не Пушкин и Оно психо-анал-и-тическое

ликбезное....

(0)
Что нас с того, что есть Ид или Оно
Если мы сами давно «того» -
И часто просто говным говно….
Пушкина Я (и сверх-Я)  не спасло
Он утонул в своем Оно

(I)

ОНО в психоанализе

(1-a)
В структуре сознания (в топиках С.Ш. Фройда или З. Фрейда)  Оно (Ид) — термин для обозначения той (большей) части психики, которая содержит наиболее примитивные желания и влечения, иррациональные стремления, комбинации «страх—желание» и фантазии. По своему содержанию понятие «Оно» в ряде случаев совпадает с понятием «Бессознательное». По образному выражению Фрейда, Оно — это «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциям и страстями».
Деятельность Ид направлена на обеспечение разрядки психического возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Ид довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о логике, времени, морали, каких-либо ограничениях и о том, что противоположности не могут сосуществовать. 3. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование может быть обнаружено по его дериватам — представлениям, речевым конструкциям, действиям, эмоциям и т.д.
Психиатрия, психология и криминология  Ид (оно, бессознательное)

ИД – Оно, в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений. По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система; количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть понижение неудовольствия является целью процессов, протекающих в Ид.

Представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Для процессов в Оно не существует логических законов, по этому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные им пульсы, которые могут объединяться в компромиссные образования под давлением принципа экономии для разрядки энергии. Оно не знакомы никакие оценки, добро и зло, никакая мораль. Оно иррационально и бессознательно и потому находится в антагонизме со Сверх-Я (Супер-эго), включающем моральные стандарты и запреты. Особенностью Оно является отсутствие течения процессов во времени. Импульсивные желания, находящиеся в Оно, и через десятилетия ведут себя так же, словно возникли заново. Признать в этих влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое учение. Несмотря на примитивность и неорганизованность, Ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания Ид почти полностью бессознательны.

(1-b)
Закирова Л., студентка в статье «Я», «Оно» и «Сверх-Я» или о том, что такое психоанализ:
<<<

 «Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.
«Оно» - это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.
По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» - приобретенное бессознательное.
И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию - «Я».
«Я» - это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».
Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля. Зигмунд Фрейд
Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.
Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».
Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.
Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.
Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения
>>>
Знаменитая цитата Фрейда из «Я и Оно»: “Wo Es war, soll Ich warden” («Где было Оно, должно стать Я» [Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 13. Статьи по метапсихологии. Т. 14. Статьи по метапсихологии 2 / Пер. с нем. Андрея Боковикова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 384 с.])
… это видится как возвращение в собственное Я, назад к себе, победу над напором влечений, преодоление соблазна. В каком-то случае это противостояние влечению к смерти (в сказке братьев Гримм «Гамельнский крысолов»  из 130 детей возвращаются только 3 …)

(II)

из Словаря Группы Лакановского Психоанализа (СПб, 2008):

Оно

Wo Es war, soll Ich warden
- Зигмунд Фройд. Лекции по введению в психоанализ. Лекция 31

«
Когда Фрейд пишет: "Там, где было Оно, должно быть Я," - нужно ли думать, что речь здесь идет о расширении поля сознания? Или же речь идет об определенном перемещении? "Там, где было Оно" - не думайте, будто оно там. Оно занимает различные места. Например, в моей схеме субъект смотрит за игрой в зеркале из точки А. Отождествим на мгновение Оно с субъектом. Нужно ли думать, что там, где было Оно, в точке А, должно быть эго? Что эго должно переместиться в А и в самом конце идеального анализа исчезнуть вовсе? Что ж, вполне возможно, поскольку все относящееся к эго должно быть реализовано в том, что субъект в себе признает.
- Жак Лакан. Семинар: «Работы Фрейда по технике психоанализа», лекция 19 мая 1954
«

