Глава 34 Встречи

 Глава 34
Встречи

Сына Володю уже выписали из больницы, и Любаша с Ярославом периодически привозили его на очередную операцию по устранению последствий рубцевания обожжённой кожи и устранения стяжек, так как ожоговые рубцы лишают кожу эластичности и способности растягиваться. Это были болезненные, приносящие страдания посещения, но теперь ему можно было продолжать обучение в школе и выстраивать жизнь в нормальном русле со всеми детскими радостями.
Любаша начала новый учебный год и приступила к подготовке нового спектакля в своём, Детском музыкальном театре «Bel сanto». Четырёхлетнюю Машу она забирала с собой на работу, в театр, и та уже начинала участвовать в репетициях и пробовать первые в своей жизни роли. Ярославу приходилось уделять большое внимание театру, так как требовались новые костюмы и декорации, нужны были новые либретто и диски с фонограммами… Работа закипела полным ходом. Директор ЦВР Елена Николаевна была довольна: наполняемость в коллективе Любаши была обеспечена, репертуар очень увлекательный, а это важнейший пункт отчётности Центра внешкольной работы перед городом.
Из-за активного развития детского коллектива Любаши, стали возникать трения с профессиональным театром «Комедианты». Художественный руководитель этого театра и режиссёр Лешин, словно спрут, начал потихоньку захватывать площади, примыкающие к его сцене и зрительному залу.  Он не раз пытался сложить в репетиционный зал, принадлежащий Центру внешкольной работы, где Любаша проводила свои занятия с детьми, утварь и декорации к своим спектаклям. Молодому педагогу приходилось проявлять характер и добиваться освобождения принадлежащего ей зала. Она аргументировала свои требования вполне резонными доводами: дети начинают лазить среди плохо закреплённых декораций профессионального театра и могут травмировать себя… Лешин злился, но подчинялся требованиям молодого руководителя. Впрочем, именно тогда он и начал вынашивать план борьбы с успешным детским коллективом, так как раньше у него не было таких проблем: предыдущие детские коллективы были малочисленны и едва функционировали, практически, не причиняя никакого неудобства профессиональному театру.
Тьма и Рок, одетые в старомодном буржуазном стиле 30-х годов двадцатого века, сидели за столиком одного из многочисленных кафе на проспекте Чернышевского и обсуждали последние новости.
— Я была на аудиенции у Анатаса... Он очень недоволен, — сообщила Тьма, поправляя брошку в виде змеи, приколотую к удлинённому чёрному платью с отороченным мехом горностая воротником.
— А мне кажется, мы неплохо потрудились, — попытался оправдаться Рок. — Любовь, хотя и жива, но судя по всему, совершенно небогата!.. А что можно свершить без соответствующих средств?..
— Как ни странно, но деньги — не главное!.. Главное — энергия Любви! Продвижение её идей, спектаклей, книг — вот, что беспокоит Анатаса, и что затрудняет его и наше будущее!..
— К ней никак не подступиться!.. Можно было бы организовать автоаварию, но у неё нет автомобиля!.. Она не нарушает закон и не связана с подвластным нам криминалом…
—Надо присмотреться к соседям по квартире, возможно, именно там найдутся подходы... Кроме того, есть ненасытная администрация, есть Лешин... — так его зовут, кажется, — указала Тьма и вставила сигарету в длинный мундштук.
Рок поднёс зажигалку к сигарете, Тьма прикурила. Это означало, что главная тема разговора уже была обозначена.
— Чем ты сейчас занимаешься в свободное время? — поинтересовался Рок, решив сменить тему.
— Богатею!.. Сейчас появляется столько возможностей, море схем!.. — только успевай хапать!.. Аж, дух захватывает!.. У меня масса поклонников, и их становится всё больше!.. — Тьма откинулась на спинку стула и выпустила струйку сизого дыма...

В кабинете художественного руководителя театра «Комедианты» находились сам худрук и его помощник. Они обсуждали тему детского коллектива Любаши.
— Мне надоели её дети!.. — произнёс Лешин, развалившись в кресле своего кабинета и обратившись к помощнику. — Помещение у детского коллектива надо отобрать!..
— Нужно обратиться к Главе администрации Центрального района... Как её там… Штучковой с вознаграждением... — помощник выделил последнее слово, — с просьбой передать нам все, сопряжённые с нашим театром, помещения... — льстиво улыбнувшись, заключил он.
