12 Стульев. Загадка про Остапа Бендера

Неизвестный Остап Бендер. Великий художник, который схалтурил. Или, загадка для Знатоков: “Почему Остап солгал”.

Все мы знаем, любим и ценим прекрасное произведение Советской литературной классики, роман “12 Стульев”, авторы – Илья Ильф, Евгений Петров. Здесь, примечательны два социальных факта, которые не очевидны.

1. Россия – страна непредсказуемого прошлого. Как правило, - когда гениальное творение выходит в свет, в своё время – проходит через большое организованное сопротивление политической стагнационной системы, и консервативно мыслящего богемного общества. С годами, - наоборот, - то, что ранее подвергалось жёсткой критике – становится народным достоянием и всеми уважаемой классикой, где-то даже канонами, на которые следует всем и каждому равняться. Жаль только, что авторы подобных произведений – часто уже в могиле, или на небесах, (это у кого какая Вера) – и разделить радость торжества справедливости по оценке своего творчества – уже не могут.

2. На самом деле, если убрать запоздалую идеализацию, в этой прекрасной книге есть некоторые шероховатости и несоответствия. Но автор не ставит здесь себе целью провести обстоятельный анализ книги, обращу внимание только на один интересный факт, ускользающий от мнения ценителей, любителей и литературных критиков на протяжении уже почти века(!) Первое издание книги вышло в 1928 году, и вот с тех самых пор, 96 лет(!) Ипполит Матвеевич Воробьянинов, и его коллега по поиску сокровищ мадам Петуховой – Остап Бендер, - ищут, ищут, рыщут по свету… Безуспешно, стул за стулом, пытаясь найти тот самый, заветный стул, в коем – КЛАД.

Я отправил свой вопрос в студию Игры “Что? Где? Когда?”, в 2020 году. Там, видимо не сочли этот вопрос уместным или заслуживающим внимания. В этой игре – больше приветствуются вопросы, направленные на аналитическое мышление, здесь же – надо просто очень хорошо знать классику. Но определённое дедуктивное расследование – нам также понадобится.

Адресую вопрос - всем участникам литературного портала, наверняка – вы все знаете этот роман, любите этих героев, и смотрели не одну экранизацию, слушали аудиокниги, есть даже оригинальная Quest-игра по сюжету “12 Стульев”.

Вопрос Даниила А.А. звучит так: 

В роковой, для героев поездке по Волге, на теплоходе “Скрябин”, Остап признаётся своему коллеге, что не умеет рисовать. Когда доплыть до Астрахани, - им критически необходимо, в поисках сокровищ мадам Петуховой, в погоне за остальными стульями. Почему Остап солгал?

Ответ здесь, лежит в области знания и повышенного внимания к сюжету и героям книги. Однако, вполне уместна аналитика: единственный факт, который может быть оспорен – умеет, или не умеет Остап рисовать. Следовательно, надо искать ответ в этой сфере – почему он солгал о своих настоящих (художественных) способностях?

И ваша Логика, уважаемые Знатоки, далее - может вывести к ответу, через знакомые с детства сцены:

Цитата из книги: Глава 5 “Великий Комбинатор”, стр. 47.

“А можно было завтра же пойти в Стардеткомиссию и предложить им взять на себя распространение ещё не написанной, но гениально задуманной картины: “Большевики пишут письмо Чемберлену”, по популярной картине художника Репина: “Запорожцы пишут письмо султану”. В случае удачи, этот вариант мог бы принести рублей четыреста.”

(Нумерацию страниц привожу в соответствии с цитируемым изданием: Издательский Дом ФЛЮИД, Free Fly, Москва 2015 год) *

Здесь, в самом начале книги, в пятой главе, где Остап только является в мир, через писательское перо и наше читательское внимание, - он прекрасен в своей естественной природе авантюриста поневоле, и комбинатора от бога. Здесь, как мы видим – он прекрасно умеет рисовать, если замышляет, лёжа в провинциальной дворницкой - такую сложную по исполнению картину.

