Красная дорожка

Из цикла "Памятные события"


   Весну 1977 года я встречала в Волгодонске, в этот южный город прибыла год назад в долгосрочную командировку. Чудное время года, как всегда, радовало первозданной зеленью и не обжигающим солнцем, казалось, что обновлялась не только природа, но и весь окружающий мир с его обитателями.
 
На окраине города кипела грандиозная стройка: возводился гигант атомной энергетики «Атоммаш», за пределами «старого» города поднимались многоэтажки «нового», стройка гремела на весь Советский Союз и была наполнена не только напряжённой работой, но и молодым комсомольским задором. С концертами сюда приезжали знаменитые артисты, певцы, музыканты, и однажды строителей и жителей Волгодонска посетил легендарный танцор балета Махмуд Эсамбаев. С его творчеством я уже была знакома, но совсем немного: в исполнении артиста смотрела танцы народов мира по телевиденью, но это конечно ни в какое сравнение не шло с тем, что предстояло увидеть на сцене. В предвкушении предстоящего наслаждения я заранее купила билет и также заранее продумала наряд, в котором должна была пойти на концерт, в эту же программу включила и цветы, которые намеревалась преподнести артисту.

До кинотеатра «Восток», на сцене которого должен был танцевать Махмуд Эсамбаев, шла, не спеша, предаваясь тем впечатлениям, которые мечтала получить от встречи с его творчеством. На мне было длинное шёлковое платье, в руках красовался букет прелестных цветов, только что купленных в цветочном магазине, на меня обращали внимание, и мне это нравилось.

Прибыв в кинотеатр, я прошла в зрительный зал и села на своё место, крайнее в ряду. Были ли программки представления, теперь не помню, но память отчётливо сохранила необычное ощущение от потрясающе яркого действа, происходящего на сцене: оно удивляло, восторгало и завораживало. Невероятная пластика танцора, его движения, гибкость, руки, глаза, эмоции – всё было индивидуально и неповторимо, каждый танец олицетворял собой характер того народа, которому был посвящён. Махмуд Эсамбаев танцевал так выразительно, так самозабвенно, что каждый его номер вызывал бурю оваций, а иначе и быть не могло, ибо то, что показывал артист, являло собой жемчужину советской хореографии. Особенно запомнились лезгинка, индийский танец «Золотой бог», перуанский «Павлин», таджикский «Танец с ножами», страстный и стремительный испанский «Ла-коррида» с красным палантином в грациозных руках тореадора.

По окончании «Ла-корриды» я решила, что настал момент, когда должна подняться на сцену и в знак благодарности за гениальное искусство, подарить артисту цветы. Так и сделала. Преодолев несколько ступенек, я поднялась на сцену, подошла к Махмуду Эсамбаеву, – он всё ещё держал в руках красный палантин, – протянула цветы и сказала: «Вы сегодня подарили нам истинное волшебство, спасибо!». Он поблагодарил, и я повернулась, чтобы уйти со сцены, но тут произошло нечто неожиданное, и это нечто до сих пор вызывает у меня изумление и восхищение: выверенным движением руки танцор мгновенно раскинул по сцене палантин, образовав передо мной красную дорожку. Я сначала оторопела, даже приостановилась, но потом догадалась, что таким образом артист дарит ответную благодарность. И я гордо прошествовала по красной дорожке до ступенек, ведущих в зрительный зал, причём Махмуд Алисултанович подал мне руку и помог ступить на первую. Зал взорвался аплодисментами.

После окончания концерта мы долго аплодировали, стоя. В это время Махмуду Алисултановичу Эсамбаеву, народному артисту СССР и Киргизской ССР, герою социалистического труда, было около пятидесяти трёх лет. При знакомстве с его биографией (уже позже) меня поразило то, что во время депортации ингушей и чеченцев с Кавказа, Махмуду Эсамбаеву власти предложили остаться в Пятигорске, но он отказался и вместе со своим народом отправился в далёкую Киргизию, где работал в театре оперы и балета во Фрунзе.
 