— Вот и обратитесь!.. Только аккуратно!.. — Лешин протянул руку к столу и, выдвинув ящик стола, достал из его недр конверт. — Этого, я думаю, будет достаточно!.. — сквозь зубы процедил он и передал конверт помощнику.
— Сделаем, — произнёс тот и взяв конверт, спрятал его в карман. — Можно попробовать ещё один способ убрать детский коллектив! — понизив голос посоветовал помощник.
— «Убрать»? — предположил Лешин.
— Это крайний случай!..
— Тогда что ты имеешь в виду? — поинтересовался Лешин.
— А что, если, предложить Любовь Александровне работу в нашем театре в качестве актрисы, — она же работала в театре Музыкальной комедии!.. Глядишь, она и откажется от своего коллектива!.. — изложил свою мысль помощник Лешина.
— Взять на работу, а потом, когда её театра не будет, уволить... На эту тему можно подумать!.. — заинтересовался Лешин. — У нас как раз готовится новая постановка «Смех в темноте» по Набокову, а там нужна будет маленькая девочка... Так что можно будет использовать в этой постановке и её дочку, и её саму...
Вскоре Любаша и её дочка Маша приняли участие в репетициях, а затем и в самом спектакле «Смех в темноте». Данная работа проходила довольно успешно, но Любаша и не думала оставлять свой коллектив. Более того, она продолжала добиваться успеха и регулярно участвовала в городских фестивалях детского творчества, а также выезжала за границу для участия в международных фестивалях детских творческих коллективов. Известная телеведущая Светлана Агапитова с её небольшой, но очень популярной обзорной программой «Погода в доме» побывала в гостях у Детского музыкального театра «Bell canto» и создала красивую и светлую, полную музыки добрую передачу об этом коллективе, которую показали по петербургскому телевидению.
Через некоторое время Любашу вызвала к себе директор Центра внешкольной работы Елена Николаевна.
— Любовь Александровна, к сожалению, помещение, где вы занимаетесь с детьми, распоряжением Главы администрации Центрального района решено отдать театру «Комедианты.» Я сделать что-либо уже не могу, — не поднимая глаз от стола, сообщила директор ЦВР.
— А где же мы будем заниматься? — растерянно спросила Любаша.
— Не знаю… — вздохнув, ответила Елена Николаевна. — Свободных помещений у меня нет... Их всегда не хватает... Сейчас тенденция — отбирать общественные помещения, в том числе и у детей, и передавать в коммерческий сектор... Ты не одна пострадала... У меня закрыли несколько клубов по разным адресам... Я всегда стремилась вам помочь, потому что вы делаете настоящее дело, и дети вас очень любят...
— Что же делать? — волновалась Любаша.
— Напишите в Администрацию Центрального района, а если не поможет, пишите в Москву, министру образования!.. Я не могу себе этого позволить, а тебе терять нечего!.. Хотя надежды очень мало!..
— Я попробую, — решила молодой педагог.
Любаше составила необходимое письменное обращение, и через некоторое время пришёл ответ от Администрации Центрального района, что решение о передаче  помещений Центра внешкольной работы профессиональному театру «Комедианты» не подлежит изменению... Любаша, с помощью Ярослава, имевшего опыт по составлению документов, написала и разослали письма во все вышестоящие инстанции: и губернатору Санкт-Петербурга, министру образования, Президенту России, и Председателям Совета Федерации и Госдумы, и даже в Федеральную Службу Безопасности — в их антикоррупционный комитет с жалобой на решение Главы администрации Центрального района города о передаче помещений Центра внешкольной работы в коммерческий сектор. К письмам Любаша прикладывала свои книги и копии полученных её театром дипломов... Административно-бюрократическая машина хотя и со скрипом, но начала своё неповоротливое движение...
Очередной август подходил к концу… Молодая женщина сидела за письменным столом в своей квартире. Раздался телефонный звонок по домашнему телефону.
— Слушаю вас, — вступила в разговор Любаша.
— Здравствуйте, Любовь Александровна! Это Елена Николаевна, ваш директор...
— Что-то случилось?
— Да! Случилось!.. Нашему Центру дают большое здание на улице Правды!.. И теперь ваш театр будет иметь своё помещение, и вы сможете спокойно продолжать заниматься с детьми, и ставить свои спектакли!..
— Значит, у нас получилось добиться помещения!.. Это, просто, чудо!..— обрадовалась Любаша.
