26-я отдельная разведывательная авиационная эскадр

26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота

(краткая историческая справка)

26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота сформирована в мае 1942 года.

Нахождение в строю:

С 25 мая 1942 года по 1 марта 1943 года.

В составе действующей армии:

С 25 мая 1942 года по 1 марта 1943 года (281 день). Перечень №19.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 25 мая 1942 года по 1 марта 1943 года – в составе Военно-Морского Флота.

В составе объединений:

С 25 мая 1942 года по 1 марта 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил Балтийского Флота.

Командир эскадрильи:

Майор Горбач Михаил Иванович – с 9 июня 1942 года по 1 марта 1943 года.

Военный комиссар эскадрильи.

Старший политрук Лукин

Участие в операциях и битвах:

Битва за Ленинград – с 25 мая 1942 года по 1 марта 1943 года.

Потери:

6 августа 1942 года. Латышев Николай Викторович. Сержант. Лётчик 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Погиб в авиационной катастрофе самолёта Пе-2. Похоронен Ленинградская обл., д. Румбалово, ст. Бернгардовка.
6 августа 1942 года. Терентьев Виктор Иванович. Младший лейтенант. Штурман самолёта 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Погиб в авиационной катастрофе самолёта Пе-2. Похоронен Ленинградская обл., д. Румбалово, ст. Бернгардовка.
15 августа 1942 года. Сергеев Сергей Тихонович. Капитан. Заместитель командира 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, более 78 боевых вылетов). На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в район острова Гогланд.
15 августа 1942 года. Ярцев Михаил Павлович. Старший лейтенант. Штурман 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды). На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в район острова Гогланд.
15 августа 1942 года. Сухоруков Владимир Григорьевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в район острова Гогланд.
22 августа 1942 года. Кузнецов Сергей Иванович. Майор. Лётчик 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в район Ладожского озера.
22 августа 1942 года. Павельев Лев Сергеевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. На самолёте Пе-2 не вернулся с боевого задания в район Ладожского озера.
31 августа 1942 года. Боровой Николай Карпович. Сержант. Лётчик 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Сбит на самолёте Пе-2 истребителями в районе Румболово. Похоронен Ленинградская обл., ст. Бернгардовка.
31 августа 1942 года. Кривоногов Пётр Фёдорович. Капитан. Штурман звена 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Сбит на самолёте Пе-2 истребителями в районе Румболово. Похоронен Ленинградская обл., ст. Бернгардовка.
31 августа 1942 года. Ефименко Василий Григорьевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Сбит на самолёте Пе-2 истребителями в районе Румболово. Похоронен Ленинградская обл., ст. Бернгардовка.
2 сентября 1942 года. Козолупов Яков Ефимович. Техник-лейтенант. Фотограмметрист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Погиб при бомбардировке эшелона на станции Волховстрой-1.
2 октября 1942 года. Сердюков Григорий Яковлевич. Старший лейтенант. Командир звена 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер ордена Красного Знамени, более 49 боевых вылетов). Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Финского залива.
2 октября 1942 года. Жилкин Степан Васильевич. Капитан. Штурман эскадрильи 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Финского залива.
2 октября 1942 года. Севастеев Пётр Дмитриевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер ордена Красной Звезды, более 22 боевых  вылетов). Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Финского залива.
10 января 1943 года. Андрианов Лев Петрович. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. Погиб при выполнении боевого задания – разбился в районе Красная Горка.
27 января 1943 года. Воробьёв Николай Михайлович. Старшина. Лётчик 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер ордена Красного Знамени, более 59 боевых вылетов). Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Красногвардейск.
27 января 1943 года. Рожков Фёдор Сергеевич. Старший лейтенант. Лётчик-наблюдатель 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер ордена Красного Знамени, более 59 боевых вылетов). Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Красногвардейск.
27 января 1943 года. Аверичев Матвей Григорьевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (кавалер ордена Красной Звезды, более 75 боевых  вылетов). Не вернулся на самолёте Пе-2 с боевого задания в район Красногвардейск. Попал в плен.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №34 от 18 июня 1942 года.