Но(!) Может быть Даниил А.А. наивен, и до конца не понял всей сути этого героя. Здесь же говорится: “…ещё не написанной, но гениально задуманной…” Возможно, - Остап вовсе не собирался писать картину маслом, а только взять на себя исполнение заказа, забрать деньги (400 руб.) и смыться, в своей обыкновенной манере.
Это не так. 400 рублей, - по тем временам – довольно большие деньги, и вряд ли какая-то госорганизация, тем более Стардеткомиссия – оплатила бы ему сразу всю сумму, в лучшем случае – аванс, рублей 80, - а это уже “не то, низкий сорт - нечистая работа”.

И тогда, мы читаем текст далее (следующая страница 48):

“С картиной тоже не всё обстояло гладко: могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина – голым по пояс? В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей в обычных костюмах, но это уже не то.
- Не будет того эффекта! – произнёс Остап вслух.”

Как мы видим, - Остап вполне чётко и ясно, детально представляет себе технический процесс написания сложной картины, по аналогу классической картины Репина(!) И профессиональных художников - помощников для исполнения полотна, по сюжету – у него нет.

Однако, продвигаясь далее по страницам этого прекрасного произведения, мы постепенно проходим через вторую часть, “В Москве”, и вот – третья, заключительная часть: “Сокровище мадам Петуховой”

Читаем снова, эти знаменитые фразы, ставшие крылатыми,
стр. 285-286, (Глава 31 “Волшебная ночь на Волге”):

“А потом вот что: я – художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы – мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег.”

И далее, главное: 

“- Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею. (NB!)
Он подумал и продолжал:
- А буквы –вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то художники!”
 
Далее, в книге, глава 32: “Нечистая Пара”. Цитирую:

“Великий комбинатор…МАЛЮЯ на ней лозунг...сверялся с текстом поминутно, по бумажке:
 "Все - на тираж! Каждый трудящийся должен иметь в кармане облигацию госзайма!"
Великий комбинатор очень старался, но отсутствие способностей всё-таки сказывалось”

И, в заключение этой мизансцены, на теплоходе “Скрябин”: “Транспарант осветился”

“- М-да, - сказал Остап, - транспарантик довольно дикий. Мизерное исполнение.
Рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа показался бы музейной ценностью. Вместо сеятеля, разбрасывающего облигации, шкодливая рука Остапа изобразила некий обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук.”

Резюме по тексту:

Что же получается? В самом начале романа, в главе Пятой, Остап – прекрасно владеет кистью, о чём свидетельствует его профессионально обдумываемый замысел творения. А в главе 31 и 32 – он неуверенно МАЛЮЕТ буквы, и далее признаётся своему компаньону, что НЕ УМЕЕТ РИСОВАТЬ.
И, чтобы подчеркнуто выразить это его неумение, авторы демонстрируют нам итоговый холст Остапа, - в стиле наивного “А-ля - Пикассо, Кубизма – Импрессионизма”, в одном флаконе.

Ответ на вопрос, для Знатоков, очень прост:

- Остап солгал о своих художественных способностях, поскольку является вымышленным героем. Это банальное упущение великих классиков.

PS, Интересно:

Интересно, что сами писатели признаются в своих интервью, что Остап, появившись на свет – постепенно стал брать над ними верх, диктовать им свои условия игры, - характер героя и его сюжеты. Изначально, главным героем произведения был уездный Предводитель Дворянства, и никакого компаньона у него вообще не было.
Если это так, и Остап – действительно – живой человек, существующий где-то в параллельных мирах, а писатели Ильф и Петров – уловили его эманации и внедрили в своё произведение… В их произведениях, - много косвенных показателей, что Остап – всё же – владел кистью, был знаком с художественным ремеслом. Видимо, - наш Остап – не сумел до конца достучаться до авторов, по этой существенной позиции.
В романе “Золотой Телёнок”, логически продолжающем приключения Остапа, - он там не раз эту способность нам демонстрирует. Когда достаёт из заветного чемоданчика краски и кисти, уверенно пишет лозунг: “Автопробегом по бездорожью и разгильдяйству”

“… Все Антилоповцы – с уважением посмотрели на обладателя такого чудесного чемодана… И, благодаря плакату – экипаж Антилопы – сразу принял залихвацкий вид…”

Это пишу по памяти, поскольку напрямую к теме – не относится.

