Древний Несвиж
Род Радзивиллов имел огромное политическое влияние в Речи Посполитой. Его представители часто занимали высшие государственные посты в Великом княжестве Литовском. Были среди них и канцлеры, и гетманы, и кардиналы, и даже королева. Их часто называли некоронованными королями.
Но были и оригинальные личности, такие как князь Кароль Станислав Радзивилл, которого прозвали Пане Коханку за неудержимую фантазию и весёлый нрав. Его ещё называли белорусским бароном Мюнхаузеном.
Это был очень богатый род. Во времена правления князя Карла Радзивилла ежегодные доходы рода превышали годовые поступления в казну всей Речи Посполитой. Имея такие богатства, князь Радзивилл смог превратить Несвиж в важный культурный и ремесленно-торговый центр. В те годы здесь существовали цеха портных, скорняков, каменщиков, гончаров, ткачей, сапожников, слесарей, кузнецов, лудильщиков. В городе пышно расцвела торговля. Ежегодные ярмарки длились по нескольку недель.
Радзивилы многое делали и для культурного развития города. Они построили в Несвиже такие объекты, как: городская Ратуша, костёл Божьего Тела с фамильной криптой, Иезуитский, Бенедиктинский, Доминиканский костёлы и монастыри. Основали они в Несвиже и иезуитский коллегиум (учебное заведение), в котором обучалось до трёхсот учеников. При коллегиуме действовали музыкальная школа, аптека, типография.
В Несвиже князьями Радзивиллами был построен замечательный родовой замок с огромным парковым ансамблем.
Но прежде чем начать повествование о самом замке, я расскажу о не менее уникальном объекте в Несвиже – костёле Божьего тела с криптой (подземной усыпальницей) князей Радзивиллов, построенном в конце XVI века по проекту итальянского архитектора Бернардони. Костёл стал первым барочным (стиля барокко) храмом, построенным в Восточной Европе.
Знакомство с Несвижем мы начали именно с этого храма. Костёл поразил своими размерами и красотой. Для небольшого городка Несвиж с населением немного большим пятнадцати тысяч человек, он кажется огромным. В храме проведена масштабная реставрация, и теперь он выглядит очень солидно как снаружи, так и внутри. В костёле есть орган, здесь регулярно проводятся богослужения и другие религиозные мероприятия. По количеству скамеек и тому, что они имеют характерные потёртости, можно утверждать, что храм не пустует.
Уникальность костёла состоит в том, что в его подземелье устроена усыпальница, в которой с начала XVII века хоронили представителей княжеского рода Радзивиллов. Первым захороненным был князь Радзивилл Сиротка, который лично ездил к Папе Римскому за разрешением основать в Несвиже костёл с криптой – родовой гробницей Радзивиллов. Такое разрешение он получил. Кстати, эта крипта – третья в Европе после родовой гробницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Так что же представляет собой Несвижский дворцово-парковый ансамбль? Какова его история и чем он так знаменит?
В настоящее время дворцово-парковый ансамбль включает в себя: замок-дворец, галереи, арсенал, въездные ворота (браму), ледовню, конюшню, оборонительные сооружения, мост, территорию парков и водную систему.
Первый деревянный замок появился в Несвиже в тысяча пятьсот тридцать третьем году. Через пятьдесят лет рядом с ним было начато строительство большого каменного замка. Замок в плане представлял собой четырёхугольник, окружённый высоким земляным валом с бастионами по углам, широким рвом и искусственными водоёмами. Со стороны города в крепость вёл деревянный мост, который при необходимости можно было легко разрушить. На бастионах размещалось до тридцати орудий разного калибра, что позволяло эффективно обстреливать прилегающее к замку пространство. В замке находился арсенал, казармы для гарнизона, литейная мастерская. Всё это делало Несвижский замок неприступной крепостью.
Сооружение выдержало немало войн и сражений, в том числе две тяжёлые осады в середине XVII века. Однако в ходе Северной войны в тысяча семьсот шестом году замок был разрушен шведами.
