de omnibus dubitandum 26. 152
Глава 26.152. ЧИТАЯ КНИГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСТОРИКА, НУЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ ТО, ЧТО ИМЕЕТЕ ДЕЛО НЕ С РЕАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ…
21.01.1648 года
На страницах трудов о Сигизмунде III Ваза=Дмитрие Ивановиче, которому в 1605 г. было 39 лет, в силу известного школьного требования к литературным текстам «Нельзя масло маслить» прослеживается интересный процесс рождения указанного героя. Поясним подробнее.
Историк берет древний текст, относимый к XVII веку. В нем пишется о «короле», о «сыне царя Иване V Ивановиче Молодом». Древний автор не стеснен упомянутым выше школьным правилом для отличников. Он в пяти предложениях подряд пишет только слово «царь». И так на протяжении нескольких страниц.
Современный историк «знает» – это смутные времена (они же относятся к «Ивану V Ивановичу Молодому», он же «царь Иван Иванович V»). Поэтому наш историк отличник эти пять предложений (или страниц) переписывает, но слово «царь» заменяет, то на «Сигизмунда III Ваза», то на «Дмитрия Ивановича». И масло не маслится. Но при этом, если летописец имел в виду под словом «царь» разных царей (до третьего предложения (страницы) это был царь Дмитрий Иванович, а после третьего – это уже, например, Сигизмунд III Ваза, которого, кстати, могли в то время запросто переименовать в «Лжедмитрия»), то происходит «склеивание» нескольких героев в одного. Вот и появляется Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович=Лжедмитрий.
Более того, невозможно разобраться имеет ли место этот процесс «рождения» на страницах книг современных историков или нет, поскольку для того, чтобы начать переводить этот текст в первоначальный, где «масло маслится», нужно поубирать из текста всех «Ваз», «Иванов», «Дмитриев» и т.д. Но для этого надо вновь обратиться к первоисточникам. Зачем тогда было писать книгу! Получается, что только затем, чтобы преодолеть оторванность читателя от источников. Причем данная «оторванность» – следствие ограничения допуска нас «дилетантов» к архивам. Другими словами, читая книгу профессионального историка, вы должны отдавать себе отчет в том, что имеете дело не с Реальным Прошлым, а с тем, каким оно видится историку (или группе историков той или иной научной школы).
Битва под Жёлтыми Водами (укр. Битва під Жовтими Водами, польск. Bitwa pod Qovtymi Wodami) — первая крупная победа восставших казаков в союзе с перекопскими татарами [Желтые Воды // Еврейский Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907] (конница) над польскими силами в ходе восстания (на самом деле боевой операции против Польши под предводительством) Богдана Хмельницкого.
Заселение украинских пустынь шло очень быстро: с каждым годом появлялись в магнатских и шляхетских имениях все новые местечки и деревни. По мере роста населения земля увеличивалась в своей ценности; помещики и старосты стремились получить с нее как можно больше дохода. Казачье население, которое до сих пор не знало иной повинности, кроме военной, в глазах собственников и старост стало сравниваться с холопами других воеводств Жечи Посполитой.
Помещики и старосты требовали от колонистов-казаков, доселе вольных людей, барщину и чинш, запрещали им уходить по собственному желанию "за пороги", в «дикие поля»; взымали подать со стад, с приготовления напитков, брали плату с печей, мытную при въезде на торг, словом, вводили систему, которая применялась к крестьянству во внутренних воеводствах. В довершение всего, помещики и старосты управляли имениями не лично, а с помощью евреев управляющих и евреев арендаторов, которые угнетали казачье население и в свою собственную пользу. Все это вызывало среди украинского казачества недовольство и готовность к протесту. С другой стороны, и правительство Жечи Посполитой применяло более строгий контроль над казаками как украинскими, так и запорожскими. Не желая, чтобы самовольные походы казаков вызывали нападения на страну со стороны соседей - татар и турок, правительство старалось взять казаков в свои руки и сдерживать их своеволие.
Такую цель имела конституция сейма 1590 г. под названием «Порядок со стороны низовцев и Украины». Казакам было воспрещено выходить на Низ, а запорожцев стремились обратить в послушное орудие Жечи Посполитой: их старший (атаман) и сотники были отданы под власть великого коронного гетмана. Это вызвало брожение на Низу. Вскоре после объявления конституции 1590 г. казаки начали собираться и совещаться, а потом и восстали с оружием в руках. Во главе их стал подляшский шляхтич Христофор Косиньский. Они разграбили королевщины и помещичьи имения на Украине (Червоной Руси - Л.С.) и Волыни; особенно пострадали князья Острожские: старый Константин-Василий и его сын Януш, волынский воевода, белоцерковский и богуславский староста. Все же окраинные паны объединившись ударили по повстанцам и разбили их (1593 г.).
