Сценарий Лилия Белая 5 серия, сцены 1-6
апрель 1918 года
Действующие лица:
Марфа-ведунья
Кирк (говорящий ворон-пророк)
Ульяна Мороз (в девичестве Назарова)
Герман Мороз (муж Ульяны)
Наталья Назарова (сестра Ульяны, безответно влюбленная в Тихона Баранова)
Аграфена Назарова (мачеха Ульяны)
Полина - ребенок 5-ти лет, с черными жгучими глазами.
Матрена Иванова (сестра Ульяны, домохозяйка в Михайловске)
Григорий Иванов (муж Матрены, секретарь парткома в Михайловске)
Андрей Брыль (председатель исполкома в Михайловске)
Елена Березина – графиня в Михайловске, 45-50 лет.
Антон Березин – сын Елены Березиной
СЦЕНА 1.
Раннее утро. Избушка Марфы (павильонная сьемка).
Преображенная Наталья спит на топчане, укрытая детским одеяльцем, из-под которого высовываются стройные красивые ножки. Солнечный луч скользит по ее прекрасному лицу. Рядом на табуретке лежат крохотный сарафан Натальи и нарядный сарафан Марфы. Наталья беспокойно ворочается во сне и что-то шепчет. Марфа в черном балахоне склоняется над спящей.
Продолжение http://proza.ru/2024/06/07/1050
П
НАТАЛЬЯ. Тиша…Тиша…
МАРФА (ворчливо). Вставай, вставай, лежебока? Солнце уже высоко. Пора за ученье приниматься.
Ворон осторожно касается клювом до пяток Натальи.
КИРК. Прросыпайся! Прросыпайся!
Наталья сладко потягивается и встает с постели в короткой ночной сорочке. Пытается натянуть свой детский сарафан. Кирк его выхватывает и летает с ним по комнате.
МАРФА. Нака, примерь вот этот, деточка. (Протягивает Наталье свой сарафан).
НАТАЛЬЯ (в удивлении). Что вы, что вы, Марфа…
МАРФА (прикладывая сарафан к Наталье). Вижу - в самый раз тебе. Надевай! За мной уж скоро костлявая с косой придет. Такие наряды уж ни к чему. А ты теперь - моя ученица и преемница. Тебе и носить.
НАТАЛЬЯ. А разве колду…, разве такие, как вы, умирают?
МАРФА. Ах ты глупышка. Тело – бренно, а вот, душа наша бессмертна.
Наталья в смущении надевает сарафан и оглядывает себя со всех сторон.
НАТАЛЬЯ (в потрясении). Ой! Ой! Что это со мной!? Сарафан и впрямь по размеру оказался…
КИРК. Кррасавица! Кррасавица!
НАТАЛЬЯ. Вы… Вы… волшебница, лесная фея, Марфушка. Это все трава, горькая трава… целебная… Да?
МАРФА (с усмешкой). Любопытной Варваре…Кирк, принеси-ка зеркальце. Пусть она еще на свое личико посмотрит… (Обращаясь к Наталье). Стащил в прошлый раз, разбойник… Как в Михайловск летал … из моего дома…
КИРК. Рразбойник! Рразбойник!
Кирк приносит в клюве маленькое зеркальце. Наталья любуется собой и восторженно ахает.
КИРК. Корролева! Корролева!
Наталья внезапно откладывает зеркальце в сторону и садится на стул, будто до нее только что дошли слова Марфы.
НАТАЛЬЯ (заикаясь). Из в-вашего д-дома в в М-михайловске? Т-так к-кто же в-вы т-такая, М-марфа…?
КИРК. Гррафиня! Гррафиня!
Марфа грозит ворону пальцем.
МАРФА. Ну, негодник… А ну, кыш! Кыш! Проветрись! (Открывает окно и выпускает ворона).
СЦЕНА 2.
Каменный дом Григория Иванова в Михайловске (павильонная сьемка).
Матрена сидит в гостиной в кресле-качалке. На ней нарядное платье с рюшками, на ногах - тапочки с помпонами. Посреди гостиной большой накрытый стол. Рядом на столике – ваза с фруктами. Матрена читает толстую книгу, одновременно хрупая красным яблоком.
МАТРЕНА (с восторгом). Этот Джек Лондон такой видный мужчина, не хуже Энгельса… А пишет так завлекательно, не оторваться. (Со вздохом откладывая книгу в сторону и глядя на старинные настенные часы). - Время прям бежит…, пока читаешь. А Гришка к обеду вон не торопится… (Слышится стук входной двери). О, кажись, пришел. Сглазила. Уберу-ка красавчика Джека подальше, а заместо него вот эту … Ленина…, что Гришка вчерась для изучения принес, положу…
Матрена кладет на столик небольшую брошюру, книгу Джека Лондона убирает в секретер, снова садится на качалку и делает вид что читает. В гостиную входят Григорий Иванов и Андрей Брыль, оба - в кожаных тужурках.