Сергеев Сергей Тихонович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи. Орден Ленина.
Веселовский Владимир Филиппович. Сержант. Воздушный стрелок-радист. Орден Красного Знамени.
Жегалов Сергей Васильевич. Старший лейтенант. Штурман звена. Орден Красного Знамени(2)
Жихарев Николай Тимофеевич. Капитан. Штурман эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Качур Иван Мефодиевич. Лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Кононов Владимир Яковлевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Савченко Александр Иванович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(2)
Сердюков Григорий Яковлевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Севастеев Пётр Дмитриевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №64 от 23 сентября 1942 года.

Горбач Михаил Иванович. Майор. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Азизов Иосиф Николаевич. Сержант. Старший воздушный стрелок-радист. Орден Красной Звезды.
Яковчук Ефрем Павлович. Капитан. Штурман звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №71 от 13 октября 1942 года.

Давиденко Григорий Иванович. Сержант. Штурман самолёта. Орден Красного Знамени(1)
Курзенков Александр Георгиевич. Сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №7 от 14 января 1943 года.

Воробьёв Николай Михайлович. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Рожков Фёдор Сергеевич. Старший лейтенант. Штурман самолёта. Орден Красного Знамени.
Соболев Гавриил Максимович. Капитан. Штурман звена. Орден Красного Знамени(1)
Аверичев Матвей Григорьевич. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист. Орден Красной Звезды.
Гончар Пётр Савельевич. Сержант. Воздушный стрелок-радист. Орден Красной Звезды.
Якушев Николай Иванович. Младший сержант. Воздушный стрелок-радист. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №10 от 27 января 1943 года.

Грачёв Алексей Иванович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(2)
Давиденко Григорий Иванович. Старший сержант. Штурман самолёта. Орден Красного Знамени(2)
Качур Иван Мефодиевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени(2)
Курзенков Александр Георгиевич. Старший сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени(2)
Соболев Гавриил Максимович. Капитан. Штурман звена. Орден Красного Знамени(1)
Добрицкий Григорий Васильевич. Майор. Заместитель командира эскадрильи по политической части. Орден Отечественной Войны I степени.
Голобородько Семён Денисович. Техник-лейтенант. Механик по радио. Орден Красной Звезды(1)
Ильющенко Михаил Никифорович. Старший техник-лейтенант. Старший авиационный механик. Орден Красной Звезды(1)
Селезнев Анатолий Васильевич. Старшина. Бригадир ремонтной группы. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №14 от 7 февраля 1943 года.

Немков Иван Андреевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(2)
Голов Михаил Иванович. Инженер-капитан. Инженер эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ Командующего Краснознамённым Балтийским Флотом №61 от 15 июля 1943 года. Ленинград.

Беляков Пётр Михайлович. Гвардии сержант. Лётчик. Орден Красного Знамени.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

Пе-2
Як-1

Дислокация:

Приютино
Гора Валдай

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

1 марта 1943 года  на аэродроме Гора Валдай на основании Приказа НК ВМФ №087 от 12 февраля 1943 года 26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота переименована в 43-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота.

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье (4)

Грачёв Алексей Иванович – с октября 1942 года по 1 марта 1943 года.
Давиденко Григорий Иванович – с августа 1942 года по 1 марта 1943 года.
Курзенков Александр Георгиевич – с ноября 1942 года по 1 марта 1943 года.
Немков Иван Андреевич – с ноября 1942 года по 1 марта 1943 года.

Версия от 25 октября 2024 года.

