Стихи В. Маяковского читаю. Европолитики. Ч. 3

СТИХИ В. МАЯКОВСКОГО ЧИТАЮ. ЕВРОПОЛИТИКИ. ЧАСТЬ 3

ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ НАЧАЛЬНИКА ГОСУДАРСТВА ПОЛЬСКОГО ЮЗЕФА КЛЕМЕНСА ПИЛСУТСКОГО

Европейские политики столетней давности, разжигатели Империалистической войны, погубившей 20 миллионов жизней (по словам поэта, которому это было виднее, чем нам сейчас) не слишком сильно отличаются от современных приемников на их постах. Век прошёл, а ситуация всё та же.

Вспомним! Как образно и глядя в самую суть описал европейских правителей своего времени в 1923 году ярчайший русский поэт ХХ века Владимир Владимирович Маяковский, во многом забытый в современной России.

Лично для меня формат представления его произведений, затрудняет восприятие поэтического слова и суть описанного. Сам автор, даже такой выдающийся, не видит того, что перед глазами у читателя. Он пишет так, как ему самому больше нравится - по одному два слову на строчке. Точно также пишет стихотворения и моя мама Дина (Сукачёва) Федорова. Я редактирую формат их представления для читателей, ведя её авторскую страницу на "Стихи.ру". И этих отформатированных мной стихов уже больше 1000. Тоже самое я сделаю со стихами, представленными ниже. Да ещё я уберу опечатки, которые из года в год передаются при переписывании и перепечатывании текста. Чьи они авторские или редакторские не имеет никакого значения.

При чтении пригодиться знать то, что: 1) Фош - Французский маршал главнокомандующий войск стран западной коалиции Антанты; 2) Френч - Британский фельдмаршал; 3) Пуанкаре - президент Франции; 4) жупан - дворянский и административный титул, использовавшийся в нескольких государствах Центральной и Юго-Восточной Европы; 6) одёр - это устаревшее, просторечное, презрительное слово, которое имеет следующие значения: старая, исхудалая, изнурённая лошадь, плохая корова, кляча ободранная; 7) бельведер — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности.

ПИЛСУДСКИЙ

Чьи уши — не ваши ли —
Не слышали о грозном фельдмаршале?!
Склонитесь, забудьте суеты и суетцы!
Поджилки не трясутся у кого?
Мною рисуется портрет Пилсудского.

Рост. У Пилсудского нет никакого роста.
Вернее, росты у него разные:
Маленький — если бьют,
Большой — если победу празднует.

Когда старается вырасти рьяней,
К нему красноармейца приставляют няней.

Впрочем, военная не привлекает трель его:
Не краснозвёздников,
А краснокрестников
Норовит расстреливать.

Голова. Крохотный лоб.
Только для кокарды: уместилась чтоб.
А под лобиком сейчас же идут челюстищи
Зубов на тыщу, или на две тыщи.

Смотри, чтоб челюстьце не попалась работца,
А то разрастётся.
Приоткроется челюсть, жря или зыкая, —
А там вместо языка — верста треязыкая.

Почему уважаемый воин
Так обильно языками благоустроен?

А потому такое языков количество,
Что три сапога, по сапогу на Величество, —
А иногда необходимо, чтоб пан мог
Вылизывать единовременно трое сапог:
Во-первых — Фошевы
Подошвы,
Френчу звёздочку шпорову,
Да туфлю собственному буржуазному борову.

Стоит на коленках и лижет, и лижет,
Только сзади блестят пуговицы яркие.
Никто никогда не становился ниже,
Пилсудский даже ниже польской марки.

А чтоб в глаза не бросился лизательный снаряд —
Над челюстью усищев жёсткий ряд.
Никто не видал Пилсудского телеса.
Думаю, под рубашкой Пилсудский — лиса.

Одежда. Мундир, в золото выткан,
Сзади к мундиру — длиннющая нитка,
Конец к мундиру, а конец второй —
Держится Пуанкарой:

Дёрнет — Пилсудский дрыгнет ляжкой,
Дёрнет — Пилсудский звякнет шашкой.
Характер Пилсудчий —
Сучий:

Подходит хозяин — хвостика выкрут,
Скажет: "Куси!" — вопьётся в икру.
Зато и сахар попадаёт на носик
Этой злейшей из Антантовских мосек.

То новеньким заменят жупан драненький,
То танк подарят, то просто франки.
Устрой перерыв в хозяйских харчах —
И пёс моментально б сник и зачах.

Должен и вере дать дань я,
И убеждения оттенить до последних толик:
Пилсудский был социалистического вероисповедания,
Но по убеждению всегда иезуит-католик.

Демократизм прихрамывает, староват одёр,
У рабочих в одра исчезает вера.
Придётся и Пилсудскому задать дёру
Из своего бельведера.

ПРИМЕЧАНИЕ

Не очень ли портрет выглядит подленько?
Пожалуй, но всё же не подлей подлинника.

      Владимир Маяковский, 1923 г.


Надо же 100 прошло, а на европейской политической арене только имена поменялись!

Просто шифровки какие-то, а не стихи поэт (или издатель?) в книжках оставил. Настоящая головоломка была для меня! Зато как ясно и красиво получилось!

Не зря на стене в доме моего папы вышитый крестиком моей бабушкой Ириной Константиновной чёрно-белый портрет Владимира Маяковского в красивой раме, сколько я себя помню, всегда висел. А сейчас пока лежит как тряпка на верхней полке в моём белоснежном в чёрный цветочек с блёстками шкафу. Почему? Я только сегодня про него вспомнила! Нужно будет им заняться.

И ещё я, разбирая вчера мой архив нашла небольшой портрет на медной пластине "Ленин-студент". Это тоже из моего детства. Папа нарисовал, ведь он был гравёром и делать изображение на металле для него было профессией. Так вот, этот портрет точь-в-точь такой, с которого был сделан памятник "Ленин-студент". И этот самый памятник с 1954 года стоит напротив входа в главный корпус Казанского университета! Каждый раз на выходе я на него взираю!

Что это такое? Мне было предназначено с детства всё то, что стало частью моей жизни сейчас? Почему мама вдруг начала записывать свои стихотворения по слову-два на строчке? Из-за этой особенности мне приходиться раскидывать слова по классическим строчкам на свой лад, и поэтому я уже научилась той работе, результат которой я представляю здесь для тебя, дорогой читатель.

       Светлана Федорова, Казань, 3 июня 2024 г.         
 
               


Рецензии