Самые известные лже-мессии первого века
С точки зрения иудаизма, главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
"И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать." (Ис. 2:4)
"Вот, наступят дни, когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле"
(Иер. 23:5)
Библия содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля, 1 Цар. 12:3 — 5), так и в эсхатологическом смысле.
В Новом Завете, как и в Ветхом, имеются предостережения от появления лжепророков и лжехристов[Мф 24:24; Мк 13:21). Сам Иисус обращает особое внимание на несколько важных событий, которые должны предшествовать явлению Мессии, начиная с предупреждения: “берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос «, и многих прельстят.” (Матф.24:4-5):
" Тогда, если кто вам скажет: «вот здесь Христос», или: «там», — не верьте;
ибо восстанут лжехристы и лжепророки и произведут знамения великие и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, и избранных.
ибо, как молния исходит от востока и светит до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
Где будет труп, там соберутся орлы.
Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены.
И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
и пошлет Он ангелов Своих с трубою великой, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но один только Отец."(Мф 24:23-36)
Однако,даже те иудеи, которые соглашались с тем, что Иисус был Мессией, расходились во мнениях о том, что означало быть Мессией. Когда они штудировали пророческие тексты в поисках информации об этом, они обнаруживали запутанный, порой противоречивый, набор мнений и взглядов о Мессии и его роли: Он будет пророком, который приблизит конец времен (Дан. 7. 13–14; Иер. 31. 31–34); или Он будет освободителем, который снимет узы с иудеев (Втор. 18. 15–19; Ис. 49. 1–7); или Он будет претендентом на трон и восстановит царство Давида (Мих. 5. 1–5; Зах. 9. 1–10)….
Первое столетие нашей эры было эпохой апокалиптических ожиданий. Бесчисленные пророки, проповедники и мессии бродили по Святой Земле, возвещая скорый и неизбежный Божий суд. Бродячий проповедник, возвещающий конец света и странствующий от деревни к деревне в сопровождении сторонников — типичное зрелище для тех времен; многие из этих так называемых «ложных мессий» известны нам по имени(Деян.5:36-37).
Одним из самых известных лжемессий 1 века является
ИУДА ГАЛИЛЕЯНИН
После смерти Ирода в 4 г до н.э.в Галилее появилась грозная группа разбойников, возглавляемая харизматичным бунтарем по имени Иуда Галилеянин. Он был сыном известного главаря мятежников Езекии, несостоявшегося мессии, которого Ирод взял под стражу и обезглавил сорока годами ранее в ходе своей кампании по очистке страны от бандитской угрозы.
В 6-м или 7-м году, когда в Иудею прибыл Публий Сульпиций Квириний, чтобы произвести перепись имуществ,Иуда вместе с фарисеем Цадоком стал во главе большого количества восставших и оказал ему серьёзное сопротивление.Перепись являлась основой налога; налог же, с точки зрения теократии, сам по себе почти что нечестивое дело. Бог- единый Господин, которого должен признавать человек, а потому уплата десятины светскому правителю является до некоторой степени замещением Бога этим правителем.
Выплата дани была тем более оскорбительна, поскольку подразумевала, что земля принадлежала Риму, а не Богу. Подати стали своего рода проверкой на преданность Богу: если ты признавал, что дань цезарю законна, ты был предателем и отступником и заслуживал смерти.
Иуда объявил Иудейское государство республикой, которая признает лишь Бога царём и правителем и Его законы считает верховными. Иуда со своей небольшой армией предпринял дерзкую атаку на город Сепфорис. Они взломали двери в царский арсенал и захватили оружие и провизию, хранившиеся внутри. Полностью вооруженные, вместе с примкнувшими к ним сторонниками из числа жителей города они начали партизанскую войну по всей Галилее, грабя дома богатых и власть имущих, поджигая селения и верша Божье правосудие над аристократами и теми, кто продолжал хранить верность Риму.
