Зрители, ау!

      Эссе на художественный фильм «Шоу Трумана» на конкурс "По ту сторону экрана" Крымского медиацентра

    «За его рождением наблюдали 1,7 миллиарда человек. 220 стран видели, как он сделал свой первый шаг. Мир затаил дыхание при его первым поцелуе. Он шёл вперёд, а вместе с ним и научный прогресс. Целая человеческая жизнь, записанная при помощи хитроумной сети скрытых видеокамер и передаваемая в прямом эфире без каких-то купюр круглосуточно и ежедневно на телеэкраны планеты прямо с острова Сихейвен в величайшем из когда-либо созданных павильонов, которые наряду с Великой китайской стеной является рукотворным сооружением, различимым даже из космоса. Сериал с тридцатилетней историей — знаменитое «Шоу Трумана».
Нам представляют это телешоу именно таким, но какое же оно на самом деле?
Каждый день миллионы людей наблюдают за каждым шагом единственного человека: просыпаются вместе с Труманом, едят вместе с Труманом, едут на работу, принимают душ, ложатся спать и всё это вместе с Труманом. В начале фильма нам говорят, что некоторые телезрители даже на ночь не выключают шоу Трумана - их это успокаивает. Выходит, что миллионы людей живут не свою жизнь, а жизнь Трумана. Их эмоции и мысли равняются эмоциям и мыслям Трумана, и из-за этого зрители забывают про свою настоящую жизнь. Но почему же столько людей так пристально наблюдают за одним единственным человеком? Потому, что Труман не актёр, а обыкновенный человек, живущий частной жизнью, и не подозревающий, что каждый его шаг, каждое сказанное слово запечатлеется на тысячу камер. Он не подозревает, что все его друзья, родственники и близкие люди - подставные актёры, которые желают отработать свой день, сказав реплики, нашёптанные всевидящим режиссёром, и вернуться к своей настоящей жизни, к своим настоящим друзьям, к реальности. На самом деле им наплевать на Трумана, они лишь выполняют свою работу. Единственный человек Селия, которая полюбила его, и хотевшая помочь ему, выбраться из запутанной ловушке, сказать правду, была быстро убрана с проекта. Мир Трумана, созданный Кристофом, прекрасный, в нём нет войн, страха и грязи. Люди смотрят за Труманом, чтобы спрятаться от неприятной действительности.
    И Труман, и зрители стали заложниками собственной жизни. Но чья жизнь превратилась в больший ад: Трумана или зрителей? Труман продолжает нормальную жизнь, несмотря на её искусственность, но зрители превратились в зомби, которые зависят от одно единственного человека. Их жизнь куда более пагубная, они не живут, а существуют. Они не могут строить собственную жизнь, добиваться целей, учиться, жениться… Они маньяки, которые ждут новой порции «Трумана». И, по-моему, – это гораздо страшнее, люди превратились в безликих существ. Они зависимые, заметьте, насколько близко это перекликается с нашей реальностью. Огромное количество людей подсаживается на сериалы, шоу, компьютерные игры. Их распорядок жизни определяет игра или сериал. Наше современное общество стало погружаться в виртуальную реальность, мы все по-своему зависимы от телефонов и социальных сетей. Мы забываем, что вокруг нас происходит жизнь, наша жизнь! А мы утыкаемся в телефоны и не видим ничего вокруг. Жизнь потихоньку переносится в экран, но мы не замечаем этого. Так и шоу Трумана поглотило миллионы людей, они жили только ради шоу, не строя свою жизнь. А если главной целью шоу было вовсе не шоу, а миллионы уничтоженных жизней? Только подумайте, какое количество изобретений и открытий не произошло только из-за того, что эти творцы вместо опытов смотрели шоу Трумана. Возможно, главной целью корпорации, создавшей шоу, являлась деградация людей, которые не желали воспринимать ничего кроме шоу. Подумайте, тупым стадом гораздо легче управлять, чем образованными людьми. И это легко можно соотнести с нашей действительностью. Мы получаем поток информации, нажав на две кнопки, мы разучиваемся познавать и проверять, мы поглощаем всё, что нам предлагают. Невероятное количество людей перестало читать книги, ведь телефон и так даёт много знаний, зачем познавать мир, если все можно узнать от «Алисы»? Мы перестаем думать и размышлять: за нас это делает всемогущий интернет. Хочешь - узнай ответ на домашние задание, хочешь - прочитай содержание книги за две минуты и не нужно читать три тома. Виртуальность медленно нас поглощает, точно так же, как зрителей в шоу Трумана. Получаем порцию эмоций через экран, и ни у кого не возникает желания сделать что-то самому, ошибаться и действовать. Интересно, никому из зрителей не пришло в голову, сколько собственного времени он потратил на чужого человека на экране. Например, я, когда долгое время развлекаюсь на телефоне, после сильно огорчаюсь, ведь могла в это время сделать что-то полезное. Было бы любопытно посмотреть шоу со стороны обычных обывателей телезрителей. Вполне возможно, что их разговоры и интересы заканчиваются на шоу. Ощущение, что в их жизни первостепенен просмотр новой серии. Буквально каждый человек подсажен на шоу, как на наркотик и ему практически невозможно выбраться оттуда. Наверное, даже если нашелся один необычный человек, решивший изменить свою жизнь, у него это вроде бы получилось, ведь вокруг него каждый только и говорит о новом эпизоде, а ведь это искушает и самых сильных. Например, если ты сидишь на диете, а вокруг тебя все едят торты сложно остаться в стороне. Но удивительно, что просмотр изо дня в день не наскучил людям, и они не выключили телевизор. Хотя, наверное, яд, который уничтожает твою личность - привлекателен и от него сложно отказаться. «Шоу Трумана» - это что-то вроде традиции и ритуала, а ведь мы все так любим традиции и даже, если они кажутся нам изъезженными и устаревшими мы продолжаем их соблюдать.
     Выходит, что, когда освободился Труман, освободились и зрители? Но мне кажется, что это не так, зрители воедино срослись за тридцать лет с шоу и не представляли свою жизнь без него. Вероятнее всего, корпорации запустили новое шоу и все вновь на него подсели. Тоже самое, как курящие люди не прекращают курить, если одни сигареты перестают выпускать, они покупают новые. Матрица запустила свои шестерёнки и люди вновь превратились в зомби. Это так страшно, сколько погубленных жизней!
Эмилия Сибилева


Рецензии