Грачёв Алексей Иванович

Родился в семье крестьянина. Русский. Отец погиб в Первую мировую войну, мать умерла от тифа. Воспитывался в детском доме до 1932 года. Окончил рабфак (1934) и первый курс Московского автодорожного института (1935).
В ВМФ с августа 1935 года. Окончил Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина в Ейске в 1937 году. С 1937 года служил в 71-м отдельном авиационном отряде ВВС Балтийского флота пилотом и младшим лётчиком (с ноября 1940 года). Участвовал в советско-финляндской войне 1939—1940 гг., совершил 34 боевых вылета. Член ВКП(б) с 1944 года.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Всю войну прошёл в составе ВВС Балтийского флота. В начале войны был пилотом в 71-й отдельной корректировочной авиационной эскадрилье на бомбардировщике СБ. С сентября 1941 года — пилот в 57-м штурмовом авиационном полку ВВС флота. С сентября 1941 по май 1942 года находился на переформировании в 73-м пикировочном бомбардировочном авиаполку КБФ, где освоил новую материальную часть — самолёт Пе-2. Затем 57-й шап вернулся на фронт. В октябре 1942 года А. Грачёв был прикомандирован к 26-й отдельной разведывательной авиаэскадрилье, с марта 1942 года — командир звена 15-го отдельного разведывательного авиаполка КБФ, с мая 1943 — командир звена 6-й смешанной авиаэскадрильи, с сентября 1943 был прикомандирован к 11-му истребительному авиаполку ВВС флота (полк воевал над Ладожским озером), с января 1944 года — командир звена 44-й авиационной эскадрильи 15-го орап ВВС флота[2].
К августу 1944 года выполнил 215 боевых вылетов, из них 32 на бомбардировку объектов и судов противника, остальные на ближнюю и дальнюю разведку. 35 раз имел встречи в воздухе с истребителями противника, провёл 7 воздушных боёв, дважды приводил горящий самолёт с территории противника и производил посадку на воду, спасая жизнь экипажа. Лично уничтожил 4 артиллерийские батареи и подавил огонь 7 батарей, уничтожил железнодорожный эшелон. На Ладожском озере потопил 2 быстроходные десантные баржи, в Финском заливе повредил 2 сторожевых катера, подводную лодку и сторожевой корабль противника, разбросал на его территории 3,5 млн агитлистовок. По его данным только за май-июль 1944 года было потоплено 6 транспортов врага. Один из героев боя за остров Сухо 22 октября 1942 года, когда несколько часов вел наблюдение за немецко-финско-итальянским десантным отрядом и наводил на него удары советской авиации[3].
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года капитану Грачёву Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за время войны совершил 315 боевых вылетов на бомбовые удары по кораблям, военно-морским базам, на разведку морских и сухопутных коммуникаций, аэрофотосъемку военно-морских баз, аэродромов, переднего края обороны и расположения артиллерийских батарей врага на Ленинградском фронте.
Алексей Грачёв первым из лётчиков на Балтике взялся за освоение новой техники — пикирующего бомбардировщика Пе-2, выполнял разведывательные экспериментальные полеты продолжительностью до 5 часов, установил на нём рекорды дальности и продолжительности полётов.
Погиб 8 мая 1945 года во время выполнения задания по разведке немецких судов, замеченных в Балтийском море. В это время группа немецких лётчиков перелетала из аэродромов Курляндии в город Фленсбург, где намеревалась сдаться в плен англичанам. Во время этого перелёта над Балтийским морем обер-лейтенант Герхард Тибен в районе Лиепаи обнаружил и сбил самолёт-разведчик Пе-2, в экипаже которого было сразу два Героя Советского Союза — командир экипажа Алексей Грачёв и штурман Григорий Давиденко. Победу Тибена подтвердил не только его ведомый фельдфебель Фридрих Хангебраук (нем. Friedrich Hangebrauck), но и его механик, летевший в его «Фокке-Вульфе»[4].
Герой Советского Союза (5.11.1944)
орден Ленина (5.11.1944)
Четыре ордена Красного Знамени (29.09.1942, 27.01.1943, 27.05.1944, 10.02.1945)
орден Отечественной войны 1-й степени (2.07.1943)
Медаль «За оборону Ленинграда»[5]

