Двухмашинный вариант, глава 5. Переезд

        ...Мы сильно обрадовались и прокричали троекратное: - Ура, ура, урааа!...


        Омичи не дремали - СКБ ПА после внедрения первой очереди АСУ с дорожными контроллерами БКТ-7 и с ЭВМ Наири-2 в центре управления,  начал разработку контроллеров нового поколения АССУД с регулированием от ЭВМ М-6000. Внедрение новой системы в Алма-Ате должно начаться в 1983 году. На дворе был 1977 год, и в этом году ожидалась поставка М-6000. 
        Что ей простаивать столько лет? Голова заработала - как бы ее приспособить работать эти годы параллельно с Наири-2. Интересно-то как может получиться и полезно!  Между делом начал все прорабатывать – чертить алгоритмы, извел кучу миллиметровки. Работа захватывала, ее было непочатый край и, главное, потрясающе увлекательно!
        Эти мысли я пока держал при себе – надо все продумать, но начал между делом прорабатывать «Двухмашинный вариант», как я его про себя назвал. М-6000 и Наири-2 будут работать в паре – одна машина верхнего уровня решает все алгоритмы управления, другая – Наири-2 поддерживает связь с контроллерами.

        Машзал проектировался вовсю. «Казгипрокоммунстрой» торопился. Поползли беспокойные слухи - удержат ли колонны второй этаж, на котором разместят М-6000, Наири-2 и ПУС, ведь в Алма-Ате бывают землетрясения. Нам гарантировали, что колонны хорошие, удержат, но поначалу было тревожно.
        А между тем, когда работал с проектировщиками, уже просил их проложить дополнительно кабели между двумя машинами и провести линию в кабинет для СИД-1000. Контроль проектов был на мне, потом, правда, приходилось бегать по перекресткам сверять чертежи со стройкой. На новых перекрестках просил заложить датчики транспорта за 25 метров до светофора, чтобы было удобно посчитать проехавшие и остановившиеся автомобили – так требовалось для рождающихся алгоритмов Двухмашинного варианта.
        Вообщем вариант начал внедряться в жизнь, но докладывать наверх я пока не спешил, пока только обсуждали идеи и ребятам они нравились.
      
        На втором этаже здания ГАИ кипела работа. Полировали паркетный пол, в окна врезали  кондиционеры, повесили на потолок новые светильники, на окна шторы и назначили дату переезда.
        Самое сложное было перенести в новый машзал тяжелые стойки ПУС. На переезд дали три дня, хотя мы просили неделю, но Алексейцев, не желал об этом и слышать - ведь все эти дни не будет координированного управления светофорами, возникнут задержки, пробки.

        ПУС резервировал ЭВМ по простейшим алгоритмам. Его нужно было демонтировать, перенести в новый машзал и снова собрать. Работали круглосуточно.
        Распределили между собой блоки регистров для демонтажа и монтажа, а нас было четверо – мы с Толей, инженеры Гена Челноков и Витя. Каждый составил для себя схему распаек и разъемов, повесил на провода бирки, чтобы не перепутать при сборке.
        Интересно и просто устроены регистры. Ежесекундный импульс наращивает счетчик цикла и, при совпадении  со временем включения фазы, пробитом в виде отверстий в перфокарте, в линию связи посылается импульс включения зеленого или красного на светофорах. Каждому перекрестку с БКТ-7 соответствовал свой блок регистров, поэтому их было много и стойки ПУС, выстроившись в плотный ряд вдоль стены, выглядели солидно и весили прилично.
       Перфокарты, подготавливали мы втроем Толя, Валя и я специальным устройством – перфоратором.  В шкафу лежал комплект перфокарт для разных длительностей циклов и времен года. В общем, если ЭВМ ломалась, ПУС был хорошим резервом.

        И вот час «Ч» настал. Каждый подошел к своей стойке с разогретым паяльником. Я вынул блок на стол и начал отпаивать контакт за контактом, стараясь не повредить бирки. Хорошо, что они есть, соберу без ошибок.  Первым блок закончил Генка, я стал поторапливаться. Толик разобрал первый блок позже всех – он время от времени подходил к нам и все время повторял:
        - Мужики, не суетитесь, главное не ошибиться, потом не распутаемся. 
        Мы старались, час шел за часом, под ложечкой начинало подсасывать, а об обеде не было и намека.
        Вошли Галя с Валей с большой картонной коробкой. Как они во время!
        - Ребята, к столу!
        Девчонки разложили пластиковые тарелки с чем-то горячим и вкусным. Ба! Да это голубцы!
        Галя жила неподалеку и они с Валей стряпали все утро.   
        Присели с нами, видно тоже не обедали. Все-таки с девчонками веселее, накормили, рассмешили, похвалили.
        Ну, пора идти за следующим блоком.

        Ночь в Алма-Ате опускается быстро – девять вечера и, если бы не фонари, тьма полная. Мы работали, спать не хотелось.
        Пришли снова Галя с Валей и принесли сигарет. Мы дружно закурили.
Снова сели к столу и нам наши славные девчонки налили по чашечке крепкого кофе. Оставили нам банку кофе, термосы с кипятком и попрощались – поздно уже, домой пора. А мы вернулись к своим паяльникам. В большом зале было дымно, витал устойчивый аромат кофе, канифоли и сигаретного дыма.  Был час ночи, а мы все трудились, изредка покуривая и попивая кофе. Спать совсем не хотелось, но потом вздремнули часа четыре – нам принесли раскладушки из склада ГАИ.
        Рано утром снова за работу, потом пришло начальство. Мы, не бритые, слегка помятые, с покрасневшими глазами встали из вежливости. Толик рассказал, что сегодня блоки закончим и можно звать рабочих переносить стойки.   
       Ну, это уже не наше дело, мы перешли в новый зал, выбрали столы, подготовили схемы, и ставшие родными паяльники. Пока заносили стойки, успели немного вздремнуть. 

        Толик крутится вокруг рабочих, дает указания, двигают туда-сюда стойки.
И снова завертелось. Каждый знает свой шкаф, свои блоки. Я без труда нашел первый контакт, обозначенный в бирке, запаял. Голова работает хорошо. Все-таки завтрак и кофе, которые принесли девчонки, бодрит, да и организм молодой, двадцать восемь - не возраст.
 
        Прошли три дня и три ночи и мы с трепетом включили рубильники. ПУСы стояли с открытыми дверцами и дружно мигали зелеными рядами индикаторов. Мы еще попроверяли, каждый свои стойки и встали в сторонке довольные - система работала,  ошибок монтажа не было.
        Наири-2 просто перенесли, доверив ПУС управление перекрестками, подключили  ЭВМ и пошли в отгулы, которые нам дал Чернин, наш главный инженер, умный и веселый человек, которого мы очень уважали.
        Он сказал:
        - Ну, вы даете! Трое суток почти без сна, как на фронте и все работает! Да вам медали надо дать, но все что могу - это по окладу премии и три дня отгулов. Да, чуть не забыл, завтра еду в командировку в Северодонецк за М-6000. С главком согласована отгрузка.
        Мы сильно обрадовались, даже не выдержали и прокричали троекратное:
        - Ура, ура, урааа!
      
        Продолжение:  http://proza.ru/2024/06/05/1544

        Содержание:  http://proza.ru/2024/12/31/1436

        Сокращения: http://proza.ru/2024/05/07/1570


Рецензии