— Получилось! Это вы — наше настойчивое чудо! Из Москвы пришёл приказ найти помещение!.. Вот и нашли... Готовься к переезду!..— сообщила директор.
— Я так рада, Елена Николаевна!.. Сегодня же обрадую всех ребят из моего театра!..
— Ты, молодец! До встречи!.. — закончила разговор директор ЦВР и положила трубку.
Вскоре театр «Bel canto» переехал с Лиговского проспекта на улицу Правды, в дом №6.
В свободное от основной работы время Любаша и Ярослав продолжали обсуждать наброски новых глав романа. Кроме этого художник занимался изготовлением головного убора к костюму Розочки для нового музыкального спектакля Любаши «Розочка и Светлячок», постановку которого она готовила в предстоящем учебном году.
— Данный роман — это книга о жизни с её многогранными проявлениями, — обратившись к Любаше, произнёс Ярослав. — На сегодняшний день ты написала начало и всего лишь подошла к основной его части, а эта основная часть романа ещё не пережита нами, и мы не знаем, что будет дальше, и как будет развиваться сюжет этой книги!..
— Это так! Хотя ещё многое можно написать, что я и стараюсь делать! Жаль, времени маловато!.. — улыбнувшись, ответила Любаша.
Из-за оконной шторы показалась голова Хроноса, и он несколько недовольно пробурчал:
— Меня не маловато, а вполне достаточно!..
Ярослав встрепенулся, отложил головной убор и, подойдя к шторе, отдёрнул её, но никого за ней не увидел.
— Странно, очень странно... — пожав плечами и с некоторым недоумением протянул художник и вернулся к оставленной работе.
— Я ловлю себя на мысли о том, что чем больше знакомлюсь с содержанием романа, — приклеивая огромные розовые лепестки к основанию головного убора, — продолжил разговор Ярослав, — тем больше мне кажется, что мистические герои, участвующие в его сюжетной линии: Властитель Света, Властитель Возмездия, Вихрь, Хронос, Судьба, Смерть, Анатас, Тьма, Рок, как, впрочем, и само повествование перекликаются с известным романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». У меня возникает ощущение, что твой роман — это в чём-то своеобразное продолжение его книги!..
Любаша задумалась и села на диван.
— Возможно... — согласилась она. — Прошлой ночью, когда я работала над рукописью, здесь появился дух Михаила Булгакова, причём он был отчётливо и реально виден!..
— Вот здесь, в этой комнате?.. — удивлённо, уточнил Ярослав.
— Да… .
— Интересно, о чём вы говорили?.. — спросил Ярослав.
Он оставил свою работу с головным убором. Убирая остатки клея, вытер влажной салфеткой руки и уселся в кресло напротив Любаши, всем видом показывая, что готов внимательно слушать.
Любаша, получив благодарного слушателя, стала рассказывать, что когда она в очередной раз села за свой роман, а было, примерно, около часа ночи, ей показалось, что кто-то сидит в кресле у окна... Она обернулась и увидела вначале прозрачного, а через несколько мгновений уже обычного живого человека... Он был среднего возраста и худощав, одет в, казавшийся старомодным, костюм коричневого цвета. Волосы на его голове были старательно зачёсаны назад. Большие светлые глаза сияли загадочностью, и, в целом, он выглядел бодрым и весёлым… Мужчина поднялся с кресла и подошёл к Любаше. Она, в свою очередь, так же встала из-за стола.
— Я рад вновь встретиться с вами, дорогая Любовь!.. — произнёс незнакомец и с чувством поцеловал руку Любаше. — Вы узнали меня? — спросил он.
— Да, здравствуйте!.. Вы — писатель, Михаил Булгаков! — немного волнуясь, ответила Любаша, ещё не успевшая успокоиться и освоиться в ситуации с неожиданным визитом столь известного гостя. — Мы встречались ранее, но я ещё не написала об этом в романе...