Формула Фрейда там, где было Оно, должно быть Я - обычно подвергается слишком грубому пространственному толкованию, и аналитическое отвоевание Оно сводится в конечном итоге к созданию миража, эго усматривает себя в некоторой самости, что является лишь окончательным отчуждением его самого, только более усовершенствованным, чем все известные ему ранее. Нет, конституирующим является именно акт речи. Прогресс анализа ставит целью не увеличение поля эго, это не отвоевание эго не известной ему прежде зоны, это оборот, перемещение, это своего рода менуэт, исполненный ego и id.
- Жак Лакан. Семинар: «Работы Фрейда по технике психоанализа», лекция 9 июня 1954

«
Известной фразе Фрейда - Wo Es war, soll Ich werden - можно придать второй смысл. Представьте себе, что Es — это просто буква, буква 'S'. Оно всегда здесь, всегда налицо. Это субъект (sujet). Он или знает себя, или не знает. Но это даже не самое главное - самое главное, держит он речь или нет. В конце ана лиза держать речь и вступать в отношения с истинными Други ми должен именно он. Там, где было S, должно быть Ich. Вот где субъект действительно собирает свое расчлененное тело и воссоздает, усваивает себе свой опыт.
- Жак Лакан. Семинар: «Я в теории Фрейда и технике психоанализа», лекция 25 мая 1955

«
Вместо формулы "Я-фаллос" рождается здесь иная, противоположная ей: "Я занимаю то самое место, которое в означающей артикуляции принадлежит фаллосу". Именно в этом смысл фразы Wo Es war, soll Ich werden и состоит. Субъекту, поневоле участвующему в движении означающего, предстоит осознать, что тем, с чем он преждевременно в своей жизни столкнулся, - означающим желания, которое мать, этот всеобъемлющий объект, у него похитила, фаллосом, - он сам, субъект, ни как не является, что он просто-напросто связан необходимостью, требующей для фаллоса этого определенного места. Лишь осознав, что он фаллосом не является, может субъект признать то, что служило всему происходящему подоплекой, - признать, что у него есть фаллос, если он есть, и что его нет, если его действительно нет. Происходит это на схеме в пункте S(A) - пункте, где артикулируется верхняя означающая цепочка. Прояснение отношения субъекта к фаллосу, осознание им, что, не являясь фаллосом, он призван заступить его место, - вот единственный способ представить себе то идеальное для анализа завершение, которое Фрейд своей формулой Wo Es war, soll Ich werden имел в виду.
- Жак Лакан. Семинар: «Образования бессознательного», лекция 25 июня 1958

Там, где было Оно

Высказывание «Wo Es war, soll Ich warden» психологи толкуют в том смысле, что осознование бессознательных влечений уже само по себе способно купировать проблему, а заступление инстанции Я на территорию Оно свидетельствует об укреплении защит и взрослении личности. Но как быть с тем, что большая часть Я – тоже бессознательна? И с тем, что Я – это инстанция, пункт назначения, а не административно-территориальная единица, имеющая свои границы и нуждающаяся в расширении жизненного пространства?

О собственном Я мы узнаем лишь в отдельные моменты узнавания себя, сборки собственного образа, как во время паспортного контроля, по той «отдельную черту», что отмечена в другом и которая является стержнем для моей самоидентификации. В качестве воображаемой инстанции, Я пребывает в постоянном становлении, пульсации между появлением и исчезновением, присвоение и отчуждением взгляда. Через мерцание образа Я, чрез ритм его пульсации и заявляет о себе отношение субъекта с Другом, то есть его бессознательное. Тогда как Оно представляет собой его константный модус, непрерывный режим работы.

Таким образом, собственное Я создаёт трафик для трансляции бессознательного в его переменном токе, задаёт ритм вытеснения и возвращения вытесненного. Инстанция Я создаёт возможность для возвратного движения вытесненных представлений, а равно создаёт барьеры на их пути, то сопротивление, благодаря которым мы и узнаём о работе бессознательного. Только посредством собственного Я, через его проблески и поломки, бессознательное невротик может заявить о себе и быть узнано в качестве возвращённого вытесненного. Поэтому тезис Фройда «там, где было Оно должно, должно встать Я» можно понимать как призыв к поддержанию пульса бессознательного, его fort/da динамики. Тем более, что ход анализа предполагает диалектизацию, овременение и выговаривание бессознательного.

– Дмитрий Ольшанский, Группа Лакановского психоанализа


Рецензии