Казаки обязались уйти с панских земель, сидеть за порогами и возвратиться в подчинение Жечи Посполитой. В 1596 году произошло второе восстание украинских казаков и запорожцев. Северин Наливайко, перед тем предводитель придворных казаков князя Острожского, организовал на Украине вооруженные отряды. В Запорожье сигнал к восстанию подал гетман низовцев Лобода. Оба грабили в Киевщине и на Волыни имения духовных и светских господ, принявших Брестскую унию.
Коронный польный гетман Жолкевский настиг их и разбил на Суле под Лубнами. Преемник павшего Лободы, Кремпский, обещал повиноваться Жечи Посполитой и воротился за пороги; Наливайко, взятый в плен, был казнен в Варшаве. Со времен восстания Наливайко все недовольные люди украинских воеводств, считали казаков своими союзниками; особенно пользовались их поддержкой дизуниаты. Запорожские казаки, недовольные контролем, которому подвергло их правительство, вступали в союз с дизуниатами и поднимались против Жечи Посполитой под девизом защиты православия. Католическая политика Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича привела Польшу к внутреннему раздору: агитации Замойского и рокошу Зебжидовского, равно как и к борьбе унии с дизунией, где руководящую роль взяли на себя казаки. Та же самая католическая политика, которой руководствовался король в войнах шведской, московской и турецкой, принесла стране и внешние поражения.
После смерти шведского короля Иоанна (†1592), 26-летний Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович в сопровождении папского нунция Маласпины отправился в Швецию и короновался здесь, но должен был признать протестантизм господствующей религией и согласиться на исключение католиков от занятия должностей.
Ненавистный для протестантов-фанатиков, он боялся за свою жизнь в столице наследственного государства и искал безопасности под охраной польской стражи. Согласно с обещанием, данным Варшавскому сейму, он возвратился в Польшу, оставив Швецию под управлением регента, своего честолюбивого дяди Карла, герцога Зюдерманландского. Несколько лет спустя Карл начал восстание, которое не удалось сломить 32-летнему Сигизмунду III Ваза=Дмитрию Ивановичу во время его второй поездки в Швецию (1598 г.).
Скоро, недовольные, потребовали от Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича, чтобы он проживал в Швеции и принял протестантизм, наконец, отказали ему в повиновении, предлагая престол его старшему сыну Владиславу IV. Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович начал войну за наследственный престол, в которую втянул Жечь Посполитую, предложив ей за поддержку Эстляндию. Карл Зюдерманландский сначала овладел Эстляндией, потом вторгся в польскую Лифляндию и занял все наиболее значительные города, кроме Риги (1601 г.).
Несмотря на усилия гетманов Яна Замойского и Карла Ходкевича, перевес был на стороне шведов. Карл Зюдерманландский объявил себя шведским королем (1604 г.) и предпринял поход на Ригу. Блестящая победа Ходкевича под Кирхгольмом (1605 г.) не была надлежащим образом использована из-за политических осложнений со стороны Москвы и домашних неурядиц во время рокоша Зебжидовского. Войну, прерванную из-за смерти Карла IX († 1611), продолжал его сын и преемник Густав-Адольф. Он, завоевав Ригу и другие ливонские города, угрожал даже Гданьску.
Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович, который мог положить войне конец путем отречения от претензий на шведский престол, не хотел согласиться на мир вопреки убеждениям польских панов. Он отвергал условия противника, побуждаемый желанием возвратить Швецию и уничтожить в ней протестантизм; наконец, к продолжению войны склоняли его католические государства Австрия и Испания. Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович не прекратил войны и тогда, когда Густав-Адольф, получив помощь ленника Польши, прусского князя Георга-Вильгельма, вступил в королевскую Пруссию и овладел значительными городами, за исключением Торуня* и Гданьска.
*) Старый город в Торуне (пол. Stare Miasto), или Старый Торунь — самая старая часть польского города Торунь (см. фото).
В нём сохранились яркие образцы кирпичной готики (cобор Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, церковь Святой Марии, Торуньская ратуша, замок Тевтонского ордена, Дом Коперника, мещанские дома) [Medieval Town of Torun]. В 1853 году в центре Старого города был установлен памятник Копернику, уроженцу Торуня.
Своё начало город берёт с XIII века, когда Тевтонский орден построил тут крепость для христианизации Пруссии [Центр Всемирного наследия. Средневековая часть города Торунь]. Поселение у замка получило название «Торунь» и приобрело права города в 1233 году. В 1250-1260-е гг. здесь поселились францисканцы и доминиканцы. В XIV веке город присоединился к Ганзейскому Союзу, что повлияло на развитие города.
Старый город отделён от нового рвом и рекой, сохранились также и городские стены с многочисленными воротами. В центре расположена площадь Старый Рынок с ратушей.