Иуда Галилеянин положил начало совершенно новому движению , которое Иосиф Флавий назвал «четвертой философской школой», чтобы отличать ее от других трех «школ» — фарисеев, саддукеев и ессеев. Последователей этой «четвертой философии» отличала от остальных непоколебимая преданность идее освобождения Израиля от иноземного господства и упорное стремление не служить никому, кроме единого Бога, пусть даже ради этого им пришлось бы умереть. Для веры такого типа существовал четкий термин, который был понятен всем благочестивым иудеям независимо от их политических взглядов и который они охотно применяли к себе: «ревность» Таких людей называли зелотами («ревнителями»)й
Это понятие подразумевало строгое соблюдение Торы и Закона, отказ повиноваться любому иноземному господину — вообще служить кому-либо из людей — и бескомпромиссную преданность всевышнему Богу. Ревновать о Боге означало не признавать никого равным Ему, не склоняться ни перед кем из правителей, кроме Царя, быть беспощадным к идолопоклонникам и нарушителям Божьего закона. Сама земля Израиля была приобретена через ревность, поскольку именно ревностные воины Господа очистили ее от всех чужеземцев и язычников, как повелел Бог. «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. 22. 20).
При жизни Иисуса «ревнительство» не означало четкой принадлежности к секте или политической группировке. Это была идея, стремление, тесно связанное с широко массовыми апокалиптическими ожиданиями, охватившими иудейское общество после римского завоевания. У людей набирало силу чувство, что близится конец существующего мира и новый, божественный порядок вот-вот явит себя. Царство Божие было совсем рядом. Все говорили о нем. Но власть Бога могла быть установлена только с помощью тех, у кого есть рвение бороться за нее.
Подобные идеи существовали задолго до того, как появился Иуда Галилеянин. Но он, возможно, был первым лидером, который смешал разбойников и ревнителей в единую революционную силу, сделав сопротивление Риму религиозным долгом, возложенным на каждого иудея. Именно его пылкая решимость сделать все, что бы ни потребовалось, для избавления иудеев от иноземной власти и очищения израильской земли во имя Господа превратила «четвертую философию» в образец ревностного сопротивления для тех многочисленных мятежников и бунтарей, которые через несколько десятилетий объединят свои силы ради изгнания римлян из Святой Земли.
Иуда, как ранее его отец Езекия,претендовал на роль мессии, на трон царя Давида. И, точно так же как и его отцу, ему пришлось заплатить за свои амбиции.Через некоторое время после выступления Иуды против переписи, он был схвачен римлянами и казнен. Чтобы наказать Сепфорис за то, что он дал оружие сторонникам Иуды, римляне сожгли город дотла. Мужчины были перебиты, женщины и дети проданы в рабство. Более двух тысяч мятежников и тех, кто им сочувствовал, были распяты на крестах.
Но даже после того как Иуда погиб, его дух продолжал воодушевлять его единомышленников. Двое его сыновей, Яков и Симон, были распяты Тиберием Юлием Александром ; другой сын, Менахем, стал предводителем сикариев и временно обладал большой властью; в конце концов, он был убит сторонниками первосвященнической партии.
Память об Иуде Галилеянине и о том, что он сделал, никогда не ослабевала.
На Иисуса из Назарета движение, поднятое Иудой Галилеянином, не могло не оказать большого влияния.
Иисус , вероятно, родился в тот самый год, когда объявился Иуда Галилеянин ,неудавшийся мессия, сын Езекии, еще одного несостоявшегося мессии. Ему должно было исполниться десять лет, когда римляне схватили Иуду, распяли его сторонников и разрушили Сепфорис.
Скорее всего ,Иисус должен был знать о подвигах Иуды Галилеянина, возможно, Он даже виделся с Иудой, который понимал иудейскую революцию столь отлично от Него. А может, исходя из сознания обреченности насильственной революционной борьбы со злом ,у Иисуса сформировалась идея мирного основания Царства -эсхатологического Царства Божьего на земле,в котором будет один Верховный Правитель - Сам Бог, осуществлявший правление через своего избранника Мессию.
САМАРИТЯНИН
Этот самаритянский самозванец жил в 1 веке, возможно, был современник Иисус Христа и Иоанна Крестителя.
В 36 году Самаритянин объявил, что он покажет людям священную посуду, которая якобы была спрятана Моисеем на горе Гаризим. Воодушевляемое идеей, что пришел Мессия, их великий освободитель, вооруженное множество людей собралось по его командованием, однако Пилат быстро нанёс им поражение и убил их предводителя.
