Литература - уроки мужества и патриотизма
Эта статья «Литература- уроки мужества и патриотизма» была опубликована в калининградской газете «Янтарный край» №131, 27.08.2008 года.
Как она актуальна сейчас!
Идёт Специальная военная операция (война). Она надолго. Нужны газеты, журналы, плакаты, которые звали людей на защиту Родины, как на фронте, так и в наших городах, сёл и посёлков.
Люди ждут этого, дело за руководителями регионов, городов и сёл.
СТАТЬЯ
Человек основную часть книг в своей жизни прочитывает в стар¬шем школьном возрасте, именно тогда он и получает запас духовности на всю оставшуюся жизнь.
Нынешние же старшеклассники в массе своей - типичные "дети перестройки", мало читающие, лишенные нравственных ориентиров и сызмала верящие в непобедимую силу денег.
Сегодня стало модным говорить о литературе без героя. Торопливо и злобно снесли с пьедесталов Павку Корчагина и Олега Кошевого, а взамен никого, кроме акунинского Фандорина да марининских полууголовных ментов, предложить не смогли.
Литература и время... Время и герой. В этих словах заложен глубокий смысл. За плечами у нас - необычное десятилетие, которое не только изменило социально-экономические основы нашего общества, но и подвергло испытаниям нравственные принципы бытия. Безусловно, все это является предметом исследования художественной литературы. Если же мы обратимся к литературе XX века, то она, что бы ни говорили отдельные литературоведы, честно выполнила свой священный долг перед читателем, верой и правдой служила людям. Литература не только должным образом отражала действительность, но и звала вперед - к тем вечным идеалам добра и справедливости, стремлением к которым жил, живет и будет жить человек на земле, решительно выступала против зла, безнравственности и цинизма.
Сейчас трудно не только заставить себя читать грустные книги на современную тему. Трудно бывает и найти такую книгу в магазине –тиражи небольшие, быстро расходятся. Что и говорить, писателям нелегко печататься, издавать свои книги оперативно, чтобы сказать о современности своевременно.
Трудно по свежим следам воссоздать типичные черты современного человека, найти таких героев, в которых читатель-современник узнал бы себя. В недавние времена считалось, что тип современника надо искать среди рабочих и крестьян, помнятся призывы отражать тему рабочего класса, было написано немало, но по-настоящему типичного, яркого, запоминающего образа труженика от той поры, пожалуй, не осталось.
А кто же теперь может претендовать на роль героя нашего времени? Снова "лишний человек", разочарованный, не находящий приложения своим талантам? А может, удачливый предприниматель? Со¬мнительно.
Героев времени рыночной экономики - людей расторопных, инициативных, способных вертеться в жизни, не унывающих при неудачах, умеющих выкручиваться из самых сложных ситуаций, - настойчиво пропагандирует современный западный, да уже и русский детектив.
Качества эти хорошие, нужные во все времена. Но за умением жить по-западному стоят индивидуализм, бездуховность, равнодушие к ближнему. А для славянского менталитета до сего времени был характерен дух соборности, коллективизма, взаимопомощи, сочувствия в беде. Он живет и теперь, несмотря на все трудности. Он есть в жизни, а вот литература его пока не видит, не отражает.
Надо помнить, что читатель берется за книгу в большинстве случаев, когда устал от серой будничности, хочет чего-то красивого, романтичного, необычного.
Каждый (буквально каждый) человек может стать героем литера¬туры. Все зависит от мастерства писателя, а если писатель по-настоящему талантлив, так он и способен показать в своих произведениях яркого, полнокровного героя. Такого, как в жизни, но, конечно же, этот герой будет не копией живого человека, а образом собирательным, в чем-то типичным.
Жизненный опыт подсказывает, что героев в жизни должен воспеть народ, только тогда они настоящие и чего-то стоящие, потом хо¬тя бы не придется прятать памятники или, еще хуже, разрушать, то¬пить.
Литературный герой - это прежде всего совесть автора. И каждый писатель решает сам, что его герой несет людям: добро или зло. За это, в конечном итоге, мы ответственны перед людьми и Богом.