Торунь обязан своим возникновением Тевтонскому ордену, который в середине XIII в. построил здесь замок-базу для завоевания и христианизации Пруссии. Войдя в состав Ганзейского союза, город приобрел торговое значение. Явным свидетельством важности Торуня является множество выдающихся общественных и частных зданий в его Старом городе и Новом городе, относящихся к XIV-XV вв. (среди них – дом Коперника).
Обе стороны, утомленные долгой войной, в конце концов, приняли посредничество Франции и Англии. Эти государства, стремясь втянуть Густава-Адольфа в войну немецких протестантов с императором Фердинандом, предложили свое посредничество для прекращения войны. В Альтмарке, вблизи Штума (в Мальборгском воеводстве), состоялось шестилетнее перемирие (1629). Шведы удержали в своих руках ливонские приобретения и несколько прусских городов. Борис Федорович "Годунов" (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных, дипломированных, продажных горе-историков – Л.С.), шурин (на самом деле сын - Л.С.) (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных, дипломированных, продажных горе-историков – Л.С.) "бездетного" Федора Ивановича, (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных, дипломированных, продажных горе-историков – Л.С.) приказал убить в Угличе своего дядю Дмитрия (сына Симеона-Ивана Бекбулатовича и Марии Нагой - Л.С.), чтобы проложить себе путь к царскому престолу. После смерти Федора (†1598) он и занял престол (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) прекратившейся фамилии Рюриковичей. Несколько лет спустя в польской Руси (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) появился православный монах, называвший себя царевичем Дмитрием (на самом деле настоящим сыном Cимеона-Ивана Бекбулатовича - Л.С.). Судьбой претендента на московский престол занялся сандомирский воевода Юрий Мнишек, прекрасно знавший Сигизмунда III Ваза и его сына Владислава IV Ваза и, никога не принял бы его (Сигизмунда) в качестве жениха для своей дочери Марины Мнишек.
Предполагаемый Дмитрий=Сигизмунд III Ваза (фантазиями Александра Касаткина и критикуемых им романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) склонил Мнишека на свою сторону просьбой о руке его дочери Марины. Он также заинтересовал собой короля и иезуитов принятием в Кракове латинского обряда и обещанием ввести католичество в Московском государстве. Поддерживаемый (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) Сигизмундом III Ваза=Дмитрием Ивановичем и магнатами, он же Лже-Дмитрий двинулся за Днепр с нанятыми войсками, (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) дождался смерти "Годунова" (†1605)(на самом деле находившимся в Англии, воюя против сепаратистов - Л.С.) и занял царский престол.
Соблюдая обещание, он (Дмитрий Иванович, сын Симеона-Ивана Бекбулатовича и Марии Нагой - Л.С.) женился на Марине Мнишек, которая явилась в Москву со свитой панов и шляхты. Участники рокоша Зебжидовского, отказывая королю в повиновении, думали о возведении Лжедмитрия на польский престол, но их намерения были парализованы бунтом князей Шуйских. Дмитрий (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) якобы был убит, жена его вместе с панами, гостившими в Москве, была посажена в тюрьму по приказу нового царя Василия Шуйского. Очень скоро появился (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) якобы "второй" Лже-Дмитрий, который с польскими добровольцами подступил к Москве.
44-летний Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович (фантазиями Александра Касаткина и критикуемых им романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.), пользуясь смутой в Московском государстве, объявил своему сводному брату - царю Василию Шуйскому войну и двинулся к Смоленску. Гетман Жолкевский преградил путь войскам поддерживаемого шведами Шуйского, стремившимся на выручку Смоленска, и наголову разбил их под Клушином (1610 г.). Клушинская победа открыла Жолкевскому ворота Москвы. Чтобы избежать опасности, бояре низвели царя Шуйского с престола и выдали его вместе с братом, Дмитрием Шуйским, Жолкевскому, а московский престол предложили сыну 44-летнего Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича - королевичу Владиславу IV Ваза, выговаривая для себя неприкосновенность православной веры и некоторые привилегии польской шляхты, как, например, закон «Neminem captivablmus». Оставив гарнизон в Москве под предводительством Александра Гонсевского, Жолкевский (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) возвратился с пленниками под Смоленск, осаждаемый королем. 45-летний Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович тотчас же потребовал корону для себя самого. Правда, Смоленск сдался (1611 г.), но бояре (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) не согласились передать престол Сигизмунду III Ваза=Дмитрию Ивановичу, известному своей католической религиозной нетерпимостью, даже (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) взяли обратно свои обязательства, касавшиеся выбора королевича.
