Януш Корчак. Эрш Хенрик Гольдшмидт

* Януш Корчак (наст. Эрш Хенрик Гольдшмидт (1878–1942)) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель

Януш Корчак (1878–1942) – великий польский педагог, талантливый писатель и общественный деятель

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит (Henryk Goldszmit); 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский писатель, педагог, врач. Родился в Варшаве, в семье известного юриста. Генрику еще не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел, потерял рассудок и умер его отец. Генрик, продолжая учиться в гимназии, стал гувернером в богатых домах. Зарабатывал на жизнь репетиторством, помогая матери и сестре.
В 1898 году Генрик Гольдшмит окончил русскую гимназию и стал студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса наал активную журналистскую деятельность под псевдонимом – Януш Корчак.
В 1904 Корчак закончил университет и начал работать врачом-педиатром в одной из детских больниц Варшавы. В том же 1904 Корчак участвовал в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. Часто рискуя собственной жизнью, спас множество раненых. По возвращению с войны Корчак снова работал в одной из детских клиник.
В 1905 году вышла первая повесть Корчака – «Дитя Гостиной», принесшая автору первый успех и заслуженную известность. В 1907 и 1908 годах Корчак работал воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли сироты и дети из малоимущих еврейских семей. Думается, именно тогда формировался его выбор главной профессии… Лучшим подтверждением тому стали его книги – «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Юзьки, Яськи и Франки» (1911). В 1912 Корчак фактически отказался от карьеры врача и стал директором реорганизованного «Дома Сирот», которым руководит более тридцати лет, до конца жизни.


Януш Корчак (1878–1942) – великий польский педагог, талантливый писатель и общественный деятель. В годы Первой мировой войны он служил военным врачом в дивизионном полевом госпитале Русской императорской армии, после стал работать врачом в приютах для украинских детей. В годы Второй мировой войны, будучи отправленным в концлагерь вместе с воспитанниками «Дома сирот», он несколько раз отказывался от свободы, предпочтя смерть с подопечными в газовой камере. Януш Корчак оставил не просто память о себе, но и ценные книги.

Книга «Всё о том, как любить ребёнка» – подлинная энциклопедия для воспитания взрослыми людьми маленьких. Дети – это личности, которые отличаются лишь отсутствием жизненного опыта. Они имеют право на уважение, голос, собственное мнение. К ним стоит относиться по-разному, но однозначно с теплотой и любовью.

Благодаря красочным метафорам и грамотным рекомендациям Януша Корчака вы научитесь слушать, слышать и понимать ребёнка. Кто знает, может, именно в нём спит гений?

ЦИТАТЫ
Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам. Ты сам – тот...
Януш Корчак

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Родился в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве 22 июля 1878 года[3] в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). Корчак вспоминал: «Меня назвали в честь дедушки, а дедушку звали Герш (Гирш). Отец имел право назвать меня Генриком, ведь сам он получил имя Юзеф…[4]» В ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер. У Генрика была младшая сестра Анна.


Свидетельство об окончании гимназии.
Российская империя, Варшава, начало XX века.
Школьные годы прошли в Варшаве, в VII Городской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. Там царила принятая тогда в Европе жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке, польский язык преподавался в качестве необязательного. Уже в первом классе (то есть когда воспитанникам было по 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий. По окончании гимназии ему было вручено «Свидетельство».

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (в возрасте 15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах[5]. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

В 1903—1911 годах работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов[6] и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.


«Дом сирот» на улице Крохмальной.
Комната Корчака находилась в аттике.
В 1911 году Корчак оставил профессию врача и основал «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной[7], которым руководил (с перерывом в 1914—1918 годы) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

Во время Первой мировой войны 1914—1918 годов Корчак служил военным врачом в дивизионном полевом госпитале Русской императорской армии. В Тернополе он взял под свою опеку беспризорника Стефана Загородника[8], затем работал врачом в приютах для украинских детей в Киеве[9], где написал книгу «Как любить ребёнка»[10].

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Во время советско-польской войны 1919—1920 годов Корчак в звании майора медицинской службы работал в военном госпитале в Лодзи[11].

В 1919—1936 он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

В 1926—1932 годах Корчак редактировал еженедельник Ma;y Przegl;d («Малое обозрение», приложение для детей к еврейской газете Nasz Przegl;d — «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

Политические взгляды
Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти Джин Лифтон (США) сообщает, что Корчак с юмором говорил о своём Доме сирот: «Другие приюты плодят преступников, наш же плодит коммунистов». За этой шуткой скрывалась его озабоченность тем, что ряд выпускников Дома Сирот участвовал в деятельности находившейся в подполье Коммунистической партии Польши. Сам же Корчак был скептически настроен по отношению к коммунистическим идеям. Он сказал однажды: «Я уважаю эту идею, но это как чистая дождевая вода. Когда она проливается на землю, то загрязняется»[12]. Он говорил, что при революциях, как и всегда, выигрывают ловкие и хитрые, тогда как наивные и легковерные остаются ни с чем, а революционные программы — это комбинация безумия, насилия и дерзости, связанной с неуважением к человеческому достоинству[13].