Я, как и многие, люблю стихи. Мне нравятся патриотические сти¬хи. Видно, это со времен учебы в школе. Наша школа находилась в одном здании с пединститутом, и часто мы, старшеклассники, бегали на литературные вечера, проводимые студентами. Ах! Какое это было время! Мне на всю жизнь запомнилось, как там читали Маяковского. И особенно:
Я достаю из широких штанин
Дубликатом бесценного груза.
Читайте,
Завидуйте,
Я - гражданин Советского Союза.
А сейчас у одного поэта я читаю вот такие стихи:
"Был он трибуном!"
"Был он оратором!"...
Но эти рамки
Для Маяковского куцые:
Он мог быть Есениным,
Даже Ахматовой,
Когда б не болезнь,
Кто звалась революцией.
Хорошие стихи, хороший поэт, но ту – Великую революцию на¬звать болезнью... Это коробит очень и очень многих, в том числе и меня. Революция, настоящая революция- это продвижение народа вперед. И Маяковский понял это, и он воспел ее. Он поднял на небывалую высоту и человека, и государство, в котором живет этот чело¬век.
И как нам нужен сейчас новый Маяковский, ведь:
По стране моей великой
Ураган пронесся вновь.
В прах разрушено святое:
Дружба, братство и любовь.
(
Сергей Сывороткин)
И вот снова с окончанием лета для ребят начнется удивительный процесс познания мира, жизни, в котором у педагогов для воспитания настоящих граждан страны, любящих свою Родину, должны превалировать понятия долга, чести и достоинства. И для этого, конечно, недостаточно рамок школьной программы. Нужны дополнительные занятия приобщения учащихся по литературе, встречи с писателями Калининградского региона, создателями морального климата в области. Такие встречи могут захватить молодого человека, оторвать от атрибутов современного духовного обнищания и повести его по всей жизни.
Ведь если кто-то послушает стихи нашего калининградского писателя Анатолия Алексеевича Лунина в его исполнении, то он влюбится в него, в поэзию великого Пушкина, познает героику истории нашей страны. Он поймет, что в жизни есть к чему стремиться и как достойно прожить свою жизнь.
В истории, наверно, не отыщешь
Таких событий и похожих дат;
У стен столицы ворог волком рыщет,
А в осажденном городе парад.
Как это красиво и емко сказано, мастерски преподнесено читателю. Лучше нельзя сказать о героизме и мужестве наших солдат и му¬дрости полководцев времен Великой Отечественной войны.
А слова следующего четверостишья позовут многих ребят стать военными, чтобы достойно выполнять свой мужской, гражданский долг - защитить Родину
Одной навеки преданные цели,
Наград и капиталов не нажив,
Россию охраняют офицеры,
Отвагу, словно шпагу, обнажив.
Или если послушать песни в исполнении ансамбля "Песни-спутницы" Зои Куприяновой, такие как "Русь, услышь обо мне", "Калининград", "Море" и другие, невольно проникнешься гордостью за свою страну, свой город, свой народ.
Мне, как и многим моим коллегам по литературному цеху, хочет¬ся включиться в этот дополнительный процесс воспитания молодого поколения, раскрыть перед ним прекрасные качества человека: любовь к Родине, к женщине, к труду. И с этой целью ежемесячно в об¬ластной детской библиотеке имени А.Гайдара (Бородинская, 13) про-водятся литературно-музыкальные встречи под названием "У камина Паустовского". Школы слишком мало приглашают поэтов и прозаиков в свои стены, как бы ограждают своих учеников от людей, пишущих для молодежи, создающих духовный и моральный климат города и нашего региона. А желательно, чтобы они звали к себе поэтов и прозаиков - патриотов. Мы готовы к этому.
Ведь как хочется, чтобы каждый молодой человек в сво¬ей душе произносил:
Не умирай, моя страна,
Под злобный хохот иноверца.
Не умирай! Ну, хочешь, на!
Возьми мое больное сердце.
(Н.Зиновьев)
И еще:
Я - преданный солдат моей России,
На зов страны откликнуться готов
И защитить ее под гладью синей
От натиска и ярости врагов.
(С.Сыровоткин)
Ведь сейчас:
Время бешеных псов и реформ
Вызывает меня на дуэль.
Совесть в шрамах общественных норм
Подсказала: "Готовить шинель!"
(А.Ромашов)
Свидетельство о публикации №224060200728