Во время Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад артист выступал перед нашими воинами, во время одного из концертов осколком разорвавшегося около сцены снаряда получил ранение в ногу. По заключению врачей его танцевальная карьера была под вопросом, но артист всё преодолел и вернулся на сцену. Легендарный Махмуд Эсамбаев объездил весь мир, и всюду его встречали неизменное восхищение и бури оваций, а ещё великий артист исполнил роль злого шамана в знаменитом фильме «Земля Санникова». Впервые этот фильм я посмотрела в 1975 году, но только через два года, будучи в Волгодонске, узнала, что роль шамана исполнил Махмуд Алисултанович.
 
Удивил ещё один момент из биографии Эсамбаева: как-то в школе Махмуд получил назидание от своей учительницы за то, что, будучи на репетиции, пропустил урок. Раздосадованный мальчик в сердцах ответил ей: «Когда-нибудь я приглашу вас на свой концерт!». И он выполнил это обещание: на одном из концертов – уже знаменитого танцора – его учительница сидела на первом ряду, смотрела на своего гениального воспитанника и тихонько плакала.

Махмуда Эсамбаева называют легендарным танцором двадцатого века и недаром говорят, что такие гении как он, рождаются один раз в сто лет, а может и один раз в тысячу. 
Вот с таким легендарным человеком, – всего лишь на несколько минут, – однажды свела меня судьба.

Июнь 2024 г.
   

P.S.Этот рассказ почему-то задвоился, и происходило так на моей странице не однажды, но почему, - не знаю, поэтому повтор сейчас удалю, а отзывы помещу здесь (они мне нравятся))).   
*******


Людмила Калачева 06.12.2024 04:03

Тамара, после приятного впечатления о Вашем рассказе о Колыме и медведе, захотелось зайти на Вашу страницу ещё раз и ещё чего-нибудь почитать.
Взгляд ПОЧЕМУ-ТО упал на "Красную дорожку".
Начинаю читать и в голове мгновенно встал образ ТОГО, о ком этот рассказ, потому что с этим человеком мне однажды тоже пришлось пообщаться, причём довольно тесно.

Об Эсамбаеве, в те гОды, мне кажется знали все. К сожалению, сейчас об его творчестве редко когда вспоминают, так же, как и о самом артисте. А тогда его имя было на слуху почти у каждого и благодаря телевидению многие могли познакомиться с ним и его танцами, которые покоряли своей необычностью и грациозностью танцора.

Так случилось, что моего мужа судьба случайно свела с человеком, который оказался племянником Махмуда. Они стали друзьями.
Володя иногда заходил к нам, ну и я, конечно просила его рассказать о своём таком в те времена знаменитом дяде.
Так что с историей его жизни я была знакома из первоисточника.
Знала и то, что он при всей своей знаменитости никогда не чурался общением с простыми людьми и ОЧЕНЬ уважительном отношении к ним, что подтверждает Ваш рассказ, да и я лично на себе это тоже прочувствовала.

Редко, но иногда это случалось, он приезжал в Краснодар, к сожалению, почему-то не на гастроли, а просто проездом, гастролируя в Сочи, заезжал на денёк к племяннику.
Махмуд очень любил цирк и был знаком с многими цирковыми. Так случилось, что в один из его приездов, в Краснодаре гастролировали циркачи, с которыми он был хорошо знаком и, конечно же, он решил посетить их представление.
Конечно же его сопровождал и его племянник, который в свою очередь, пригласил с собою и нас с мужем.

Поскольку это было так спонтанно, буквально за час-полтора до начала представления, то я просто не могла пойти, так как не с кем было оставить маленьких детей.
Интересным оказалось ТО, что Махмуд, познакомившись с моим мужем, поинтересовался, почему Я не пришла, что было для мужа довольно странным (но думаю, что это Володька обо мне что-то ему наговорил: во-первых,о моей красоте (без бахвальства, я, действительна, была красивой, а Махмуд, как я знала из рассказов его племяника, ОЧЕНЬ любил красивых женщин; во-вторых думаю, рассказал, как я хорошо пою и играю на гитаре, ну и потом, думаю, что его задело: как это женщина отказалась от его приглашения).

