Кудимова Вера Александровна Царевна
Кудимова Вера Александровна (Царевна) 1912 г.р. (83г.)
22 марта 1997 г. (суббота, "сороки")
В опросе принимала участие зав. клубом Мариночкина Лидия Ивановна, а также участница хора Попова Татьяна Владимировна.
В настоящее время в с. Нармушадь церкви нет иверующие ходят в с. Ерахтур или Борки, но раньше церковь была, потом ее сломали, на склад перевезли. Когда ломали председателю стекло в глаз попало и его в Касимов возили. Хороший храм был. Призвище "Царевна" появилось после того как инф. вышла замуж. Свекр заработал много денег, а сам был не очень-то грамотный и отдал их "в рост" в местный магазин, а сам продолжал работать там, как выразилась инф. "а сам на лошади там работал". Местные жители его и прозвали - "Царь", "Царь с деньгами, а работает", а я (инф.) за его сына вышла - столо-быть "Царевна".
После свадьбы инф. уехала в Ленинград и прожила там восемь лет. В молодые годы веселее жилось. Пусть и голод был, а жилось веселее. За быдельками, за мезгой ездили. Меняли щебалы на соль на хлеб.
Праздники справляли по старинному. Одевались, играли, плясали, танцевали. Все было хорошо, потому, что родные были большинство дома. Молодежь была большинство дома. А сейчас найди-ка кого, вот у меня их семь, а со мною не одного.
(Не знает, что такое - "Гонять Утушку")
Русальское заговение - это никакой не большой праздник. Было заговенье перед "Русалками". Заговеем и значит "Русалку" на другой день кто гонит? - вот такие дети, небольшие. Наряжались. Выворачивали одежду (трубную), брали палочки и гоняли ее в рожь. Какой это праздник, вот для детей праздник. А "Русалкой" наряжались - кто хочет, и девчонки и мальчишки, кто нарядится. Загоняли "Русалку" прутьями (водой не поливали). Загоняли ее в рожь, где она мосеена. Вот ее маленькие дети в рожь загонят, там поиграют, попрыгают, и идут домой. Это ее вечером угоняли. Появлялась она каждый раз по разному и на каждом конце села была своя. Наряжались, кто как хочет.
Вот летом у нас есть такой день - "Поляна". Вот мы дети, девочки особенно, нарядимси, срубят нам прутик - березку, мы ее надим (цепками) и идем по конец села - это вот "Поляна", а это вот
"Русалка".
Дети "Русалку" почитали. Детям говорят - Ребята, завтра "Русалка" - они в ответ - ой мы нарядимси! По словам инф. "Русалку" справляли ближе к осени, когда рожь поспевает. К Успенью. Потому, что заговляемси мы. После Успенского поста.
На "Троицу" "Русалок" не гоняли, "Троица" наш козырной праздник. "Троица" и "Поляна" - разные праздники. (Она перед "Поляной" бывает - у четверг - наверное оговорка). "Поляна" бывает в четверг перед "Троицей". Лидия Ивановна - я сама в поляне не участвовала, но видела. Вот мы на двойку ходим в обеденный перерыв коров доить, а там вот разные кустики навешают, ленты во все стороны. Думаю - что это такое. Бабушки до сих пор ходят.
Сейчас дети не наряжают. Вот мы раньше наряжали (девочки). А ребята встренут - все "гуньки" похватают, накричат. "Поляна" бывает в четверг, а "Троица" в восресенье. На "Поляну" только девочки приходили, а ребята у нас только хватают "гуньки". Мы идем по селу, они у нас тряпочки похватают. "Ой у нас "гуньки" все похватали." И ходили одни дети. Взрослые справляли "Троицу", а сейчас и "Поляну" стали взрослые женщины (бабы) справлять. "Сегодня у нас праздник".
На поляне поют. Идем песни играем.
Ты поляна, ты поляна
Ты не топченная (не товоченная)
Кто тебя будет топтать
Девица красивая.
Взрослые, когда собирались долгие старинные песни. "Во субботу, день ненастный..."
"Прощайте девки, прощайте бабы
Угоняют нас от вас
Угоняют нас от вас
На несчастный на кавказ
На несчастном на кавказе
Срубят голову мою..."
Главные "Козырные" - престольные праздники в с. Нармушадь - "Троица" и "Покров". (В соседнем селе - Ерахтуре - "Козырной праздник", престол - "Никола".) Так как в селе церкви нет то ходят в с. Борки, но праздник все равно считают своим. Кто в Борки ходит, кто в Ерахтур ходит. Что сюда два километра, что туда.
На "Троицу" светят березки. "В церкви все березки, клены стоят". А после троицы - "Духов день". Инф. утверждает, что "Духов день" - престольный ("Козырной") праздник в г. Ленинграде, а в Москве - "Успенье".
