Самуил Яковлевич Маршак

Самуил Яковлевич Маршак — один из самых известных детских писателей России. Как сказал его коллега по сочинению стихов для детей Корней Чуковский, поэзия для Маршака была «страстной увлеченностью, даже одержимостью».

И в самом деле, Самуил Маршак за более полувека своей творческой деятельности написал такое огромное количество стихов, что кажется, будто  ему было легче выражаться стихами, чем прозой. Маршак писал стихи не только для  детей, но и для взрослых.  Он лучший  переводчик на русский язык сонетов У. Шекспира, стихов Р. Бернса, многих других поэтов разных стран и республик Советского союза.

«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал Маршак. Действительно, первые стихи были написаны им в четыре года, он рассказывал их приходившим к ним в дом соседским ребятишкам.

Маршака с полным правом можно назвать мастером слова.  Его рифмы легки и неприхотливы,  естественны, как дыхание. Например, в «Рассказе о неизвестном герое» рифма настолько незаметна,  что не сразу сообразишь, где же  она. 

Стихотворение про БЕРЁЗЫ — очень музыкальное, написано будто в ритме вальса:
Ты много ли видел на свете берез?
Быть может, всего только две,
Когда опушил их впервые мороз
Иль в первой весенней листве.
А может быть, летом домой ты пришел,
И солнцем наполнен твой дом,
И светится чистый березовый ствол
В саду за открытым окном.
А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.
А часто ли видел ты близких своих?
Всего только несколько раз,
Когда твой досуг был просторен и тих
И пристален взгляд твоих глаз.

Про ЦИРК, наоборот, — как взрыв, как фейерверк, блеск всякой всячины, невидали:
Впервые на арене
Для школьников Москвы —
Ученые тюлени,
Танцующие львы.
Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец-слон,
Всемирный чемпион.

А в «Тихой сказке» рифма простая, ясная, как и сами тихие ежики. Если читать стихи Маршака внимательно, то они могут быть пособием «как писать простые стихи».
Вот, пожалуйста:

ЛЕБЕДЁНОК
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

МЯЧ
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и все!
1933 г.

Все мои сверстники в школе хорошо знали БАГАЖ, ДЕТКИ В КЛЕТКЕ; ВОТ ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ, ЛОДЫРИ И КОТ, УСАТЫЙ ПОЛОСАТЫЙ, СКАЗКА О  ГЛУПОМ МЫШОНКЕ, КОШКИН ДОМ.
Когда мы выросли, своих детей мы знакомили со  стихами Самуила Маршака в первую очередь.

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ
Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

МАСТЕР-ЛОМАСТЕР
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки
Мелкой.
Вот я сделаю буфет,
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас — сервиз,
Чайная посуда.
А под ней — просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток,
Рубанок,
Долото,
Фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала
Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад
Зубья в дереве трещат.
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Раз, два
По полену.
Три, четыре
По колену.
По полену,
По колену,
А потом
Врубился в стену.
Топорище — пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдись без табурета.
Лучше — рама для портрета.
Есть у дедушки портрет
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Да на кухне старый клей
Оказался в банке.
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Только клей столярный плох:
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком,
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Унывать я не люблю!
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
— Иди,
Столяр,
Разводи
Самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер!
РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
А кого ищут? Парень спас девочку из горящего дома, передал матери, влез в трамвай и уехал. И вот концовка:
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

Маршак так глубоко был погружен в детскую тему, что совсем неудивительно, что именно он участвовал в  в создании одного из первых детских театров в стране (в Краснодаре) и первого издательства  для детей — Детиздат (вместе с М. Горьким).

Одно из первых стихотворений Маршака для детей — «Дом, который построил Джек»  — до того затейливо, что  боишься  упустить какое-то звено цепочки  из десяти предметов, создающих события.  В стихотворении про мальчика, который боялся темноты, простая мысль: «Для того, чтоб видеть сны лампы вовсе не нужны» — помогает ему  победить страх. 

А «Круглый год!» Здесь каждому из двенадцати месяцев воздается должное, но особенно нравятся всем десять звонких строчек про апрель. Их, как отдельный стих, российские школьники учат в начальных классах.   
 
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Многие стихи Маршака были им написаны в воспитательных целях.  Они учили совсем маленьких, а затем и школьников, как подобает себя вести дома и  в общественным местах, как побороть страх, как  поступать в экстремальных ситуациях и что нужно знать, чтобы их не создавать. Можно сказать без какого-либо преувеличения, что имя Маршака известно каждому россиянину с самых ранних лет, как только детей начинают знакомить со стихами. 
И напоследок два стихотворения для взрослых, — очень добрые и мудрые.

ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

ПОСЛАНИЕ ЧУКОВСКОМУ
Корней Иванович Чуковский,
Прими привет мой маршаковский.
Пять лет, шесть месяцев, три дня
Ты пожил в мире без меня,
А целых семь десятилетий
Мы вместе прожили на свете.
Я в первый раз тебя узнал,
Какой-то прочитав журнал,
На берегу столицы невской.
Писал в то время Скабичевский,
Почтенный, скучный, с бородой.
И вдруг явился молодой,
Веселый, буйный, дерзкий критик,
Не прогрессивный паралитик,
Что душит грудою цитат,
Загромождающих трактат,
Не плоских истин проповедник,
А умный, острый собеседник,
Который, книгу разобрав,
Подчас бывает и неправ,
Зато высказывает мысли,
Что не засохли, не прокисли.
Лукавый, ласковый и злой,
Одних колол ты похвалой,
Другим готовил хлесткой бранью
Дорогу к новому изданью.
Ты строго Чарскую судил.
Но вот родился крокодил,
Задорный, шумный, энергичный,—
Не фрукт изнеженный, тепличный.
И этот лютый крокодил
Всех ангелочков проглотил
В библиотеке детской нашей,
Где часто пахло манной кашей.
Мое приветствие прими!
Со всеми нашими детьми
Я кланяюсь тому, чья лира
Воспела звучно Мойдодыра.
С тобой справляют юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
Под кличкой «Муха-Цокотуха».
Пусть пригласительный билет
Тебе начислил много лет,
Но, поздравляя с годовщиной,
Не семь десятков с половиной
Тебе я дал бы, друг старинный.
Могу я дать тебе — прости!—
От двух, примерно, до пяти…
Итак, будь счастлив и расти!
1957


Рецензии
Лидочка, здравствуй! Прочитал о С. Я. Маршаке и будто окунулся в детство.С грустью думаю о великих детских поэтах Чуковском и Маршаке.У меня внук пошёл в пятый класс, а нив одном учебнике литературы ничего ихнего нет. А мы в своё время уже с третьего класса учили наизусть такие звучные и добрые стихи. Здоровья тебе и творческих успехов.

Николай Таратухин   05.09.2024 20:53     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Николай! Я тоже, как и Вы, думала, что их стихи бессмертны: столько в них любви, заботы и нежности к детям. И что их будут читать мамы-папы детям всегда. Мы в детстве их читали сами, затем мы же читали нашим детям, они — нашим внукам. На внуках-то всё и закончилось: если мы, провожая внуков в садик, по дороге учили коротенькие звучные стихи наших классиков детской литературы, то нашим правнукам их родители, пропитанные Гарри Потером и американскими мультиками, уже не читают ни Маршака, ни Чуковского, удивляются, кто такая Агния Барто. Безмерно жалко.

Абрамова Лидия   02.11.2024 00:45   Заявить о нарушении