— Да! Первая наша встреча, как вы помните, состоялась в Москве, в тысяча девятьсот тридцать девятом году, ещё при моей жизни, но уже незадолго до смерти... Впрочем, смерть, как вы видите, понятие достаточно условное... — с иронией произнёс гость. — В настоящее время я нахожусь в Мире души и, наконец-то, смог познакомиться с первыми и долгожданными страницами вашего романа!.. Вот, в основном, по поводу этого романа я и хочу с вами поговорить! — известный писатель выдержал небольшую паузу, обдумывая следующие слова. — Всем известно, что на создание романа «Мастер и Маргарита» меня, в большей степени, вдохновила мистическая поэма Гёте «Фауст», в которой, как известно, присутствовала героиня по имени Маргарита, а также не менее известный герой Мефистофель. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь, тематическое единство и преемственность поэмы «Фауст» и моего романа «Мастер и Маргарита», я тоже назвал свою героиню Маргаритой, хотя Мефистофеля заменил Воландом. Кроме того, в начале своего романа, ещё больше подчёркивая связь этих двух произведений, в качестве эпиграфа я поместил, как вы знаете, строчки из поэмы «Фауст»: «…Так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
В результате этих действий два произведения — поэма «Фауст» Гёте, с одной стороны, и мой роман «Мастер и Маргарита», с другой — соединились в очевидную для внимательного читателя дилогию, когда мой роман стал развитием, дополнением и продолжением, выбранной Гёте, непростой мистической темы... Так, вот, уважаемая, Любовь, — Михаил Булгаков, опять, подчёркивая важность своих слов, выдержал небольшую паузу, — я предлагаю вам так же назвать главную героиню Маргаритой и в начале романа, в качестве эпиграфа поместить, понравившиеся вам строчки из моего романа… Таким образом, у нас троих, из наших трёх книг получится прекрасная, завершённая трилогия!.. И общая для наших произведений тема будет наилучшим способом раскрыта!.. Представляете, как это будет здорово, необычно и интересно!.. Три мощнейших произведения, написанных в разное время на сложнейшую мистическую тему, в качестве трилогии выстроятся в единый смысловой ряд!..
— Это большая честь!..  Но мой роман я только-только начала создавать и неизвестно, получится он или нет!..— выслушав собеседника,—пояснила  Любаша.
— Судя по началу, обязательно получится! Я не сомневаюсь в этом!.. — уверенно заявил маститый писатель.
— Михаил Афанасьевич, вы уже заслужили признание и любовь читателей. Огромное количество людей и в нашей стране, и за рубежом, и я в их числе, считают ваш роман «Мастер и Маргарита» одним из лучших произведений двадцатого века, и он стоит на моей книжной полке на самом видном месте и всегда под рукой!.. — говорила Любаша и, подойдя к книжному шкафу, взяла в руки знаменитую книгу Михаила Булгакова.
— Приятно получить похвалу из уст самой Любви!.. — ответил Михаил Афанасьевич.
Его чёткий облик начал постепенно таять.
— Похоже, подошло время заканчивать беседу, — заметив свою прозрачность, посетовал он. — Если бы вы знали, как не хочется покидать вашу обитель!.. Буду с нетерпением ждать окончания заветного романа!.. Вы не представляете, сколько людей и душ из разных миров желают его прочитать!..
— Спасибо! Вы дарите мне веру в себя — это очень важно!.. — благодарно ответила молодая писательница.
— У вас всё получится!.. — на прощание подбодрил Михаил Афанасьевич и, полностью растаяв в воздухе, исчез…

— Вот такая была встреча, — заключила Любаша, обратившись к слегка опешившему от услышанного Ярославу.
— Удивительно...  Ты получила признание от одного их лучших мастеров литературного слова!.. — заметил он.
Ярослав прошёлся по комнате, подошёл к книжной полке и взял книгу «Мастер и Маргарита». 
— А какой эпиграф из книги «Мастер и Маргарита» ты бы хотела взять? — поинтересовался он.
— Я уже подобрала некоторые строчки, — ответила Любаша, — вот они: «Как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворный срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?..» Вот о тех божественных силах, кто создаёт и управляет, а также об их созданиях и есть мой роман.
— Идея твоего романа — это рассказ о рождении и жизни на Земле самой таинственной и могущественной силы во вселенной, о Любви!.. — высказал своё мнение Ярослав. — А это задача обширная и многогранная!.. Поэтому, мне кажется, нецелесообразно менять имя главной героини в твоём романе, хотя, по сути, и в этом случае, силуэт трилогии сохраняется!.. Кроме того, раз уж мы заговорили о романе Михаила Булгакова, — продолжил тему художник, — я бы хотел отметить, что один из его героев, а в частности, Воланд, по благородству и гуманному отношению к Маргарите и Мастеру, не похож на безжалостного и лишённого сострадания дьявола. Я могу ошибаться, но на мой взгляд, Воланд более похож на представителя энергии Возмездия, так как все действующие лица романа в итоге справедливо получают каждый своё!.. Если ты думаешь по-другому, — молодой мужчина посмотрел на любимую, — я спорить не буду!..