Чисто детские праздники были "Поляна", перед "Троицей" и когда гоняли "Русалок".
На "Троицу" взрослые катали "крашенки" - яйца. Т.е. яйца красили как на "Пасху". Собираются на "Троицу" как раз за этим домом (дом возле клуба) пар десять, человек двадцать. По два яйца становим вот сюда вот (в ряд, параллельно кону), а далеко вот, такой мяч сшитый. (Сошьют девки - Коледены...) И катаем, кто попадет - все яйцо твое. Катают знаешь как, кто выкатывает, кто прокатывает. А некоторые сидели в карты в яйца играли в "девятку", а молодежь ходит по деревне "с гормоней". Мяч шили тряпичный - напхают туда этих - хлопков и его сшивают. Яйца далеко клали (например мы здесь, а яйца на большой дороге - название улицы примерно 7-10 шагов от дома). Яйца клали просто на травку. Татьяна Владимировна - я и то катала. Весело было.
Я вот на посиделках сидела. Мы вот в эту пору поужинаем и все на посиделки. На посиделках плясали, гармонь ждали. Вот придут какие (завражские) или какие. Мы на посиделках сидим, а ребята с гармонями ходят. А мы на посиделках и кружева вязали и пряли. Если восресенье - тогда вяжем, а в такие дни пряли. Тогда ведь пряли. Лен пряли. Идут, гармонь идет, скорее побросаем все гребни, а как нет никого опять сидим. А сидели ведь с каким огнем, сидели то с лампами. А лампы, то еще пяти линейные. И все вязали, и все было видно хорошо. Сидим в край двери и кружева вяжем. Парни обязательно придут. Если годовой праздник - "Рождество", "Крещение" или "Кузьму и Демьяна", тута одна гармонь выходит, другая заходит, одна партия выходит, другая заходит и посиделков было знаешь сколько - посиделков было тридцать пять или сорок. И всех обходили.
Берешь у мамы маслечка, молока, пшена, сметану, мяса. Мясо варим. Женихов зовем. Пекем орешки. Тесто замесишь, накатаешь, нарежешь. Орешки всем давали. Два - три дня гуляли (вечерами), а день пляшем играем. И работаем, а если не работаешь то тебя из женихов не возьмет никто - вот как.
На "Кузьму и Демьяна" (14 ноября)- масленки толкли. И ребята просили, как приходят, то просят масленки. Даем. Приходят, гармонисту становим тарелку на гармонь. Какая бы партия не пришла, просят - давайте масленков. Они берут и масленки к себе забирают (без тарелки). Масленка - это такая каша из толченного пшена. Парни забирали масленки и уходили отдельно, а у нас само собой оставалось. Парни бывало выйдут и тем кто с ними ходит глядеть, вот женщины с ними ходют и раздадут масленки. Они не сами, выйдут - Нате бабы ешьте, масленки ешьте. Мы и сейчас масленки дома тол- кем.
На "Фролов день" и "Петров день" выводили коней, молодежь выводила, все запрягают лошадей. Молодые ребята садятся верхом. Если в семье две лошади, то отец для девиц ее запрягает. (На "Петров день".) Вот когда батюшка просветит (В "святом озере" - возле Нармушати освещается вода на "Петров день" и в этот день принято в нем купаться), то первым делом молодые купают в озере лошадей и сами купаются.
Какие были игры: - Лапта. Мячик был резиновый. В качестве биты брали любую подходящую палку.
- "Волки - отвойтесь" - это наша игра "Казаки разбойники".
- Городки
- Кулачных боев не было.
- Игры с поцелуями не играли ? (спорно) На посиделках с женихами целовались. "На поседках вместе спали, но глупостей не позволяли."
- Кататься на салазках
- Коньки делали.
- Камешки. В камешки играли уже большие, а все играли. А камушки ходили по болотам - ой у этой гругленькие камешки, красивые. До десяти лет играли, а в десять лет ты уже в
поле хлдишь. Днем работа, а вечером играем.
- Кочетки - чижик круглый. Игры "Кочетки" и
"Буек" - очень похожи.
- Буек - чижик квадратный с цифрами на сто-
ронах. Нужно было набрать 10 - очков. Если набрал то выходишь из игры. Последний мается, т.е. старается попасть в квадрат, а стоящий в квадрате отбивает "буек" битой.
- Игра с деревянным шаром и с клюшками,
скорее всего это - "Котел". На земле вырывали большую лунку и несколько маленьких. Играли клюшками с загнутым концом. Клюшки - "лотки". Возможно и название игры - "Лотки". (Игра расказана гостем инф., мужчиной, вероятно сыном Иваном Федоровичем Кудимовым)
- Строить снежную крепость. Строили только дети.