МАТРЕНА. Ой, Гришенька! Ну, наконец-то! А я так зачиталась, что не слыхала, как ты вошел. (Глядя на Брыля). Ой, да ты не один? Что ж ты не предупредил, что с гостем будешь? (Кокетливо потряхивая рюшками). А я – в домашнем…
ГРИГОРИЙ. Во всех ты, милушка, нарядах хороша. (Целует жену в щеку). Познакомься, Мотенька, — это Андрей Иванович Брыль, председатель нашего михайловского исполкома. Был у меня в парткоме на заседании… Вот, уговорил к нам пойти потом отобедать.
МАТРЕНА (церемонно, делая вид, что не знает Андрея). Матрена Васильевна.
АНДРЕЙ (крепко пожимая руку Матрене). Здравствуйте. Андрей Иванович. Можно просто - Андрей.
МАТРЕНА. Очень приятно, товарищ Андрей.
ГРИГОРИЙ (с усмешкой). Представляешь, Андрюха, она у меня такая идейная. С утра до ночи труды Маркса, Энгельса, Ленина изучает. Не оторвать.
АНДРЕЙ (с ухмылкой). Да ну…
МАТРЕНА (притворно). Так я ж за тобой тянусь, Гришенька. Негоже партийному секретарю иметь необразованную жену-деревенщину. Как науку постигну, так тоже в ваши ряды вступлю и комиссаршей стану, чтобы к тебе, Гришенька, поближе быть - верной подругой, как призывает наш великий вождь Владимир Ульянов-Ленин.
ГРИГОРИЙ. Ладно, ладно, Матрена Васильевна. Ты уж больно увлеклась. Не на митинге. Давай обед неси, Мотенька. Мы с Андреем Иванычем на вечернее заседание торопимся.
МАТРЕНА. Уже бегу. Садитесь, садитесь за стол. (Бежит на кухню)
Григорий и Андрей садятся за стол, уставленный дорогой фарфоровой посудой. Андрей с любопытством разглядывает столовые приборы.
АНДРЕЙ. Никак серебро, Григорий? Чашечки с позолотой… Да и обстановка, дай Бог каждому… Откуда такие богатства у секретаря парткома?
ГРИГОРИЙ (со смехом). Так…, как в нашем гимне-то поется, «кто был никем, тот станет всем…»
АНДРЕЙ. А если, серьезно?
ГРИГОРИЙ. Если серьезно – то из подвалов достали…, как хозяйка, что нам комнату сдавала, померла. Тут ведь раньше дворяне какие-то жили. Глава семейства вроде как в первую мировую погиб, чуть не в первый день… Жена - с тоски не то повесилась, не то в монастырь ушла, а сын…, черт его знает…, в бега подался или сгинул где… А бывшая экономка, спрятанные богатства буржуйские охраняла. А как померла - все нам и досталось, вместе с домом.
Появляется Матрена с большой супницей.
МАТРЕНА (услышав последние слова мужа). Ага. Все так, Гришенька. Катерина Ивановна сказывала… Царство ей небесное. Хорошая женщина была, добрая… Графиня тут жила… Графиня… А муж ейный на фронте погиб… Так с тех пор призрак, не то мужа, не то сына пропавшего, по сей день тут по ночам летает. В окна заглядывает - богатства буржуйские стережет… (Неожиданно роняет супницу). Ааа!!!!
ГРИГОРИЙ. Что, Мотенька, что?
МАТРЕНА. Д-да померещилось… Тетка какая-то в черном с черным вороном на плече… Там … в окне.
СЦЕНА 3.
Раннее утро. Избушка Марфы. (павильонная съемка)
Наталья в новом сарафане сидит на топчане и смотрит в упор на Марфу.
Марфа отводит взгляд в сторону
НАТАЛЬЯ. Так кто же вы все-таки такая, Марфа? Мне, своей ученице и преемнице вы же можете открыть свою тайну.
МАРФА (ворчливо). Научила на свою голову. Ладно. Рано или поздно все равно пришлось бы сказать… (Страшным потусторонним голосом). - Но знай, если ты когда-нибудь по собственной воле покинешь меня, ты снова превратишься в ту, кем была раньше. Карлицей малорослой! Если предашь и откроешь людям, кто я такая, то красота твоя в миг исчезнет!
НАТАЛЬЯ (вскакивает и поднимает руки к небу). Никогда! Никогда я вас не покину и буду жить здесь, в дали от людей грешных, до самой вашей смертушки. Вы спасли меня от погибели, стали для меня родимой матушкой. Как же я могу злом ответить на добро? (Крестится и трижды целует Марфу).
МАРФА (растроганно, обнимая Наталью). Верю, верю, деточка. Ты с честью прошла все испытания и тебе я могу довериться. (Гордо, выпрямившись во весь рост). Я – Елена Александровна Березина, племянница барона Владимира Николаевича Анненкова.
НАТАЛЬЯ. Г-графиня? Графиня М-михайловская? (Плюхается на топчан).
МАРФА. Что? Не похожа на дворянку? А так? (Снимает с себя черный балахон и оказывается в элегантном шелковом платье черного цвета. Затем стягивает с головы черный косматый парик. По ее плечам струятся светлые золотистые волосы).
СЦЕНА 4.
(примерно за 4 года до этих событий)
Лето 1914 г. Каменный особняк графов Березиных.