— Возможно, — выслушав доводы Ярослава, произнесла Любаша.
В комнату вошли Маша и Вова. Молодая мама взяла Машеньку на руки и посадила себе на колени.
— Наверное, проголодались? — спросила Любаша у детей.
Вова кивнул головой.
—Ярослав, посмотри школьные тетради и дневник у Володи, а я пойду, сварю кашу, — сказала Любаша.
Она встала и, взяв с собой дочку, отправилась на кухню. Ярослав принялся разбирать школьные тетради сына.
На кухне, возле своего стола сидел пьяный сосед, увидев Любашу, он поднял на неё свои мутные глаза и спросил:
— Так как, будем разменивать квартиру?..
— Мы этот вопрос обязательно решим, но чуть позже, тем более пожилой сосед не хочет размена, — ответила Любаша и достала с полки кастрюлю для каши.
Пьяный мужчина что-то недовольно и невнятно пробурчал, встал и направился к входной двери, чтобы выйти на лестничную клетку покурить. Он открыл дверь и невольно вздрогнул от неожиданности, так как перед ним, лицо в лицо стоял неизвестный господин, одетый слегка в старомодный сюртук, с котелком на голове и шрамом на верхней губе. Неизвестный представился:
— Я — к вам по вопросу расселения квартиры.
Сосед, стараясь избавиться от хмельной ряби в глазах, немного прищурился и, оценивающе посмотрев на пришедшего, спросил:
— Вы — агент?
— Да, я агент! — ответил неизвестный.
— Заходите, — пригласил подвыпивший сосед и тут же сообщил жене, что к ним пришёл агент и повёл его в комнату. Агентом представился всегда непонятно откуда появляющийся Рок. Он вошёл в небольшую комнатёнку и, сев на предложенный стул, снял котелок с головы.  Сосед и его жена заметили с одной стороны головы торчащий выше лба, странный нарост, очень напоминавший рог, впрочем, хозяева не удивились, — мало ли что в жизни бывает, и может быть, это такой необычный завиток волос…
Странный агент окинул взором стены и потолок комнаты, заметил он и составленные в углу пустые бутылки.
— Да, неудобно жить в приёмной!.. — оценивающе заявил он.
— Эти, — сосед ткнул пальцем в стену, за которой располагалась гостиная комната Любаши и Ярослава, — не хотят разменивать квартиру!.. У них, видите ли, нет проблем!..
— Если вы хотите отсюда уехать, то проблемы им, — агент многозначительно выделил интонацией последнее слово, — нужно создать!.. Рок посмотрел на потолок, где располагалось большое жёлтое пятно от застарелой протечки. — Например, можно устроить, чтобы и у них появились протечки, — предложил он.  Кстати, на таких пустяках можно не ограничиваться. Вы здесь живёте достаточно долго и лучше знаете, что можно предпринять!..
Агент достал золотые карманные часы, открыл крышку и посмотрел на циферблат.
— О, мне уже пора!.. За окном совсем стемнело, — прохрипел Рок и показал рукой на окно, за которым скрывался густой сумрак.
Сосед и его жена невольно посмотрели на тёмно-синие стёкла окна, а когда вновь обратили внимание на гостя, того уже и след простыл, будто его и вовсе не было… 
Подвыпивший сосед в недоумении почесал затылок.
— Это что? Нечистый был?.. — с замиранием спросил он.
Жена неопределённо пожала плечами.
— В главном он прав! Пора приступать к более решительным действиям!.. — решила она. — Сделай так, чтобы у них, — жена ткнула пальцем в соседнюю комнату, — крыша протекала, сделай в ней дыры, порезы...
Сосед-пьянчуга подошёл к столу и взял в руки консервный нож. Повертев его в руках, он, сомневаясь в его надёжности, достал из инструментального ящика для надёжности ещё и стамеску.
— Пойду, поковыряю, — процедил он сквозь зубы и отправился на чердак.
На чердаке пьяница выбрал участок крыши над большой комнатой Любаши и Ярослава и вспорол её некоторую часть. Пока он это делал на чердак пришла его жена, в руках у неё было ведро с водой.
— Это для надёжности, — пояснила она. — Мы выльем эту воду прямо по стене в их маленькой комнате. — Пусть думают, что это протечки...