Еврейская деятельность
В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всём, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918—1919 годы, посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934, а также 1936 году он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 года он писал:

«Приблизительно в мае еду в Эрец[14]. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой тёмной комнате с Библией, учебником, словарём иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».

В годы Второй мировой войны. Гибель
После оккупации Варшавы немцами в 1939 году Корчак ходил по Варшаве в своём мундире офицера польской армии и говорил: «Что касается меня, то нет никакой немецкой оккупации. Я горд быть польским офицером и буду ходить, как хочу»[15].

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» он был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован и несколько месяцев[16] провёл в тюрьме. Был освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев. На вопрос, почему он имеет дело с Гайнцвахом, Януш Корчак ответил: «Я встречусь с самим дьяволом, лишь бы спасти моих детей»[17].

Он отклонил все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Соратник Корчака Игорь Неверли рассказывал[18]:

На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?

Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942)[19], другими воспитателями[20] и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере[21].

Точная дата депортации осталась неизвестной, сохранявшиеся данные указывают на 5 августа или на 6 августа 1942 года[22].

Эммануэль Рингельблюм, сам позже расстрелянный, оставил такое свидетельство[18]:

Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперёд, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слёзы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками.

Точная дата смерти Корчака оставалась неизвестной. В соответствии с польским законодательством, если дата смерти человека в военное время не известна, то она обозначается датой, равной году после завершения войны. Таким образом, постановление Люблинского окружного суда от 30 ноября 1954 года определило дату смерти Корчака как 9 мая 1946 года[23]. Однако в 2010-х годах в Польше начались дебаты о том, что дата смерти Корчака должна быть пересмотрена, и в итоге 27 марта 2015 года Западный районный суд Люблина вынес решение о признании Януша Корчака умершим 7 августа 1942 года, на следующий день после депортации[24].

Педагогическая деятельность
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.[25].

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»)[26], Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения[21].

Из БСЭ (1969—1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского[27].

Педагогические идеи
Принцип любви к ребёнку
Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдёшь не сразу: о нём можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… [28].

Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку[29]
Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

Своеобразное представление о правах ребёнка: «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть[30]. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть». (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37). «Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“, — говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево». (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)
Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя[31]. «Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника — объявление борьбы двух жизней: одна — зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая — новая, молодая, завоёвывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю». (Там же).
Признание того, что дети — разные[32]. «Вместо того, чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берётся первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).
Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом)[33]: «Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус. — Что это, мячик? — спрашивает ребёнок. — Мячик, да, мячик, — отвечает няня. В другой раз: — Мама, что это за мячик? — Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“ — Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил». (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию — он не поймёт её, глупый совет — он не примет его, не послушается…» (там же).
Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)[34]. «…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»[35] (Там же.)
Право ребёнка на уважение[36]. «Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастём до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок». (Там же. Добавление к изданию 1929 г.)
Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)[37]
Педагогика — наука о человеке
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты всё своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)[38].