ФЕВДА
Этот человек,выдававший себя за Мессию, будучи предводителем отряда из 400 еврейских повстанцев, боровшихся против римского владычества, в 44 году увлёк за собой толпу к Иордану, утверждая, что воды расступятся перед ними по его слову. Однако,прокуратор Фад преследовал их конным войском и убил многих, в том числе и самозванца, голову которого отрубили и привезли в Иерусалим.
ЕГИПТЯНИН
Лет через 20 после смерти Иисуса появился в Иудее египетский еврей, который заявил, что освободит Иерусалим от римского ига.
В правление Феликса лжемессии восставали в Иудее чуть ли не ежедневно и уговаривали людей следовать за ними в пустыню, уверяя , что там они увидят явные чудеса и знамения, сделанные Всемогущим. Феликс, время от времени, задерживал многих и предавал смерти.
Примерно в этот период (55г НЭ) знаменитый египетский самозванец собрал тридцать тысяч последователей и убедил их следовать за ним на гору Елеонскую, говоря, что оттуда они увидят как падут стены Иерусалима по его слову в качестве прелюдии к захвату римского гарнизона и обретению городом независимости. Римский правитель, однако, восприняв это как начало восстания, незамедлительно атаковал их, убил четыреста человек, а остальных рассеял, но египтянину удалось бежать.
Короче говоря,пока смиренные ожидания иудеев были обращены к Мессии, который один освободит их от римского гнёта и “восстановит царство Иерусалима”, появлялись
самозванцы лжемессии и именно такими были их претензии.
Власти ощущали апокалиптический жар, разлитый в воздухе, и реагировали на любой намек на подстрекательство к мятежу. Все лжемессии провозглашали своей целью спасение Израиля и все были казнены римлянами за это.
Иисус бен Анания
Этот лжемессия появился за четыре года до Первой иудейско-римской войны, начавшейся в 66 г. н.э., обошел Иерусалим пророчествуя о разрушении города. Иудейские лидеры Иерусалима выдали его римлянам, которые пытали его. Прокуратор Альбин принял его за сумасшедшего и отпустил. Он продолжил свое пророчество для более семи лет, пока он не был убит камнем из катапульты во время осады Иерусалима римлянами во время войны.
В Палестине I века практически каждый, кто объявлял себя мессией, соответствовал одной из существовавших моделей-парадигм. Вождь разбойников Езекия и Иуда Галилеянин следовали идеалу царя Давида, так же как и Менахем, и Симон бар Гиора во время Иудейской войны. Это были мессии-цари, царские притязания которых четко отразились в их революционной деятельности, направленной против Рима и его ставленников в Иерусалиме.
Другие, такие как чудотворец Февда, Египтянин и Самаритянин, изображали себя освободителями на манер Моисея, обещая освободить своих последователей от римского ига.
Пророки типа Иисуса бен Анании, возможно, открыто не говорили о своих мессианских устремлениях, но их пророчества о конце времен и грядущем Божьем суде явно соответствовали архетипу мессии-пророка.
Иисус не вписывался ни в одну из мессианских парадигм Писания и не выполнил ни одного требования, предъявлявшегося к Мессии. Иисус говорил о конце времен, но он не наступил даже после того, как римляне разрушили Иерусалим и осквернили Храм . Иисус обещал, что Господь освободит иудеев из рабства, но Господь этого не сделал. Он клялся, что двенадцать колен Израиля возродятся и воссоединятся в единый народ, но вместо этого римляне отобрали у иудеев Землю Обетованную, уничтожили ее обитателей и отправили в изгнание тех, кто остался жив. Царство Божье, которое предсказывал Иисус, так и не наступило. Новый миропорядок, о котором Он говорил, не стал реальностью. По критериям иудейской религии и Писания, Иисус был таким же несостоявшимся мессией, как и те, что приходили до него.
Ранние христиане, очевидно, осознавали эту дилемму и приняли сознательное решение изменить иудейские требования к Мессии. которые существовали в Ветхом Завете, чтобы получился портрет, выходящий за рамки любой из традиционных моделей. Иисус мог не быть ни пророком, ни освободителем, ни царем, но лишь потому, что Он был выше этих простых образцов: Иисус был более велик, чем Илия (пророк), Моисей (освободитель) и чем Давид (царь).
Вероятно, именно так воспринимала Иисуса ранняя церковь. Но что думал об этом сам Иисус, неизвестно.
Свидетельство о публикации №224060200132