Прошло полтора часа. Дети были накормлены и отправились спать, а Любаша с Ярославом остались в гостиной одни. Молодой мужчина вспомнил рассказ любимой о разговоре с автором романа «Мастер и Маргарита…»
— Ты написала о творческом предложении Михаила Булгакова относительно твоего романа? — поинтересовался Ярослав.
— Да, я обязательно поставлю эту сцену в свой роман, — ответила писательница.
Художник стоял у окна и что-то обдумывал.
— Представляешь, сколько замечательных учёных, музыкантов, писателей, поэтов за прошедшее историческое время перешло в потусторонний мир? — нарушил молчание Ярослав. — Вероятно, они и там, в духовном мире продолжают заниматься наукой, музыкой, литературой и поэзией. Любопытно было бы познакомиться с творческими произведениями людей, познавших таинства жизни и смерти, космоса и вечности!..
— Это вполне возможно!.. С духом любого умершего человека можно пообщаться, если он не будет против, используя для этого уже известный тебе алфавитный круг и блюдце. Впрочем, пользоваться атрибутами этого сеанса мне, в общем-то, не нужно, я и без них всё слышу, вижу и чувствую, — пояснила Любаша. — Когда-то в Калинине, где я жила в общежитии, когда училась в музыкальном училище, мы с девчонками ворожили с помощью листа бумаги с нанесённым на нём алфавитом, ещё было блюдце…  Мы вызывали разных духов и спрашивали: сколько будет детей, как будут звать мужа…
— И как результаты? — улыбнувшись уточнил Ярослав.
— У меня всё совпало... Когда я спросила, в каком году я выйду замуж, блюдце, над которым девчонки, и я держали свои руки, двигаясь по кругу, показало 1988 год...
— Удивительно!.. — заметил художник.
Ярослав с юности тяготевший к знаниям о тайнах мироустройства, давно лелеял надежду хотя бы попытаться пообщаться с великими поэтами прошлого, чтобы через красоту их поэтических форм, созданных уже в ином качестве и состоянии, когда перед их взорами открылись безбрежно-космические просторы духовного мира, и таким необычным способом попытаться добраться до потаённых философских глубин…
— Давай, попробуем! Вдруг, получится пообщаться с поэтами!.. — предложил Ярослав.
Любаша согласилась. Воодушевлённый художник расчистил стол, убрав с него всё лишнее, достал сложенный пополам белый лист ватмана с изображёнными на нём по кругу буквами русского алфавита, на диаметрально противоположных сторонах круга были написаны два коротких слова: «Да» и «Нет», а между ними — цифры от нуля до девяти. С помощью этого нехитрого листа бумаги с буквами, цифрами и двумя короткими словами Ярослав и Любаша приготовились общаться с душами умерших людей. Художник посчитал, раз явление существует, то его надо изучать и использовать. Весь вопрос в целях. Каковы они?.. Служат ли добру или злу?.. Всё в этом мире, любой предмет, любое явление можно повернуть в сторону фундаментальных интересов жизни или наоборот, против них... Ответственность и последствия при этом полностью ложатся на делающих этот выбор людей… Молодым мужчиной в данной ситуации, владели философские интересы и любопытство в познании тайн Мироздания…
Он взял от кофейного сервиза лёгкое фарфоровое блюдечко, перевернул его вверх дном и как научила любимая, с помощью копоти от горящей спички нанёс на край блюдечка небольшую чёрную метку. Затем он поставил на стол зажжённые свечи. Ярослав серьёзно отнёсся к данному занятию и из уважения к будущим «гостям» сменил домашний халат на брюки и рубашку. Любаша одела розовое длинное платье. Всё было готово к таинству…
— А если не получится? — засомневался Ярослав.
— Давай попробуем, хотя для успешного проведения этих сеансов тоже нужны способности, — ответила Любаша и прочитала небольшую молитву.
— Кого будем звать? — уточнила она.
— В юности мне очень нравился поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, — сообщил Ярослав. — Я переписал множество его стихов в отдельную тетрадь, куда заносил все понравившиеся мне стихи, с радостью пообщался бы с этим поэтом.
— Что ж, Лермонтов, так Лермонтов!.. — согласилась Любаша.
Она подошла к окну, приоткрыла оду из его створок и произнесла в позднее, вечернее небо:
— Вызываю дух поэта Михаила Юрьевича Лермонтова!.. — сказав эти слова, молодая женщина вернулась к столу.
