Константин Посьет

Выдающийся государственный и военно-морской деятель
Генерал-адъютант, адмирал

Мореплаватель, исследователь

Участник кругосветного плавания на фрегате «Паллада» и русско-японской дипломатической миссии

Министр путей сообщения, член Государственного Совета, Почетный член Морской академии, Петербургской Академии наук, Русского Географического общества 

***
Почетный гражданин гг. Старая Русса (1865), Новгород (1887) и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
АРМИЯ И ФЛОТ
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ СТАРОЙ РУССЫ
ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ...
ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА
«Дивимся Вашему бескорыстному служению долгу…»
Эти строки Морское ведомство адресовало адмиралу Константину Николаевичу Посьету в юбилейном посвящении по случаю 50-летия его службы «в офицерских чинах».

Выдающийся военно-морской и государственный деятель Российской империи. Русский патриот, человек долга, честный и прямодушный, деятельность которого благословлял Св. Иоанн Кронштадтский. Почетный гражданин шести российских городов: Новгород и новгородская Старая Русса в их числе.

Россия обязана ему географическими открытиями, гидрографическими исследованиями своих северных и дальневосточных морей, строительством Морского порта в Санкт- Петербурге и Транссибирской магистрали, 10-ю тысячами километров железных дорог, ОСВОДом (Обществом спасания на водах), установлением границ и дипломатических отношений с Японией по Синодскому договору, материалы и документы которого готовил и переводил Посьет… этот перечень продолжать и продолжать. Наконец, именно ему мы обязаны утверждением национального флага России – бело-сине-красного триколора.

Константин Николаевич Посьет родился в Эстляндии, в г. Пернове (тогда Российской Империи, ныне эстонский г. Пярну). Происходил из древнего рода французских дворян Посьет де Россье, со времен Петра I состоявших на русской службе. Выпускник c отличием Петербургского Морского кадетского корпуса (1836 г.). Флотскую службу на Белом и Балтийском морях начал в чине мичмана, выбрав специальностью морскую артиллерию.

Работая по поручению контр-адмирала Е.В. Путятина над рапортом «О преобразовании русского артиллерийского учения на кораблях», 28-летний Константин Посьет подготовил и издал труды «Артиллерийское учение» и «Вооружение военных флотов», которые внесли весомый вклад в теорию и практику развития морской мощи империи. «Методики стрельбы Посьета» существенно увеличили артиллерийскую мощь русских военных судов: усовершенствованная его трудами морская артиллерия оказала большую помощь при высадках десанта в ходе Кавказской войны. А сам автор удостоился Креста участника Кавказской войны и Демидовской премии Петербургской Академии наук.

Педантичная аккуратность, исполнительская четкость, широта познаний, работоспособность молодого офицера привлекли внимание вице-адмирала Путятина, и он приглашает Посьета в помощники. В качестве офицера по особым поручениям Константин Посьет участвовал в знаменитом кругосветном плавании на фрегате «Паллада» (1852-53) с посольством Е.В.Путятина в Японию. Результатом дипломатической миссии стал Симодский договор (трактат) 1855 г. об определении границ, установлении торговых и дипломатических отношений между Россией и Японией. Для этой экспедиции Посьет в совершенстве овладел голландским и японским языками, как старший переводчик участвовал во всех переговорах, готовил документы для подписания мирного договора.

Пока шли длительные и очень трудные переговоры с японцами, офицеры «Паллады» под руководством капитан-лейтенанта Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева.

За участие в плавании на фрегате «Паллада» и дипломатической миссии К.Н. Посьет получил бриллиантовый перстень с руки императора. Свои путевые записи он собрал в книге «Письма с кругосветного путешествия».

В 1859 г. Посьет вошел в свиту Александра Второго, был назначен его флигель-адъютантом с обязанностями Начальника Особого отряда яхт. Произведен в контр-адмиралы.

В 1870 г. высокообразованный моряк и путешественник Константин Посьет назначен попечителем Великого князя Алексея Александровича, и на многие годы стал учителем и наставником будущего генерал-адмирала Российского флота. Для морского образования цесаревича совершил с ним кругосветное путешествие (первый дружественный визит Русской эскадры в США, открытие островов Новой земли, где впервые установили Российский флаг; был сделан заход на Мадагаскар, в Японию и Китай). При этом великокняжеский гардемарин Алексей Романов, сын императора Александра II, все ступени флотского обучения проходил без скидки на возраст и происхождение: драил палубу, стоял на вахте ночью и днем, был стажером-дублером на всех командных и исполнительских должностях.