Короче говоря, спустя час после начала представления, раздаётся звонок и муж мне говорит: Махмуд хочет с тобою познакомиться. Коль ты не смогла приехать в цирк, то ОН решил сам приехать к нам, домой. Так что что-нибудь там быстренько сообрази, чем угощать гостей будем).
Что-то да "сообразила". Но представить себе не могла, что вместе с Махмудом заявится ещё человек десять "цирковых". Короче, Махмуд устроил у нас дома... концерт - для меня.

"Цирковым" вызвали такси - разъехались, а Махмуд с Володей ещё остались.
Но и это ещё не всё.
На следующий день на работу мне где-то часов в 12-ть дня звонит мой муж и говорит: выйди. Спрашиваю: Зачем? Что случилось?"
- Ну, выйди, тебя тут сюрприз ждёт.

Выхожу. А перед зданием, где я работала, была небольшая площадка между домами-многоэтажками.
Муж стоит у выхода, берёт меня за руку и ведёт к этой площадке.
Раздаётся музыка, какая-то барабанная дробь, на которую сбежался народ и, вдруг вижу на эту площадку выходит Махмуд в белоснежном костюме и начинает передо мною танцевать. Я была, как теперь говорят, в шоке.
Танцевал минут пятнадцать. Площадь отреагировала бурными овациями.
Потом подошёл ко мне, поцеловал руку, поблагодарил за вчерашний приём и извинялся, что не смог со мною вчера попрощаться, поэтому он сегодня и тут.

Вот так мне пришлось познакомиться и пообщаться с ВЕЛИКИМ ТАНЦОРОМ. На память о себе он оставил мне открытку со своим фото, танцующим индийский танец и с надписью на ней: Женщине-красавице, жене моего друга - Людочке, на память о Махмуде Эсамбаеве.

Простите, что так много написала. Но... всё в душе всколыхнулось так, будто всё это было совсем недавно.
Спасибо Вам за прекрасный рассказ о человеке-легенде. О Махмуде Эсамбаеве.

Тамара Костомарова      

Людмила, сердечная благодарность Вам за такие интересные и развёрнутые комментарии. Эмоции до сих пор во мне, и это какое-то волшебство! Подробнее отвечу позже.

Тамара Костомарова   06.12.2024 13:14 

Ваш комментарий, Людмила, прочла рано утром, ответить сразу не могла, т.к. были срочные дела. И вот с того времени нахожусь под впечатлением, потому что Ваши воспоминания о Махмуде Эсамбаеве - это не просто воспоминания, это замечательная личная история, связанная с эпохальной личностью. Мне кажется, не запечатлеть эту историю в рассказе Вы не могли, а если это так, то дайте пожалуйста ссылку.
Танец великого артиста лично для Вас на небольшой площади города... - это так прекрасно, так здорово! Это память на всю жизнь.
Браво, Людмила!

Людмила Калачева 07.12.2024 07:09

Доброе утро, Тамара!
Не думала, что мои воспоминания о знакомстве с Эсамбаевым вызовут у Вас такие восторженные эмоции.
Я, действительно, часто вспоминаю эту встречу, это знакомство. Особенно, когда изредка перебирая свою коллекцию открыток знаменитых тогда артистов, беру в руки фотографию Махмуда, читаю надпись на ней, вспоминаются все детали тех встреч с ним и те эмоции, которые тогда испытывала.
А вот написать об этом, почему-то в голову даже не приходило.
Так что разочарую Вас - такой публикации просто нет.

Тамара Костомарова 07.12.2024 09:21

Надеюсь, что всё-таки напИшите, возьмёте за основу свой
блестящий комментарий к моей новелле и напИшите))

Владимир Врубель 30.10.2024 19:30

Вам повезло, Тамара. Мне не удалось попасть на его концерт.
С дружеским приветом
Владимир

Тамара Костомарова
Спасибо за отзыв, Владимир, и не отчаивайтесь, потому что блистательные танцы артиста сейчас можно найти в интернете. Конечно, это не то, что "вживую", но всё же.
С наилучшими пожеланиями.


Рецензии
Здравствуйте, Тамара! Спасибо вам за светлое воспоминание! Такого дарования артист не должен быть в забвении. Доброго августа вам!

Наталья Коноваленко   04.08.2024 17:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, - рада, что мои воспоминания Вам понравились.

Тамара Костомарова   04.08.2024 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.