В начале двадцатых годов XVIII века начались работы по восстановлению и перестройке замка в стиле барокко. Работы продолжались на протяжении шестидесяти лет. В них принимали участие итальянские архитекторы и местные мастера.
Въездные ворота, дворец, перестроенные боковые корпуса, дозорную башню с высокой купольной ротондой с колоколом соединили галереями в единое целое. Во дворце достроили четвёртый этаж, а его фронтон украсили лепниной и родовыми фамильными гербами Радзивиллов и Вишневецких.
Пребывал дворец в таком великолепии недолго – до тысяча восемьсот двенадцатого года, когда был разграблен занявшими его тогда русскими войсками в ходе отступления войск Наполеона.
После окончания войны в замке начался период упадка, который продолжался шестьдесят лет.
Возрождение замка началось во время владения им представителями берлинской ветви рода Радзивиллов – Антония Вильгельма и Марии Дороты. Благодаря их усилиям были восстановлены интерьеры дворца, возвращены некоторые художественные коллекции и семейные реликвии из Эрмитажа.
Во время Первой мировой войны дворец практически не пострадал. Вплоть до тысяча девя тьсот тридцать девятого года дворец оставался центром общественной жизни края.
С приходом Красной Армии Радзивиллы были вынуждены покинуть Несвиж навсегда. Замок перешёл в собственность государства.
Во время Великой Отечественной войны в замке располагался немецкий госпиталь. После освобождения Белоруссии в замке был оборудован санаторий, который функционировал до две тысячи первого года.
Возрождение замка началось с обретением Беларусью независимости, когда было принято решение о создании Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж». В две тысячи пятом году дворцово-парковый ансамбль и костёл Божьего Тела с фамильной криптой князей Радзивиллов в Несвиже были внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После завершения реставрационных работ в две тысячи двенадцатом году дворец открыли для посетителей. С тех пор Несвижский замок стал одним из наиболее узнаваемых символов и своеобразной «визитной карточкой» Республики Беларусь.
Знакомство с интерьерами замка начинается с помещения, которое называется «Главный холл» или сени. Они разделяют покои второго этажа на мужскую и женскую половины. Здесь нас познакомили с историей и генеалогическим древом рода Радзивиллов, копиями привилеев (законодательных актов) на титул князей Священной Римской Империи, портретами основателей этого могущественного княжеского рода.
Из Главного холла на третий этаж дворца ведёт величественная парадная лестница. Но мы идём в правую мужскую половину дворца, которая состоит из трёх помещений: Звездного зала, кабинета князя и его спальни. Звёздным он называется из-за большой восьмиконечной звезды на золочёном потолке. В этом помещении ежедневно вся семья собиралась за небольшим круглым столиком на чашку кофе. Зал использовался также в качестве приёмной перед кабинетом князя.
В отделке стен зала использованы дубовые резные панели. В помещении установлены оригинальные напольные часы с боем и печь, облицованная фаянсовыми изразцами и украшенная гербом князя Николая Радзивилла.
Кабинет князя обставлен без излишней роскоши. Здесь находится красивый дубовый стол-бюро, кресла и диван. На стенах портреты известных представителей рода. Рядом с кабинетом спальня князя с кроватью XVII века, изготовленной из ценных пород дерева. У ног и изголовья кровати – картины на библейские сюжеты. В кабинете князя меня впечатлил своей солидностью дубовый письменный стол, покрытый зеленым сукном. Я даже мысленно представил, как удобно работать за таким столом.
Справа от Звёздного зала находится Большой каминный зал. Свой современный облик он получил в конце XIX века. В интерьере сохранились огромный оригинальный камин, две печи, украшенные изразцами, потолочные балки XVIII века. Стены зала обшиты деревянными панелями, привезёнными из Италии более ста лет тому назад. Большой каминный зал использовался для официальных приемов и обедов.
На застольях, которые устраивались здесь несколько столетий назад, гостям подавали изысканные деликатесы: запечённых кабанов, наполненных внутри колбасами, индейками, куропатками, длинных щук, «зажаренных в голове, сваренных в середине и запечённых в хвосте. В торты сажали живых птиц, которые взлетали во время «вивата».