К.Н. Посьету принадлежит инициатива организации службы спасения на водах. В 1872 г. было учреждено Российское Общество подания помощи при кораблекрушениях (с 1892 г. Императорское Российское общество спасания на водах, ОСВОД). Посьет был его первым и бессменным председателем. На реках и озерах России была развернута сплошная сеть круглогодичных спасательных постов – летом они обеспечивали безопасность неосторожных купальщиков, а зимой занимались расчисткой многочисленных противопожарных и «полоскательных» прорубей. Уже через 10 лет число спасенных достигло 5500 человек, было предотвращено крушение более 500 судов, а Общество имело «в капиталах и имуществах» 900 тысяч рублей! Для этого К.Н. Посьет добился у руководства Русской Православной Церкви и Лютеранско-евангелической церкви в России разрешения на «кружечный сбор» пожертвований на ОСВОД 9 мая – в день скорого помощника на водах св. Николая Чудотворца.

В октябре 1874 г. в чине адмирала Российского флота К.Н. Посьет был отозван от военных дел и назначен министром путей сообщения. В то время министерство объединяло железнодорожный, шоссейный, морской и речной транспорт и основной уклон делался в сторону железнодорожных сообщений.

Как министр путей сообщения, адмирал Посьет проявил себя рациональным новатором. Он собрал под знамена МПС лучших ученых того времени, провел частичные изменения в центральном аппарате министерства, учредил Флаг МПС. На железнодорожном транспорте вместо произвольных циркуляров был утвержден Первый Общий Устав Российских железных дорог, положено начало урегулированию тарифов. Были построены новые здания вокзалов. Количество железнодорожных училищ возросло до 30.

Стремясь создать в России единую транспортную систему Посьет, как член Государственного Совета, категорически протестовал против коммерциализации, акционирования железных дорог и добился возобновления их строительства за счет казны. Принял меры к поощрению железнодорожного строительства из отечественных материалов: т.н., была введена «попудная премия» для российских производителей рельсов.

Константин Николаевич выступил организатором проектирования и строительства Восточной и Транссибирской магистралей. И гордился тем, что строительство Транссиба осуществлялось русскими инженерами, и что на нем «от костыля до паровоза, все изготовлено в России, из русских материалов». В бытность его министром МПС построено более 10 тысяч верст железных дорог – это треть всех железных дорог России того времени.

Заботой и вниманием не обойдены были и водные сообщения – моряку Посьету они были особенно по душе. Задача преображения Петербурга в современный морской порт доведена была при нем до благополучного завершения. Строительство и открытие уникального в гидротехническом отношении Морского канала и Морского Порта превратили Петербург в порт мирового значения. Параллельно шла реконструкция и строительство новых (Свирьского и Сясьского) транспортных каналов Мариинской судоходной системы, связывающей Петербург с внутренними морями – Ладожским и Онежским озерами, Архангельском, Вологдой, Великим Новгородом, Старой Руссой. К.Н. Посьет оказал огромное влияние на обустройство морских портов в Либаве, Архангельске, Одессе, Новороссийске, Феодосии. Углубление устья Волги позволило морским судам заходить в Астрахань.

Им были организованы особые «описные» партии, которые способствовали уточнению расположения рек на картах России. При нем была введены особые знаки и освещение на реках в особо опасных местах, заведена судоходная инспекция, куда назначались только моряки. Были учреждены водомерные посты, метеорологические станции, впервые организована перевозка наливной нефти.

В мечтах Константина Николаевича были планы обустройства всех крупных портов России как транспортных узлов, где бы успешно взаимодействовали гужевой (автомобильный), железнодорожный и морской (речной) виды транспорта.

Но в ноябре 1888 г. К.Н. Посьет уходит с поста министра. После крушения царского поезда, произошедшего на одном из участков коммерческой железной дороги (против которых он так гневно выступал!), Константин Николаевич счел своим долгом тотчас же написать прошение об отставке, которое было удовлетворено, кстати, только на четвертый раз.

Он остается членом Государственного Совета. Как председатель Особого совещания по обсуждению вопроса о Российском национальном флаге, настоял на утверждении 9 апреля 1896 г. бело-сине-красного триколора.