Литературное творчество
Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе — «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 года вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 годов, отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения
Художественные произведения
Kt;r;dy? [В какую сторону?] — Драма, 1898
Dzieci ulicy [Дети улицы]: Powie;;. — Warszawa: A. Pajewski, 1901. — 267 s.
Kosza;ki-Opa;ki: Satyry spo;eczne. — Warszawa: Ksi;garnia Powszechna, 1905. — 246 s.
Dziecko salonu [Дитя гостиной]. — 1904—1905; книжное изд.: Warszawa: Ksi;garnia Powszechna, 1906. — 347 s[39]; 2-е издание: Warszawa: J. Mortkowicz: Tow. Wydawnicze, 1927. — 233 s. — частично автобиографическая
Mo;ki, Jo;ki i Srule. — Warszawa: J. Mortkowicz: G. Centnerszwer i Ska, 1910. — 117 s.; 2-е изд.: Warszawa: J.Mortkowicz: Tow. Wydawnicze, 1922. — 114 s.; 3-е изд.: Warszawa: J. Mortkowicz, 1933. — 105 s[40]
J;zki, Ja;ki i Franki [Юзьки, Яськи и Франки]. — Warszawa: J. Mortkowicz: G. Centnerszwer i Ska, 1911. — 142 s.; 2-е изд.: Warszawa: J. Mortkowicz: Tow. Wydawnicze, 1922. — 148 s.; 3-е изд.: Warszawa: J. Mortkowicz: Tow. Wydawnicze, 1930. — 148 s.
Слава (S;awa, Warsaw 1913[41], с изменениями 1935 и 1937)
Bobo (Warsaw 1914)
Bobo[42]
Исповедь мотылька (Spowied; motyla)
Роковая неделя (Feralny tydzie;)[43]
Sam na sam z Bogiem: modlitwy tych, kt;rzy si; nie modl; (Towarzystwo Wydawnicze, 1922; на русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится, 1994)
Король Матиуш Первый (Kr;l Maciu; Pierwszy, Warsaw 1923)
Король Матиуш на необитаемом острове (Kr;l Maciu; na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)[44]
Банкротство маленького Джека (Bankructwo ma;ego D;eka, Warsaw 1924)[45]
Когда я снова стану маленьким (Kiedy zn;w b;d; ma;y, Warsaw 1925)
Senat szale;c;w, humoreska ponura (Сенат безумцев, 1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum[46]
Кайтусь-чародей (Kajtu; czarodziej, Warsaw 1935)
Дети Библии: Моисей (произведение впервые издано в Израиле в 1939 году в переводе на иврит, сделанном Довом Саданом (1902—1989); оригинал утрачен)[46]
Педагогические произведения
Воспитательные моменты (Momenty wychowawcze, Warsaw, 1919 (три раздела), 2-е издание—1924, дополнено четвёртым разделом)[47]
Как любить ребёнка (Jak kocha; dziecko, Warsaw 1919; сюда вошёл первый раздел («Ребёнок в семье») будущего варианта книги; 2-е издание, 1920 — Jak kocha; dzieci — «Как любить детей» — включало все четыре раздела цикла; позже автор вернул книге первоначальное название)[48]
O gazetce szkolnej (О школьной газете, Polska Sk;adnica Pomocy Szkolnych, 1921; есть перевод на русский язык)
Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
Правила жизни: Педагогика для детей и взрослых (1930)
Шутливая педагогика (Pedagogika ;artobliwa, Warsaw 1939)
Другие книги
Упрямый мальчик: Жизнь Л. Пастера (Uparty ch;opiec. ;ycie Ludwika Pasteura, Warsaw 1938)
Дневник (Pami;tnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно[49]
С 1992 года в Польше издаётся собрание сочинений Корчака.
Dzie;a / Kom. red.: H. Kirchner, S. Wo;oszyn, A. Lewin (przewodnicz;cy). — Warszawa: Latona, 1992—1998;
Warszawa: Wydawnictwo Instytutu Bada; Literackich PAN, od 2003 :
T. 1: Dzieci ulicy; Dziecko salonu /Wst;p: A.Lewin; Red. nauk. H.Kirchner. — 528, [1] s. — 1992
T. 2, [cz.1]: Kosza;ki-opa;ki; Humoreski i felietony /Red. nauk. H.Kirchner. — 405, [1] s. — 1998.
T. 2, [cz.2]: Kosza;ki-opa;ki; Humoreski i felietony /Red. nauk. H.Kirchner. — 636, [1] s. — 1998
T. 3, [cz.1]: Na m;wnicy: Publicystyka spo;eczna (1898—1912) /Red. nauk. J.Bartnich. — 531, [1] s. — 1994.
T. 3, [cz.2]: Na m;wnicy: Publicystyka spo;eczna (1898—1912) /Red. nauk. J.Bartnich. — 362, [1] s. — 1994
T. 4: Szko;a ;ycia; Obrazki szpitalne; Artyku;y pedagogiczne i medyczne (1900—1912) /Red. nauk. S.Wo;oszyn. — 596, [1] s. — 1998
T. 5: Mo;ki, Jo;ki i Srule; J;;ki, Ja;ki i Franki /Red. nauk. A.Lewin. — 381, [1] s. — 1997
T. 6: S;awa; Opowiadania (1898—1914) /Red. nauk. H.Kirchner. — 455 s. — 1996
T. 7: Jak kocha; dziecko; Momenty wychowawcze; Prawo dziecka do szacunku /Red. nauk. S.Wo;oszyn. — 565, [2] s. — 1993
T. 8: Kr;l Maciu; Pierwszy; Kr;l Maciu; na wyspie bezludnej /Red. nauk. H.Kirchner. — 455, [4] s. — 1992
T. 9: Bankructwo ma;ego D;eka; Kiedy zn;w b;d; ma;y /Red. nauk. H.Kirchner. — 387 s. — 1994
T. 10: Senat szale;c;w; Proza poetycka; Utwory radiowe / red. nauk. H. Kirchner. — 419 [2] s.
T. 11: Prawid;a ;ycia. Publicystyka dla dzieci. — Warszawa 2003.
Prawid;a ;ycia: publicystyka dla dzieci. 2, Janusz Korczak, red. nauk. Aleksander Lewin, Instytut Bada; Literackich PAN, 2007.
Prawid;a ;ycia: publicystyka dla dzieci. 3, Janusz Korczak, red. nauk. Aleksander Lewin, Instytut Bada; Literackich PAN, 2007
T. 12: Kajtu; czarodziej; Uparty ch;opiec; Opowiadania (1918—1939) /Red. nauk. H.Kirchner. — 502, [1] s. — 1998
T. 13: Teoria a praktyka. Artyku;y pedagogiczne (1919—1939) (в планах)
T. 14: Pisma rozproszone. Listy (1913—1939). 1, Janusz Korczak, [red. Hanna Kirchner], Warszawa: Instytut Bada; Literackich PAN 2008.
Pisma rozproszone. Listy (1913—1939). 2, Janusz Korczak, [red. Hanna Kirchner], Warszawa: Instytut Bada; Literackich PAN 2008
Tom 15: Pisma czasu wojny. Pami;tnik (1939—1942) (в планах)
Tom 16: Suplement [nowe odnalezione teksty, dokumenty osobowe]. Indeksy (в планах)
Переводы на русский язык
Здесь приводятся, в основном, первые издания.

Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорён; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. — СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. — 64 с. — (Дешёвая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып. 17.)
Мошки, Иоськи и Срули / Пер. с пол. Е. Шведера. — Пг.: Изд. М. И. Семёнова, 1915. — 95 с.
Рыцари чести: (Слава): Повесть / Пер. с пол. М. Щавинской. — М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарёв и К°, 1918. — 37 с.
Как любить детей: (Интернат) / Пер. с пол. Л. Кон; предисл. Н. К. Крупской. — М.: Госиздат, 1922. — VI, 116 с.
Приключение Короля Матюша: Повесть / Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. — Л.: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Издательства «Прибой», 1924. — 250 с.
Джек-кооператор / Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. — М., 1929.
Издано в Польше: Король Матиуш Первый / Перевод М. Павловой. — Варшава: Полония. 1958. — 241 с.: ил.
Когда я снова стану маленьким: Повести / [Пер. с пол. К. Сенкевич; Предисл. В. Смирновой; Рис. Д. Штеренберга]. — М.: Детгиз, 1961. — 254 с.: ил.
Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е. С. Рубенчик; Под. ред. и с предисл. М. Ф. Шабаевой; [Послесл. И. Неверли]. — М.: Просвещение, 1966. — 470 с.
Король Матиуш Первый. (В сокращении.) / Перевела с польского Муза Павлова. — «Пионер», 1966, № 1, с. 32—39; № 2, с. 34—44; № 3, с. 54—61; № 4, с. 42—49; № 5, с. 55—61; № 6, с. 37—43, № 7, с. 59—64. — М.: «Правда».
Король Матиуш Первый; Король Матиуш на необитаемом острове: [Повести-сказки] / Сокр. пер. с пол. Н. Подольской; Послесл. В. Смирновой; Ил. Е. Сроковского. — М.: Дет. лит, 1972. — 416 с.: ил.
Как любить ребёнка / Пер. с пол. Е. Зениной и Э. Тареевой; Вступ. ст. М. Кузьмина; Худ. Л. Орлова. — М.: Книга, 1980. — 482 с. (Содержание: Ребёнок в семье; Из дневника)
Издано в Израиле: Избранное / Сост. и ред. М. Шкловская. — Иерусалим (Израиль): Библиотека-Алия, 1988. — 324 с. — ISBN 965-320-019-4.
Педагогическое наследие / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич; Сост. К. П. Чулкова; Вступ. ст. и коммент. М. Н. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1990. — 267 с. — (Библиотека учителя)
Воспитание личности: Кн. для учителя / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. Ф. Кочнова. — М.: Просвещение, 1992. — 285 с.
Кайтусь-чародей: Повесть-сказка / Пер. с пол. Л. Цывьяна. — СПб.: Лицей, 1992. — 203 с.
Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится / Пер. с пол. и послесл. О. Медведевой; Ред. А. Верглинский; Предисл. И. Гальперина; Худож. оформ. В. Романова; Российское общество Януша Корчака. — М., 1994. — 80 с.
Почему кричит мой отец? / Пер. И. Верник // Отцы и дети. — 1999. — Апр. (Вып. 31). — С. 53—55.
Несерьёзная педагогика / Пер. И. Адельгейм. — Самокат, 2015. — 216 с. — (Самокат для родителей). — ISBN 978-5-91759-260-2.
Дневник Корчака был опубликован на русском языке в 2019 году[50].

Награды
Серебряный Крест Заслуги (9 ноября 1931)[51]
Золотые академические лавры Польской академии литературы (1937)
Кавалерский крест Ордена возрождения Польши (1939)[52]
Командорский крест Ордена возрождения Польши (посмертно, 20 июня 1947)
Премия мира немецких книготорговцев (посмертно, 1 октября 1972)
Орден Белого орла (посмертно, 11 ноября 2018)


Рецензии