Утро. В гостиной возле секретера на венском стуле сидит графиня Елена Березина в черном траурном платье, ее светлые волосы рассыпаны по плечам. Она перебирает письма и документы. Плачет.
Входит молодой граф Алексей Березин в дорожной одежде с хлыстом в руках, подходит к матери, гладит по растрепанным волосам.
АЛЕКСЕЙ. Ну, полно, полно, матушка. Ну сколько можно убиваться… Отца ведь не вернуть…
ЕЛЕНА (встает, обнимает сына). Алешенька, кровинушка моя, хоть ты не покидай… Вижу, собрался куда-то
АЛЕКСЕЙ. Да я ненадолго, мамочка, … в Сорокино. Тут недалеко. Девица там одна мне приглянулась… (Мечтательно). Аграфена… Глаза чернущие, на сквозь прожигают. Кстати, на тебя чем-то похожа… Красавица… И фигура и стать. Наверняка, ее мать с местным барином согрешила. А уж в постели как хороша! Огонь!
ЕЛЕНА (сурово). Алексей! Ты переспал с простолюдинкой? Сын графа Березина, внучатый племянник барона Анненкова спал с деревенской девкой? Надеюсь, она от тебя не забеременела?
АЛЕКСЕЙ. А Бог ее знает. А если так, то радоваться будем, мамочка. Появится у тебя внук или внучка... Такая же красивая, как ты, только с черными, как смоль..., как у моей Грушеньки, волосами…
ЕЛЕНА (сменив гнев на милость). Внучка? Дай Бог, чтобы внучка. Я ее воспитаю, как родную. (Решительно). А знаешь, давай-ка я с тобой поеду.
АЛЕКСЕЙ. Куда? Зачем? Тебе и переночевать будет негде.
ЕЛЕНА. Так я в монастыре остановлюсь… Неподалеку от Сорокино, монастырь ведь…, кажется…, есть. Поживу там недельку-другую. Помолюсь, развеюсь… Не могу я, Алешенька, в доме нашем одна оставаться. Каждую ночь отец твой ко мне приходит. Во сне или наяву…, не понимаю…
АЛЕКСЕЙ. Монастырь? Что-то ничего о нем не слышал.
ЕЛЕНА. Есть, есть. Мы с Антоном там в молодости часто бывали, пока ты не родился. Только на твою зазнобу издали погляжу, а туда потом пешком дойду.
Елена набрасывает на плечи черный плащ с капюшоном и вместе с сыном уходит.
СЦЕНА 5.
(продолжение сцены 4, натурная съемка, совмещение с компьютерной графикой)
Вечер. Графиня Елена идет вдоль реки Сорока. Вдали виднеется заброшенный монастырь. Вокруг него с карканьем вьются вороны.
Елена любуется окрестностями, собирает полевые цветы, плетет венок и надевает на голову. Подходит к монастырю и замирает от удивления, понимая, что он полуразрушен и здесь нет людей.
К Елене вдруг подлетает огромный черный ворон, делает круг у нее над головой и направляется в чащу, как бы маня за собой. Елена, как заколдованная, пробирается вслед за пернатым провожатым вглубь леса. Ветви деревьев хлещут ее по лицу. Вскоре перед глазами графини предстает избушка. Елена несмело заходит внутрь.
СЦЕНА 6.
(продолжение сцены 5, натурная съемка, совмещение с компьютерной графикой)
Ночь. Вокруг заброшенного монастыря бродят Алексей и Аграфена в поисках графини.
АЛЕКСЕЙ (громко кричит, сложив руки рупором). Матушкааа! Матушкааа! Матушкааа! (Обращаясь к Аграфене). – Куда же она могла подеваться, Грушенька?
АГРАФЕНА (пожимая плечами). Так кто ж ее знает... Может, в лес пошла и заблудилась, да волки сожрали. А может вороны на ведьмино болото заманили, да утопла. У нас тут кругом лихо… Видать, судьба у нее такая, вдовья. Пойдем-ка лучше домой, Лешенька, от беды. Ребеночка зачнем. Рожу тебе другу графиню. (Обнимает Алексея).
АЛЕКСЕЙ (отталкивая Аграфену, с неприязнью). Иди домой. Один искать буду. (Идет в сторону леса). – Матушка! Матушка! Матушка!
АГРАФЕНА (злобно вслед). Ну, иди, иди. В болоте утопнешь – други кобели найдутся.
Продолжение http://proza.ru/2024/06/07/1050
Свидетельство о публикации №224060401146
Дабавили и действия, слова.
И все течёт, как водопад,
С экрана будет интересно, точно!
Понравилось!
Зелёная!
Варлаам Бузыкин 10.01.2025 13:32 Заявить о нарушении
Сценарий - это совершенно другое, отдельное произведение и в другом жанре. Поэтому приходится что-то убирать, а что-то добавлять, придумывать описания всех действий героев для режиссера, и новые диалоги (реплики самих героев, не меняя основной сути и содержания романа, что бы зрителю было понятно на экране.
Лидия Гладышевская 10.01.2025 14:07 Заявить о нарушении