Адмирал К.Н. Посьет был награжден всеми высшими орденами Российской Империи и 11-ю иностранными; в их числе орден «Восходящего солнца» I степени, полученный из рук японского императора – не так много россиян награждали японцы своей высшей наградой! Однако, будучи человеком скромным и не кичливым, Константин Николаевич предпочитал носить на вицмундире один-единственный знак – об окончании Морского корпуса.

Его называли «стожильным адмиралом». За 52 года государственной службы Константин Николаевич Посьет всего 9 раз был в отпуске, затратив на личный отдых 4 месяца. Своим усердием, трудолюбием и умением одновременно заниматься самыми разнообразными делами он поражал окружающих. 30 лет плаваний, 3 кругосветки, командование судами и эскадрами, морские дипломатические миссии России в других странах, неутомимые гидрографические, навигационные, географические и этнографические работы, диссертация о Русском Севере, руководство Министерством путей сообщения, строительство морского канала и морского порта Санкт-Петербурга, Транссибирской и Дальневосточной магистралей, степень доктора экономических наук РАН, почетное членство в Морской академии, императорском Русском Географическом обществе – когда отмечалось 50-летие службы адмирала, генерал-адъютанта Посьета, парадные залы Института путей сообщения едва вместили собравшихся и их подношения юбиляру.

Скончавшегося 26 апреля 1899 года Посьета отпевали попеременно два священника: православный и протестантский. Многотысячная толпа из петербуржцев, представителей делегаций Российских губерний, министров, высших армейских и флотских чинов во главе с императором Николаем II, вдовствующей императрицей Марией Федоровной и членами императорской фамилии сопровождала выдающегося гражданина России Посьета из лютеранского собора Св. Петра на Невском, мимо здания ОСВОДа и Министерства путей сообщения, к месту последнего пристанища – на Новодевичьем кладбище. Над процессией развевались Российский триколор, военной-морской Андреевский флаг, флаги МПС и ОСВОДа.

По завещанию адмирала, петербургской Кунсткамере было передано значительное число экспонатов, привезенных из кругосветных путешествий; 10 тысяч рублей предназначались для воспитанников его родного Морского кадетского корпуса, а библиотека из 20 тысячи томов пополнила книжное собрание Петербургского Университета путей сообщения.

Имя Константина Николаевича Посьета и его вклад в обустройство Отечества были широко известны, снискали ему уважение и благодарность соотечественников. «За заботливое стремление к улучшению путей сообщения» адмирал Посьет еще при жизни удостоился звания Почетного гражданина шести городов: Белозерска, Вологды, Перми, Тюмени, новгородской Старой Руссы(1865) и Новгорода (1887). Причем, в Старой Руссе К.Н. Посьет стал первым обладателем звания «Почетный гражданин города» – оно было присвоено ему по ходатайству Старорусской городской Думы от 28 октября 1865 года «за труды и заботы на пользу города».

В честь адмирала названы мыс в Карском море и остров в Баренцевом море. Щедро украшена его именем карта дальневосточного Приморья: улица Посьетская во Владивостоке, поселок городского типа Посьет (бывший форт Новгородский), залив Посьета, незамерзающий торговый порт Посьет, железнодоржная станция Посьет и старейшая (1892 г.) гидрометеостанция Посьет на полуострове Новгородский. В 2013 г. в состав флота Дальневосточного морского пароходства вошло многоцелевое судно ледового класса «Посьет».
«Я с детства изучал море, изучал, как плавать по нему. Россия с ее разнообразными путями, водными и железнодорожными, представляется беспредельным океаном, и если мне удалось что-нибудь сделать для путей этого океана, то этим я обязан тем началам, которые воспринял воспитанием службою во флоте и которые научился применять везде». К.Н. Посьет


Литература к статье:

1. Морской энциклопедический словарь. – СПб.: Судостроение, 1993.
2. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи: главы высших и центральных учреждений. 1802-1917: биобиблиографический словарь. – 2-е изд. – СПб., 2002.
3. Каврайский Ю. Адмирал Посьет // Морская газета. – 2012. – 11 мая.
4. Посьет Константин Николаевич // Большая Российская энциклопедия. – Т. 27. – М.: БРЭ, 2015. – С. 272.


Рецензии