Она разместила перевёрнутое блюдце в центре алфавитного круга и вместе с Ярославом протянула и дотронулась кончиками пальцев до края белоснежного блюдца. Далее Любаша спросила:
— Дух Михаила Лермонтова, вы — здесь?..
Блюдечко не спеша поползло к короткому слову «Да». Ярослав уже давно слышал о подобной практике и верил в реальность данного явления. Он понимал, что души живших когда-то людей разные и по уровню интеллекта, и по духовности, и по моральным качествам… Он догадывался что далеко не все души и далеко не всё знают о Мироздании и его таинствах… Во многом, на уровень таких знаний влияет реальный духовный уровень конкретных душ, их окрылённость или ограниченность… Понимая это, Ярослав решил с благодарностью принимать полученную во время сеансов информацию, но не собирался делать из неё культ, пропуская через призму собственного представления о положении вещей… Он рассуждал по этому поводу так: «Человек не должен быть зависимым от этого необычного источника информации. Он должен несколько отстранённо и критично, а иногда и иронично смотреть на происходящие на сеансах явления. Всё необычное, что может произойти, нужно продолжать оценивать, как и в обычной жизни, с моральной и нравственной точек зрения, тогда вас никогда и никуда не «занесёт» вовремя или после подобных сеансов, и вы не заблудитесь среди духовных авторитетов или никчёмностей…» — Ярослав это чётко понимал и помнил.
— Добрый вечер, Михаил Юрьевич! — начал беседу художник. — Мы рады, что вы откликнулись на приглашение и пришли к нам!.. Поэты, как никто другой, обладают ярким и образным языком изложения природы вещей и чувств!.. Может быть, вы захотите подарить нам несколько строчек с безусловным сохранением, в случае публикации, вашего авторства!.. — предложил Ярослав.
Блюдце вновь поползло к слову «Да».
— Тогда начнём! — приободрившись, попросил Ярослав.
 Он и Любаша, расположив руки над блюдцем, едва касаясь его, склонились над разложенным на столе алфавитным кругом.
Блюдце медленно поползло по бумаге от буквы к букве, накатываясь на них своей закопчённой отметиной и собирая таким образом обозначенные буквы в гирлянды слов, которые одно за другим складывались в стройное предложение: «Я не любитель откровенья, но вам скажу, мои друзья: отбросьте все свои сомненья, пред вами жизнь, Любовь и я!..»
Ярослав записал продиктованные, вернее «написанные» блюдцем строчки на заранее приготовленном тетрадном листе.
— В этих строчках чувствуется лёгкая ирония и весёлая бравада!.. — прочитав получившийся текст, отметил художник. — Всё же удивительно, как это возможно, чтобы блюдце двигалось по столу, если мы его почти совсем не трогаем?..
— Духи используют нашу энергию, сообщаемую через руки фарфоровому блюдцу, и направляют его по своему усмотрению!.. Как это объяснить с точки зрения науки, я не знаю!.. — пояснила Любаша.
Блюдце опять поползло по листу ватмана, продолжая нанизывать буквы на смысловую нить: «Тёплые души вселенной мир наполняете мой, снова рождая стремленья и прогоняя покой!..»
— Прекрасные строчки!..  — восхищённо произнёс Ярослав.
— Большое спасибо вам за поэзию и за то, что пришли к нам! До свидания, Михаил Юрьевич!.. — поблагодарила поэта и попрощалась с ним Любаша.
Блюдце закрутилось на месте и остановилось.
— Просто глазам не верю! — удивился Ярослав.
— К сожалению, души умерших имеют ограниченное время пребывания здесь! — объяснила краткость сеанса Любаша. — А хочешь я прочитаю тебе свое стихотворение, совсем недавно сочинила? — предложила она.
— Конечно, — согласился Ярослав. 
 Любаша помолчала несколько мгновений, сосредотачиваясь и начала читать:
—Забудусь и уйду в нежданность, в мою бездонную зарю; простит ли мира долгожданность отживших блёклую пору?!. Забудусь и уйду, прощайте!.. И ладан благости взойдёт, и скажет: доброе рождайте, летите в свой земной полёт!.. Забудусь и уйду цветами в небесный край и мрачный край, прольюсь цветными голосами в мой Мир Любви, в мой вечный Рай!..