Из всех владельцев замка более всех прославился своими застольями князь Кароль Станислав Радзивилл (Пане Коханку), о котором я писал выше. Однажды, на Рождество тысяча семьсот восьмидесятого года во дворец было доставлено полторы тысячи бутылок шампанского, триста рейнского вина, двести бургундского, три бочки английского пива, пятнадцать бочек свежих и маринованных устриц, центнеры пряностей, мешки изюма и лимонов, сто «голов» сахара и восемьсот фунтов кофе.
Можно себе представить масштаб такого пиршества…
Рядом с Большим каминным залом располагается Малый столовый зал. В этом зале княжеская семья собиралась за обеденным столом.
В XVIII веке помещение было перепланировано, дополнено мозаикой и приобрело представительный вид парадной комнаты. В период пребывания в Несвиже короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского здесь были оборудованы рабочие кабинеты монарха.
Справа к Малому столовому залу примыкает Белый бальный зал. Здесь проводились театральные вечера. До наших дней сохранились оригинальные мраморные печи, панели на стенах, колонны, выполненные из искусственного мрамора, карнизы и лепнина. В Бальном зале были установлены мраморные бюсты, а на стенах висели портреты представителей рода Радзивиллов.
Во время пребывания в замке короля Станислава в тысяча семьсот восемьдесят четвёртом году это помещение было частью королевских апартаментов – спальней короля.
После реставрации Бальный зал выглядит очень нарядным и сказочно красивым.
Осмотр мужской половины дворца продолжили на третьем этаже замка. Справа от лестницы находится Гетманский зал. Изначально здесь располагалась портретная галерея, затем библиотека.
Позже его стали называть Залом Вишневецких. В его оформлении заложена идея родства нескольких поколений двух влиятельных аристократических родов Великого Княжества Литовского – Радзивиллов и Вишневецких. Символами такого союза являются фамильные гербы Радзивиллов и Вишневецких, размещённые на потолке и над входом в зал.
Сегодня помещение используется как конференц-зал. В его оформлении отражена военная тематика. В роду Радзивиллов было два Гетмана (главнокомандующих) Великого Княжества Литовского – Михаил I Казимир и его внук Михаил Казимир по прозвищу Рыбонька. Их портреты присутствуют в зале.
В центре третьего этажа дворца находится Золотой зал. Здесь проходили торжественные мероприятия. В ходе восстановительных работ после разорения во время Северной войны зал был полностью реконструирован. Высота его потолков была увеличена до семи метров. Изящная лепнина на белых стенах и потолке, покрытая сусальным золотом, подчёркивает его великолепие.
Высокие окна закрывают шторы из дорогой красной ткани. В зале размещена белоснежная резная мебель, оригинальные зеркала и две вазы, ранее принадлежавшие последних хозяевам дворца.
Потолок украшен монограммами князя Михаила Казимира Радзивилла и его супруги Франтишки Уршули из рода Вишневецких и гербами этих фамилий. На паркетном полу выложен радзивилловский герб.
Великолепие Золотого зала должно было наглядно демонстрировать гостям величие и богатство рода Радзивиллов.
Надо сказать, что эту задачу Золотой зал полностью выполняет и сегодня, по прошествии нескольких столетий.
Справа и слева от Золотого зала находятся так называемые коллекционные кабинеты. Изначально они выполняли парадные функции. Представленные в них гобелены, портреты и картины прославляли военные подвиги Радзивиллов, подчёркивал и их родство с королями Речи Посполитой.
Сегодня здесь демонстрируются коллекции Слуцких поясов, минералов, уникальных монет и медалей.
Особый интерес у меня вызвал Охотничий зал, расположенный здесь же, на третьем этаже. Охота во все времена была любимым занятием Радзивиллов. На охоту в Несвиж неоднократно приезжали представители европейских правящих династий. Так, в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году – принц Вильгельм, будущий кайзер Германии Вильгельм II, а спустя полвека – князь Монако Луи II.
В замке всегда хранились охотничьи трофеи, многие из которых получали призы на европейских выставках: лосиные и оленьи рога, медвежьи шкуры, чучела зверей и птиц. Однако постоянного места для них не было.