- Таскалочки, наш "Ручеек" без песни. Я
мальчишку выберу, так все кричат - ой это жених ее. Во время поста не играли на гармошке, не пели, а вот в эту игру можно было.
- Трех лишний, третий лишний (без ремня), тоже разрешалось играть в пост.
- Прятки, похоронки, хоронючки. Играть - лудить. Мы все бывало в это время (великий пост) все мокрые приходили. Мальчишки так налудятся.
- На Масленицу ставили столб, перетягивали
канат, сжигали чучело. Наряжали лошадей и катались. В этом году тоже наряжались.
- На "Вербное воскресенье". освященной в церкви вербой было принято выгонять скотину, и "кто больной постукаешь". (У информатора храняться освященные веточки вербы и прошлогодние "крашенки".) Вербушки у меня из года в год стоят (инф.). Приговаривали когда скотину выгоняли - верба в хвост ввяжись. (... Иди домой ...Вон из сада, иди домой.) Детей тоже шлепали и приговаривали...
- Хотя и церкви не было, а все празники все
равно помнили. Например "Христа славили". В этом году тоже слави-
ли 7 января. Утром рано ходят. Лидия Ивановна - я малого своего
посылала. Ходят без "звезды". Поют:
Рождество Христе Боже наш
Воссиянии цвета разума
Небо звездою учахуся
И тебе кланяемся с высоты востока
- Здравствуете хозяин с хозяюшкой. С праздничком.
или:
Я маленький вьюнчик
Божий распевунчик
Сяду я на стульчик
Сниму колпачок
Подайте пяточок
или:
Вставай дед с печки
Зажигай свечки
Открывай сундучок
Доставай троячок
Ходят обычно двое, трое.
На "колядки" ходят до сих пор, вот и в этом году ходили под старый новый год 13-14 января "Авсеньки". Ходят взрослые. Дети тоже ходят, вместе, гурьбой. Ряженые нарядятся, никого не узнаешь.
(Непонятная фраза - тоды-то на мостах?). "Авсеньки" -
Авсень, авсень. Давай ногу совсем
Авсень, авсень. Кишки да желудки
................................
Авсень, авсень. А чем кошь заполнять...
Им довали ноги. Пирогами, ногами.
Не дашь пирога, то корову за рога...
А не дашь пышку...
И сейчас ходят. В этом году ходили, много ходили. Чужие сейчас к нам не ходят, а раньше ерахтурские (из соседнего села Ерахтура) приходили, с гармонью, ходили по селу. Приходили взрослые женщины. Мужчины редко ходили.
Что пекли - на "Сороки" - пекли жаворонки, они выпекались размером с ладонь. На жаворонке делали крестик. Мы, малые, идем сними в стога, а у всех сено стояло и на стог лезем и прокрикива ем - Жаворонки, жаворонки
(Имя рек) помереть (Например - Бабе Инкиной помереть)
На погост улететь
И больше не прилетать.
Обычно прокрикивали имя очень старого человека (Баба Инкина - она старая была)
кроме этого и "Зиму проважают - Весну встречают" - по словам Лидии Ивановны.
- на "Сердокрестие" пекли пышки, а в пышки запекали крест, кому этот крест достанется, тот с отцом едет засевать. Ехать нам хотелось, на лошади покататься.
Присказка - кто ест горелый хлеб, волков боятся не будет.
- цапля, прихватка для сковородки.
- деревенский хлеб из молотого пшена.
Русские качели - ???
В Нармушати ставили карусели. На "Троицу" ставили. Карусели стояли на том месте где теперь клуб и "на том конце" - видимо в сторону Ерахтура. Карусели ставили нармушадьские - дядя инф. (Скобель). Приезжали карусельшики, так они все у них посмотрели, все себе сделали (железное) и ставили.
Круглые качели - эти своего изделия, эти были у Гришачевых. Вращается вверх - вниз. Гришачев Николай был, он ставил. Так они уже умерли. Вот он сделает, сядешь, держишьси. Подымаешься вверх, опускаешься вниз, подымашься вверх, опускаешься вниз. Делали мужчины кто мог. В Нармушати таких качелей было двое или трое, больше не было. А были ли в Ерахтуре - не знает.
"Лютая гора" - "Евпатьев овраг", что ли (невнятно сказано).
- Лютая гора - она за селом.
- "Орлашкина борозда", "конный извод", "пеше-
ходный извод"
Названия улиц: - Большая дорога
- Конец большой
- Заулок
- Овраг
- Борисов заулок
- Миронов заулок
Фамилии: - Кудимовы
- Коротковы
- Гришаевы
Свидетельство о публикации №224060200358