Уважаемые Знатоки могут резонно возразить, что сюжеты романа “Золотой Телёнок”, - идут в хронологической последовательности – ПОСЛЕ истории с 12 стульями. Остап, со шрамом на шее, в наследство от той авантюры – имел возможность где-то обучиться этому ремеслу.

Это действительно так. Но косвенно – подтверждает навыки и таланты к рисованию, у главного героя. Научиться за короткий срок, в зрелые годы полноценно рисовать – не каждый сумеет, некоторые люди - никогда. А далее – там был плакат: “Приехал брамин – жрец, любимец Рабиндраната Тагора”. Насколько я помню, - эффектный и проработанный плакат – также исполнял Остап, своей кистью.

Также в романе герои гоняются за Плотским – Поцелуевым, в провинциальном городе, и великолепный Остап уверенно даёт свои компетентные советы профессиональному художнику – как оригинально можно рисовать картины – овсом, гайками и пр.
В романе “12 Стульев”, та же пятая глава, второй вариант его дальнейшей карьеры – с рисованием художественного полотна пришёл Остапу, когда он обозревал выставку АХРР (Ассоциация художников революционной России). Также, не каждый человек будет охотно посещать такую выставку, (по контрамарке), а только ориентированный на искусство и культуру.

Всё это – косвенные показатели причастности настоящего Остапа Бендера к сфере искусства и его тайному владению живописью. Главное свидетельство его полноценного умения рисовать – это детально прорабатываемый замысел картины: “Большевики пишут письмо Чемберлену”, за 400 руб., аналог картины Репина. В самом начале романа “12 Стульев”, когда герой только является на сцену.

В таком случае, - “подзабыть” о своих способностях – героя заставляют авторы произведения, - по их замыслу – далее идут шикарные и незабвенные “Васюки”, и главным героям надо принудительно сойти с теплохода, дабы проявились их другие, нетривиальные способности.
Если же мы мыслим, как материалисты, и никаких параллельных миров нет, - ответ очевиден и прост:

- В романе есть несоответствие. Сначала Остап умеет рисовать. Затем – не умеет. Умения и неумения появляются, в зависимости от сюжетных нужд произведения и авторов. Остап – вымышленный герой. Вся любовь.
Конечно, это никоим образом не умаляет художественной ценности гениально продуманного и разработанного произведения. Но полезный нюанс, который давно пора увидеть и оценить, как один из факторов коллизии создания сложного литературного произведения. 

PPS:Аудиокниги, по теме, которые мне понравились:

“12 Стульев” в исполнении Вениамина Смехова, - наш великий актёр там буквально перевоплощается голосом в каждого из героев романа, и воображение рисует живой театр персонажей, на основе этого аудио спектакля.

“Золотой Телёнок” – в исполнении Андрея Миронова, правда, там зачитана только часть романа.
Сегодня, эти аудиоверсии в свободном доступе на You-Tube.


+ Есть художественный фильм, сценарий по книге: “The Twelve Chairs”, 1970 г. Мэл Брукс, США. Интересно посмотреть и увидеть Советскую Россию – Американским взглядом. 

* Издательство ФЛЮИД, Москва 2015 г. На мой взгляд, - лучшее издание этого произведения, с отличными иллюстрациями Кирилла Прокофьева. В этом сборнике – были впервые включены довольно большие фрагменты глав, вырезанные, в своё время цензурой. И целая глава: “Прошлое регистратора ЗАГСА”, в которой повествуется о славных временах, омытой шампанским - молодости Ипполита Матвеевича, когда он пил – гулял и дебоширил, мог себе многое позволить, будучи дворянином, при царской власти. В дореволюционной России.

04.06.2024 Сейчас, тоже, по-своему – прекрасное время. Последний год, до революционного Апреля 2025, когда всё в России и Мире - идёт по-старому* Ремарка от Астролога. И мы ещё многое можем себе спокойно позволить, смайл. В том числе, - более внимательный анализ классики, “12 Стульев”


Рецензии