Давиденко Григорий Иванович

Родился 17 апреля 1921 года в селе Старый Коврай в семье крестьян. В 1939 году окончил 10 классов средней школы в селе Ирклиево, работал в родном селе.
Проходил службу в рядах Военно-морского флота СССР с октября 1939 года. В июне 1941 года окончил Военно-морское авиационное училище имени С. Леваневского в Николаеве. Был направлен в ВВС Балтийского флота. С июня по сентябрь 1941 года находился в должности штурмана в 57-м авиаполку. С сентября 1941 года переведен и зачислен воздушным стрелком-бомбардиром в 73-й бомбардировочный авиационный полк ВМФ[3]. С октября 1941 по май 1942 года проходил переучивание в 1-м запасном авиационном полку ВВС ВМФ (г. Саранск) на самолёт Пе-2.
Принимал участие в Великой Отечественной войне с августа 1942 года, прибыв на действующий флот штурманом экипажа 26-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи. С марта 1943 года воевал в рядах 15-го разведывательного авиационного полка: воздушный стрелок-бомбардир, с мая 1943 — штурман звена, с мая 1944 года — штурман эскадрильи. В сентябре 1943 года принят в ВКП(б) Комиссией ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Большинство вылетов совершил на дальнюю разведку немецких и финских военно-морских баз (включая Хельсинки и Котку) и поиск вражеских кораблей на Балтике и на Ладожском озере. Однако приходилось выполнять задания по нанесению бомбовых ударов по позициям противника. В январе 1943 года в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда на него был возложен контроль за железнодорожными и шоссейными коммуникациями в немецком тылу с целью своевременного выявления передвижения резервом к линии фронта, для выполнения этой задачи выполнил 4 успешных боевых вылета.
По состоянию на сентябрь 1943 года штурман звена 44-й авиационной эскадрильи 15-го разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота лейтенант Г. И. Давиденко совершил 215 боевых вылетов на разведку военно-морских баз и плавсредств в Финском заливе (139 вылетов), Ладожском озере (20 вылетов), на аэрофотосъёмку переднего края обороны противника (26 вылетов), на разведку железнодорожных узлов, Шоссейных дорог и аэродромов (12 вылетов), на нанесение бомбовых ударов по кораблям и артиллерийским батареям (8 вылетов). Провёл 13 воздушных боёв. Бомбовыми ударами повредил сторожевой корабль и канонерскую лодку, разрушил несколько заводских корпусов, прямыми попаданиями поразил артиллерийскую и миномётную батареи[4].
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу Военно-Морского флота» от 22 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенанту Давиденко Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 2918)[5].
В 1944—1945 годах участвовал в Ленинградско-Новгородской, Выборгской, Прибалтийской, Восточно-Прусской наступательных операциях, а также в блокаде курляндской группировки немецких войск. Всего за войну выполнил 258 боевых вылетов.
Погиб 8 мая 1945 года при выполнении боевого задания по разведке немецких кораблей в Балтийском море в районе латвийского города Лиепая: самолёт Пе-2 Героя Советского Союза капитана А. И. Грачева, в экипаже которого летел на задание штурманом Григорий Давиденко, столкнулся над морем с большой группой немецких истребителей Focke-Wulf Fw 190 W;rger, вылетевших с аэродромов Курляндии в город Фленсбург для сдачи в плен англичанам. В этом бою обер-лейтенант Герхард Тхибен сбил самолёт-разведчик, а другие лётчики сбили прикрывавший разведчика Як-9 Героя Советского Союза капитана А. Г. Курзенкова. Этот последний день войны стал трагическим для 15 рап ВВС КБФ, который лишился сразу трёх Героев Советского Союза.
Награды
медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.01.1944)
орден Ленина (22.01.1944)
три ордена Красного Знамени (13.10.1942; 27.01.1943; 26.11.1944)
орден Отечественной войны I степени (14.08.1943)
медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
Память
В посёлке Чкаловске (в составе города Калининград) на Аллее Героев 15-го одрап у Дома Офицеров установлен бюст Г. И. Давиденко.
Именем Героя названа улица в родном селе Старый Коврай.
Увековечен на Памятнике 1200 гвардейцам в Калининграде и в городе Лиепая на «Мемориале Лётчикам-балтийцам» на Центральном кладбище[6], а также на Памятнике лётчикам Балтики на Советском проспекте Калининграда.

