Крученых и заумный язык

Решил поднять руку на Святое. Хотя текст этот не столько о самом Крученых, сколько о главном его детище - заумном языке.

Начнем с краткой предыстории. Крученых вместе с Бурлюком, Хлебниковым и Маяковским стоял у истоков русского футуризма. Поэзия его была исполнена характерными для этого направления чертами: абсурдностью, эпатажем, использованием выдуманных (самовитых) слов. При этом Крученых нельзя назвать главным новатором своей эпохи. Хлебников ещё на заре века придумывал слова с неизвестными корнями: «Я лесть без смысла/ Я песнь немизн».

Но в 1913 году с Алексеем Елисеевичем случился «Дыр бул щыл». Стихотворение, написанное на выдуманном языке, принёсшее Крученых наибольшую славу. От выдуманных слов он перешёл к выдуманному языку. Переход был смелым, но одновременно вполне логичным. Форма теперь окончательно свободна от содержания. Остались одни самовитые слова. Ура, товарищи!..

У кого-то могла появится иллюзия, что вот он – новый язык поэзии, ну или во всяком случае – язык поэтического направления. Однако Крученых написал большинство своих стихов на вполне себе русском языке (не считая сборника «Фонетика театра» 1923) . Были у «Зауми» наиболее преданные адепты типа Терентьева и художника Зданевича, но в целом выдуманный язык в поэзии не прижился. 

Причина очевидна. Слово с неизвестным корнем, поставленное в ряд с такими же самовитыми словами, теряет для нас всякий смысл. Не остаётся ни малейшего намёка на то, что это слово могло бы значить. Кстати, некий шарм стиха «Дыр бул щыл» заключается как раз в возможных ассоциациях с дырой, будущим, щелью. А чем какое-нибудь хняфшнах-цум отличается от мрахвхнах-жынь? Вот и я о том же.

Так что, всё хорошо в меру.

Моснял мазами сено
Кутка неизверная
Тена фразам исчерна
Нерно прокатом
Окатом высокотом
Вуста уста стали
Сихи мелбормхаули
Мотма борма смений
Выборма вылисма вымотма
Выбормотался гений
Вот как.

И. Терентьев. Серенький козлик. 1918


Рецензии