабль, и картины.
"Мы пойдем по облакам, касаясь деревьев» - в том-то и дело, что это разные уровни.
"Камень в ладони" - это кастет! /это голыш для аквариума/
Пляж с птицами, кухня с драгоценными камнями...
"Положите рыбу в воду, птицу в небо, зверя в лес».
Песня - как светлая комната с новыми дверями в рай, как прихожая.
Странно петь ночью и стараясь сбить со следа.
"Время Луны»
Без правил есть только шанс, с избытком правил тоже есть только шанс - трудно и богатому и нищему. Луна - как шанс выжить в ночи.
"Знаю радости новизны, уюта, радости книгочея».
"Новых" фильмов уж наверное видел не "несколько". Он из дома и из института не в умники, а в народ ушел /хиппи как вариант начавшегося в прошлом веке "хождения в народ"!/ Но вернется к интеллигентам.
Песни про луну - это довольно пошло, но он-то не читал тех книг! Шаг вперед, шаг назад - и попадание в тот же фильм.
"Мальчик Евграф"
"Несгораемый шкаф» - "песни не горят".
Про джентльменство-пижонство, без которого скучно и пусто.
"Очень важно не играть в домино, не смотреть телевизор и не читать газет".
"Не любил писать стихи, предпочитая вино песен".
"Еще один упавший вниз"
Лом синтезатора в сантиментах хрустальных пространств - "это ново". В хрустале ночь как день, а день как рай.
Нет такой точки на пути наверх, с которой бы мы не падали.
Мир грез не как вершина, а как падение в пошлость, в Голливуд.
От лома быта он далек, конечно - так сложилась жизнь, что было кому заботиться и не было проблем с деньгами.
Просмотрел еще раз все фото в сборнике №14: поразило разнообразие обликов одного и того же лица. В основе это лицо красивого бычка, живчика, битюга /стр. 63, 176, 197, 238/, ведущего жизнь рокера, среди дымной богемы /стр. 107, 156, 177, 293, 377/скорбь/, 389/тяжелый случай//, исполняющего роли романтика /стр. 36, 121, 149, 203, 364, 383/ и аристократа /это уже роль не светлая /хотя и плоская/, а темная /зато глубокая, как бездна/ /стр. 77, 113, 137, 156, 230./ Случается прямой маскарад /стр. 48, 78, 300/под еврея?!//, несколько раз мелькнул облик частного человека /стр. 169.1, 205/… Главенствует то, что почти везде он в работе /а где отдыхает, там осматривает Путь/. От нее обилие грубоватых, жестких, трезво нахлобученных обликов /впрочем, и на отдыхе больше хмурости и недовольства - сравни стр169.2 и 230/. Еще заметно - как антипод "бычку" - хиппообразное дегенератство /стр. 53, 48, 284, 285, 343, 384/… "Бычок" тянется к романтике простых радостей плоти, "дегенерат" готов заключить союз с дьяволом и стать всемогущим аристократом. …И еще: много игры, но мало иронии - и от этого всё время "несколько нервно".
Свидетельство о публикации №224060201304