Исповедь Сибиряка. Глава. 21 Мемуары

Глава. 21            Школьная дедовщина.




Глупцы говорят, трусы молчат, мудрецы слушают.
Карлос Руис Сафон (25 сентября 1964, Барселона — 19 июня 2020, Лос-Анджелес) — испанский (каталонский) писатель.



Я много думал и анализировал о причинах устойчивой дедовщины в школе и  полностью согласен с выводами знаменитого писателя Эндрю Мэтьюз автора книги - бестселлера: «Останови их ! Как справиться с обидчиками и преследователями».



Вот короткая выдержка из его книги о причинах, по которым ученики боятся рассказывать о насилии в школе: «Я опозорюсь перед родителями. Мне совсем ни к чему, чтобы родители думали, что я полный лошара и что меня все вокруг ненавидят.

Мне ни к чему, чтобы они думали, что я сам не в силах со всем этим справиться. Мать и так всё время указывает мне, как жить ! Если она ещё узнает, что меня достают в школе, то мне вообще дома никакой жизни не дадут!».

Жертвы издевательств считают, что отчасти виноваты в этом сами: «Если б я не был такой ботан, надо мной бы не ржали все вокруг». «Если б мне не приходилось ходить в этой дебильной одежде, меня бы оставили в покое». «Если б я не был такой урод, дистрофик, жирдяй, тупица, меня не били бы на переменах».

«Родители опозорят меня. Они могут додуматься пойти к директору. А я лучше умру, чем позволю им пойти жаловаться учителям. Ведь так они выставят меня полным идиотом, и надо мной будет ржать вся школа». И любой подросток совсем не хочет, чтобы даже Вы, его родители, стеснялись его, думая: «Наш сын – придурок, каких мало !».

Главная цель жизни у любого подростка – казаться крутым, независимым и способным самостоятельно управлять собственной жизнью… и поэтому меньше всего ему хочется, чтобы в неё вмешивались родители. Ведь он стесняется уже того факта, что они вообще у него есть ! «Стучать и закладывать – западло». Со временем дети привыкают к мысли, что «стучать» на обидчиков – это неправильно.

Дети 8–10 лет ещё считают, что можно рассказывать родителям о своих мучителях. Но по достижении подросткового возраста они раз и навсегда приспосабливаются страдать молча. Особенно это касается мальчишек, потому что им всё время говорят, что надо помалкивать и по-мужски переносить все невзгоды. Для девочек самое главное – личные контакты и взаимоотношения; для мальчишек самое главное – независимость и соперничество.

Мужские особи запрограммированы устранять любые разногласия путём драки. Кроме того, во всех мальчишеских ролевых моделях присутствует агрессия. Конфликт исчерпан, и вражда забыта. Главными ценностями мучителя являются - чувство власти и популярность.

Уметь привлекать внимание окружающих для хулигана гораздо важнее, чем уметь проявлять доброту к окружающим. И у него не будет повода менять своё поведение, пока ему не перестанут обеспечивать то, чем он дорожит больше всего. Дети сами чувствуют потребность в жёстко установленных рамках. 

Для наказания людей, причинивших боль или ущерб другим людям, существуют законы, которыми оговаривается справедливость и неотвратимость этого наказания. И наказанный по закону человек необязательно является завзятым злодеем. Но мысль о неотвратимой и справедливой расплате за содеянное заставляет нас вести себя ответственно и думать о благе окружающих.

«Заставляя молодых людей нести ответственность за свои поступки независимо от того, с умыслом или без умысла они были совершены, мы оказываем им большую услугу. Молодые люди очень часто считают, что избежать ответственности за содеянное можно, всего лишь заявив о том, что они своими действиями не хотели никому навредить.

Но истина в большинстве ситуаций состоит в том, что ущерб уже нанесён, а поступок, его повлёкший, был совершён осознанно». Дети должны отвечать за свои действия… и исправлять свое поведение. Извинения - вины не искупают. Пока будешь стараться оградить ребёнка от неприятных последствий его поступков, последствия эти будут становиться всё неприятнее.

Подростки ничем не отличаются от остальных людей. Они познают мир, малыми дозами получая от него боль, страдания и разочарования. Ведь всё это и называется – жизнь в реальном мире. Жизнь постоянно подталкивает нас в нужном направлении, делая деликатные подсказки. Если на эти знаки не обращать внимания, она начнёт лупить нас кувалдой.

Результаты проводимых с 2000-го года исследований мозга сильно удивили медицинское сообщество. Сегодня учёные пришли к выводу, что мозг у подростков развит всего на 80 %. Лобные доли коры головного мозга у человека не вступают в полный контакт с остальными отделами мозга до 25–30-летнего возраста. «Ну и что с того ?» - скажете Вы.

 А вот что: лобные доли у человека отвечают за процессы ПЛАНИРОВАНИЯ, дают возможность ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ и проявлять ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ в поступках. Именно поэтому подростки и идут на всяческие безумства ! Именно поэтому они ведут себя импульсивно и порой неадекватно.

Именно поэтому они любят быстро гонять на машине и идти на необдуманный риск. По этой причине подростки слишком много внимания обращают на то, что могут подумать о них их сверстники. В подростковом возрасте человек ещё не приспособлен задумываться о долгосрочных последствиях своих действий.

Жизнь ошибок не прощает. Если что-то не сделал сегодня, за это придётся расплачиваться завтра. Всё время, сэкономленное на занятиях спортом до 60 лет, скорее всего, придётся потратить на врачей после 60.

Даже самые маленькие неоплаченные сегодня долги по кредиткам уже через несколько лет, скорее всего, загонят вас в долговую яму.

Время, не отданное детям до того, как им исполнится 15 лет, так и сяк придётся потратить позднее… на бесконечное беспокойство и попытки исправить ситуацию. Но, как правило, бывает уже слишком поздно. Не во всех случаях подростковых издевательств ситуацию можно исправить ударом кувалды.



Продолжение следует …


Рецензии