В Москве (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) под предводительством служивого человека Прокопия Ляпунова, князя Пожарского и посадского Минина поднялось движение против польского нашествия. Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович, взяв Смоленск, отправил пленников в Мазовию, в Гостынский замок, и созвав Варшаве сейм с целью получения от шляхты податей для продолжения войны за московскую корону. Сейм (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) отказал в податях, высланные к Москве наемные войска, не получив жалованья, отказались повиноваться вождям, вследствие чего (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) все предприятие Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича приняло неблагоприятный оборот. Польский гарнизон в Москве, страдая от голода, должен был сдаться, ситуацию не спас и поход самого Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича вместе с королевичем Владиславом.
Московские патриоты (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) возвели на царский престол Михаила Федоровича Романова [1613-1645], сына митрополита Филарета. Несколько лет спустя сейм, (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) не считаясь с претензиями Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича, вотировал подати для поддержания прав королевича. Однако усилия Владислава оказались тщетными.
Штурм Москвы, (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) несмотря на помощь верного Жечи Посполитой гетмана запорожских казаков Петра Конашевича-Сагайдачного, не удался. Вследствие настояний короля и сейма при посредничестве Литовского Великого канцлера Льва Сапеги Владислав (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) заключил с царем шестнадцатилетнее перемирие (1618 г.) в Деулине. По этому перемирию Польша приобрела пограничную полосу со Смоленском, Новгородом-Северским и Черниговом.
Турецкие войны (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) были вызваны частными походами польских панов на Молдавию, равно как и союзом Сигизмунда III Ваза=Дмитрия Ивановича с императором Священной Римской империи (СРИ) во время Тридцатилетней войны. Молдавия, фактически зависимая от Турции, уже при Сигизмунде-Августе была предметом частных походов. На короткое время (1561 г.) ею (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) овладел проживавший в Польше грек Яков Гераклидес, которого поддерживал склонный к авантюрам Альбрехт Лаский. Позднее на нее (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) нападал вместе с казаками князь Дмитрий Вишневецкий, который был взят турками в плен и замучен в Константинополе.
В конце правления Сигизмунда-Августа были осуществлены новые самовольные походы на Молдавию - Николаем Сенявским и Николаем Мелецким. Эти походы, (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) предпринимаемые по побуждениям частного интереса, навлекали на Жечь Посполитую опасность войны с Турцией. Стефан Баторий прекратил эти походы, но при Сигизмунде III Ваза=Дмитрие Ивановиче=Лжедмитрие они (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) возобновились.
Ян Замойский своими двумя походами - в 1595 и 1600 гг. - восстановил верховную власть Жечи Посполитой над Молдавией и Валахией, утвердив здесь господарями польских подданных, братьев Иеремию и Симеона Могил. Примеру Замойского следовали Стефан Потоцкий, Михаил Вишневецкий и Самуил Корецкий, которые (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) заступились за своего родственника, молдавского господаря Константина Могилу, изгнанного турками. Казачий гетман Конашевич-Сагайдачный грабил турецкие города, добирался до берегов Малой Азии и предместий Константинополя. Турция, занятая войной с Персией, ждала благоприятной поры для мести Польше и нашла ее во время Тридцатилетней войны (1618-48 гг.).
Сигизмунд III Ваза=Дмитрий Иванович (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) разрешил своему шурину, императору СРИ Фердинанду II, вербовать в Польше казаков, которые по имени своего вождя Лисовского назывались «лисовщиками». Эти казаки возбуждали ужас среди протестантов в Венгрии, Чехии и Германии; они были (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) красноречивым доказательством соучастия польского короля в планах искоренения Реформации.
Султан Осман, возбуждаемый протестантскими князьями, заключил мир с Персией и направил свои войска на Польшу. Навстречу турецкому полководцу Искендер-паше вступил в Молдавию гетман, и вместе с тем, Великий коронный канцлер Жолкевский. Жолкевский в укрепленном лагере под Цецорой, недалеко от Прута, выдержал все атаки в десять раз сильнейшего неприятеля, но в конце (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) был вынужден вследствие недисциплинированности войска оставить свою позицию и погиб при отступлении († 1620 г.).
В следующем году султан готовился к новому походу. Он намеревался завоевать Польшу, а потом вместе с протестантами Германии ударить по Австрии. Навстречу турецкому нашествию отправились в Молдавию гетман Ходкевич и королевич Владислав и здесь укрепились в лагере под Хотином. Ходкевич умер во время турецких штурмов; начальство над войском принял Станислав Любомирский. Ввиду утомленности обеих сторон (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) был заключен мир (1621 г.), по которому польский король обязался сдерживать казачьи нападения, а султан - татарские; Турция (фантазиями романовских фальсификаторов и их верных последователей, современных дипломированных горе-историков – Л.С.) обязалась сажать на молдавское господство христиан, расположенных к Жечи Посполитой. Переговоры вел Яков Собеский, коронный кравчий, а для ратификации условий хотинского договора ездил в Константинополь князь Христофор Збараский.
Свидетельство о публикации №224060201440