— Здорово! — оценил строчки Ярослав. — Ты пишешь всё лучше и лучше…
 В эту ночь во сне художник увидел белокрылого Ангела, который летел ему навстречу.
  — Ты звал меня? — спросил божественный житель, приземлившись около Ярослава.
— Да, я хотел поговорить с тобой и задать несколько вопросов, — сообщил художник.
— Я слушаю тебя, — согласился Ангел.
— Много ли существует потусторонних миров?
— Их очень много! — ответил, легкокрылый Ангел. — Ваш мир — один из них!.. Вы для нас — тоже потусторонние!..
Ярослав немного опешил от неожиданного ответа. «Оказывается мы тоже живём в одном из потусторонних миров?!.» — повторил он, с удивлением. Было ясно, что молодому человеку нужно было некоторое время, чтобы «переварить» и усвоить эту новость.
— Скажи пожалуйста, а чем отличается один потусторонний мир от другого? — поинтересовался Ярослав.
— Светом!.. — коротко ответил Ангел. — Каждая душа, сообразно свойствам собственной космической вибрации, попадает в соответствующий мир с тем или иным качеством окружающего её света!.. В каждом мире — разные условия и возможности…  Впрочем, я не философ, а всего лишь Ангел, и всё, что я сообщил, вы прекрасно знаете!..— пояснил он.
— Спасибо за ваш ответ! — поблагодарил Ангела художник. — Может быть вы хотите сказать мне что-то важное? — задал он последний, завершающий вопрос.
  — Цени то, что имеешь!.. У тебя есть тридцать пять лет для решения основных задач!.. Никогда не расставайся с Любашей!.. В ближайшее время будь осторожен, так как тебе угрожает некоторое количество воды!   — сообщил Ангел и, закончив общение, улетел в небо…
  Проснувшись, Ярослав приступил к чтению написанных страниц романа, а Любаша отправилась стирать бельё в ванную комнату. Через час молодая женщина прервала чтение художника.
— Прервись на пять минут, сходи пожалуйста на чердак и повесь бельё на просушку, — попросила она.
Ярослав отложил рукопись и, взяв выставленный в коридоре таз с бельём, отправился на чердак, вход на который располагался этажом выше. По металлической крыше барабанил неуёмный дождь. Под наклонной, покрытой железом кровлей, опиравшейся на широкие потемневшие от времени доски, висели натянутые и привязанные к гвоздям верёвки. Художник сразу увидел, что над их гостиной порезан кусок кровли и его концы отогнуты вниз, что стало позволять дождевой воде, стекая по железному листу кровли, проникать на пол чердака. Это была реальная угроза протечки. Ярослав понимал, что дыра в кровле появилась недавно, так как раньше её не было. Соображая, что нужно предпринять, чтобы устранить угрозу протечки, молодой мужчина на всякий случай решил так же осмотреть чердачное помещение над второй комнатой. Он быстро прошёл в соответствующую часть чердачного помещения и увидел, что нижняя часть кирпичной стены над их второй комнатой залита и забрызгана водой. При этом крыша над этим участком чердака была в полном порядке. Всё это говорило о том, что вода на стене появилась не с улицы, а была сюда сознательно кем-то принесена...
Развесив бельё, Ярослав выправил загнутый кусок кровли, постелил под порезом клеёнку и подставил таз. Эти оперативные меры выправили ситуацию. Мужчина спустился в квартиру, открыл дверь и вошёл в маленькую комнату. В этот момент из расположенной рядом ванной комнаты вышла жена соседа-сантехника. Она осторожно и быстро окинула взглядом потолок в комнате Ярослава, у той стены, на которую в чердачном помещении кто-то поливал воду. Художник заметил это неслучайное движение, говорившее о желании увидеть результаты своих усилий, и таким образом убедился в причастности данной семьи к «диверсиям» на чердаке...
Он рассказал о случившемся Любаше:
— Соседи проделали дыру в крыше и поливали капитальную кирпичную стену водой, чтобы вызвать в наших двух комнатах протечки!..
— Зачем им это надо? — поинтересовалась Любаша.
— Вероятно, чтобы мы более охотно согласились на размен квартиры, — предположил художник.
— Ох, люди, люди!.. — вздохнула Любаша. 
Встретив чуть позже на кухне соседа-пьянчугу, Ярослав с презрением сказал ему:
— Это же ты протечки устроил! Набить бы тебе морду за это!..
Пьяный сосед с кривой улыбкой лишь ухмыльнулся...


Рецензии