Охотничий зал располагается слева от Золотого зала. В XVIII веке это был коридор, соединяющий дворец с арсеналом. Затем его перестроили, расширив до современных размеров. Изначально здесь размещалась картинная галерея, но после разграбления замка в тысяча восемьсот двенадцатом году зал приспособили для проживания чиновников.
В тысяча девятьсот сороковом году коллекцию трофеев передали музею Беловежского заповедника в Белостоке, где она находится в настоящее время.
И только в ходе реставрационных работ во дворце в начале двухтысячных годов было оборудовано помещение для экспозиции охотничьих трофеев. Сами трофеи пришлось закупать, так как Белосток в конце войны был передан Польше.
Зал поразил меня огромным количеством красивых чучел животных и птиц. Находясь среди этого великолепия, я невольно вспомнил свои выходы на охоту на Севере, на Кавказе и в предгорьях Тянь-Шаня. Среди представленных чучел увидел и тех, на кого охотился. Некоторых даже удалось добыть: кабана, косулю, зайца, фазана, утку и куропатку.
Интересной оказалась экспозиция оружия и доспехов воинов Средневековья. Она размещена на первом этаже арсенала. Арсенал был одной из первых построек в замке. Здесь на лафетах были установлены пушки. На специальных подставках располагалось ручное огнестрельное оружие. Кстати, самое лёгкое ружье того времени весило около семи килограммов, так что без подставки его использовать было никак не возможно. В арсенале хранились также ядра, порох, отдельные части различного оружия.
Закончив осмотр помещений замка, нам предложили осмотреть прилегающую к замку часть паркового ансамбля. Масштаб парка и водной системы замка впечатляют. Это мы успели оценить ещё по пути к замку от костёла Божьего Тела. В парковый ансамбль входит пять парков: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин (Новый). Первые попытки закладки парков предпринимались ещё в XVII-XVIII веках, но современные парки были заложены во второй половине XIX века при Марии Дороты де Кастильян, жене князя Антония Вильгельма Радзивилла.
Общая площадь парков составляет шестьдесят шесть гектаров. На территории парков большое количество архитектурных композиций, бюстов и скульптур, красивых аллей, полян и лужаек. Все парки расположены по берегам двух прудов водной системы: Замкового и Дикого, что придаёт паркам дополнительную красоту и привлекательность. Рядом есть ещё самый маленький из системы Несвижских прудов – Бернардинский, отделявший ранее замок от бернардинского монастыря, находившегося за городским валом на противоположном берегу пруда.
До нашего времени монастырь не сохранился. Осталось только название пруда.
По паркам можно гулять целый день, но нас ждала обратная дорога в Минск. К тому же начал накрапывать дождь. Он хоть и не сильный, но без зонта особо не погуляешь. Ретировавшись, мы отправились к костёлу, куда уже подъехал наш автобус.
Быстро рассевшись на свои места, мы отправились в обратный путь. Несмотря на некоторую усталость, настроение у всей группы было приподнятым. Экскурсовод без устали продолжала интересный рассказ о своей республике. Было приятно осознавать, что делает это она с любовью и большим удовольствием.
Экскурсия в Несвиж, так же как и в Мир, нам очень понравилась, и нам захотелось вернуться сюда ещё раз.
Свидетельство о публикации №224060401033
Андрей Бухаров 29.06.2024 16:53 Заявить о нарушении
Александр Василега 29.06.2024 17:04 Заявить о нарушении
Очень вкусное варенье из ревеня с ананасом, ревень у нас свой, а ананасы на рынке стоят что то очень дешево, кстати, Беларусь в 18 веке во всю торговала с Европой ананасами собственного производства, их богатые магнаты в теплицах выращивали, а дров у нас и сегодня в избытке...
Андрей Бухаров 29.06.2024 17:14 Заявить о нарушении
Александр Василега 30.06.2024 09:52 Заявить о нарушении
А все потому, что у нас до сих пор дров навалом и те, кто их заготавливать может не перевелись...
Андрей Бухаров 30.06.2024 11:49 Заявить о нарушении