Абстрактная схема феноменологии духа
Принцип сознания: R=ОНО
1) R=Это (чувственное сознание)
2) R=То за Это (воспринимающее сознание)
3) R=Tо с Это (рассудок)
Принцип самосознания: R=Я
4) R=Это±Я (вожделеющее самосознание)
5) R=R±Я (неравное и непризнающее самосознание)
6) R=((R+Я)><(R+Я)) (признающее и всеобщее самосознание)
Разум: R=R+Я=><=(знак бесконечности)=ОНО
*"><" - символ имплозии, кросскогерентности и аннигилентной синергирентности.
II.
Тематические места относительно 3й и 6й ступени:
1) О рассудке (пункт 3)
«Сознание — то, что обыкновенно именуют рассудком. Указанное внутреннее — простая покоящаяся субстанция, но сущностно сплочённая с данным явлением.» («Лекции по философии духа» Берлин 1827/1828)
2) О всеобщем самосознании (пункт 6):
«Здесь снят предел, до того заключённый в желании и себялюбии. Самосознание распространяется вовне себя, продолжает себя в другое самосознание, так что уже не два самосознания себялюбиво противостоят друг другу, но есть лишь одно самосознание, и это — всеобщее самосознание. Поскольку оно особо, оно отъединено от другого. Это абстрактное определение наличествует теперь в премного более конкретной форме. Субстанция этого самосознания есть всеобщность — всеобщность себя, знание о себе, повинное из себя покинуть себялюбие и продолжиться в другое самосознание. Любовь — вот в чём заключается это определение. Я исключаю всё другое и, будучи этой слитостью, я уже не себялюбивое Я, но свободное самосознание, познающее себя внутри другого и [одновременно] в этом знании познающее себя как тождественного с собой. Подобно любви, и все вообще добродетели имеют это основание.» («Лекции по философии духа» Берлин 1827/1828, с.191)
III.
Примечание. Вся феноменология есть описание трудности перехода от рассудка к разуму через всеобщее самосознание. По сути есть всего две ступени: рассудок и разум. С точки зрения истории философии Нового времени эти ступени: 1) Спиноза или рассудочное самосознание, 2) Кант или всеобщее самосознание, 3) Гегель или сам себя знающий разум.
С точки зрения тех же самых ступеней только в инвариантах новейшего времени:
1) М. Штирнер, К. Маркс, К. Шмитт или рассудочное самосознание (это инвариации Спинозизма)
2) М. Фуко, Ж. Делёз, Ю. Хабермас, Д. Роулс, Ф. Фукуяма или всеобщее самосознание (это инвариации Кантианства)
3) Некоторые спекулятивные реалисты (это инвариации Шеллингианства)
Круг истории философии, таким образом, как спираль замыкается сам на себя.
Свидетельство о публикации №224060200351