Курзенков Александр Георгиевич

Родился 12 сентября 1920 года в рабочем посёлке Зима (с 1922 года и ныне — город) Иркутская область в семье рабочего-текстильщика. В раннем возрасте переехал с родителями на их родину — в Наро-Фоминск (Московская область). Русский. Младший брат Героя Советского Союза Сергея Курзенкова, их младший брат Николай (род. в 1925 г.) также стал военно-морским лётчиком и в конце Великой Отечественной войны служил в ВВС Черноморского флота[3]. Хотя отец был рабочим из Московской губернии, семья в начале XX века после 1906 года уехала в Сибирь на волне переселенчества. Однако после Гражданской войны в 1922 году Курзенковы вернулись на родину в деревню Таширово Наро-Фоминского уезда Московской губернии[4].
Окончил 7 классов в 1935 году, школу ФЗУ в Москве, аэроклуб. Работал токарем инструментального цеха на Московском автомобильном заводе.
В ВМФ СССР с октября 1939 года. В августе 1941 года окончил Военно-морское авиационное училище имени Сталина в Ейске. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С августа 1941 года служил пилотом в 3-м учебном резервном авиационном полку ВВС Черноморского флота, с сентября 1941 года — пилотом 1-го запасного авиаполка ВВС ВМФ. В августе 1941 года привлекался для участия в боевых вылетах на бомбардировку главной румынской военно-морской базы Констанца на бомбардировщике СБ, из одного вылета привёл повреждённый зенитным огнём самолёт на свою территорию и посадил в поле «на брюхо» под Одессой (в наградных листах А. Г. Курзенкова эти полёты не упоминались).
Освоив новый самолёт Пе-2, в январе 1942 года сержант А. Курзенков вернулся на фронт и зачислен пилотом в 73-й бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Начал совершать бомбардировочные вылеты, но поскольку на полк ещё были возложены и задачи воздушной разведки, его привлекли и к разведывательным полётам, в которых он проявил себя мастером разведки. В ноябре 1942 года Курзенкова перевели пилотом в 26-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью ВВС КБФ (в ней в первой половине 1943 года он получил первичное офицерское звание младшего лейтенанта), которая в марте 1943 года в полном составе была включена в 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк ВВС ВМФ. В этом полку Александр Курзенков воевал до мая 1945 года, сначала командиром звена, с ноября 1943 — заместителем командира эскадрильи, с апреля 1945 года — вновь командиром звена.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Командир звена 44-й эскадрильи 15-го разведывательного авиаполка (ВВС Краснознамённого Балтийского флота) лейтенант Курзенков А. Г. к сентябрю 1943 года на пикирующем бомбардировщике «Пе-2» совершил 203 боевых вылета, из которых 147 на дальнюю разведку военно-морских баз и кораблей в Финском заливе и на Ладожском озере (20 вылетов), 12 на дальнюю разведку сухопутных объектов, 26 на аэрофотосъемку переднего края обороны и расположения артиллерийских батарей противника на Ленинградском фронте, 18 на бомбардировку кораблей и других объектов врага. Доставил огромное количество точных разведданных, на основании которых авиация флота нанесла бомбовыми и торпедными ударами большой урон врагу. Участвовал в 13 воздушных боях. Повредил сторожевой корабль и канонерскую лодку, вывел из строя артиллерийскую и миномётную батареи, разрушил завод в Кексгольме.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу Военно-Морского флота» от 22 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
8 мая 1945 года на самолёте «Як-9» капитан А. Курзенков не вернулся с боевого задания из района латвийского города Лиепая по разведке немецких кораблей в Балтийском море. Его задачей было прикрывать самолёт-разведчик Пе-2 Героя Советского Союза капитана А. И. Грачева и штурмана Г. И. Давиденко. Известно, что «Пе-2» столкнулся над морем с большой группой немецких истребителей Focke-Wulf Fw 190 W;rger, вылетевших с аэродромов Курляндии в город Фленсбург для сдачи в плен англичанам и обер-лейтенант Герхард Тхибен сбил его. Вероятно, другие немецкие лётчики сбили и прикрывавший разведчика «Як-9» капитана А. Г. Курзенкова. Этот последний день войны стал трагическим для 15-го рап ВВС КБФ, который лишился сразу трёх Героев Советского Союза.
К моменту гибели на счету аса воздушной разведки было свыше 250 боевых вылетов.
Награды
Герой Советского Союза (22.01.1944)
орден Ленина (22.01.1944)
четыре ордена Красного Знамени (13.10.1942; 27.01.1943; 15.07.1943; 28.12.1944)
медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
Память
В посёлке Чкаловске (в составе города Калининград) на Аллее Героев-разведчиков ВВС Балтийского флота установлен бюст.
Именем Братьев Курзенковых названа улица в Наро-Фоминске[7].
На доме № 25 по Автозаводской улице Москвы в память о Курзенкове А. Г. установлена мемориальная доска.
Увековечен в городе Лиепая на «Мемориале Лётчикам-балтийцам» на Центральном кладбище.
В апреле 1977 года Совет министров Латвийской ССР постановил присвоить техническому училищу № 7 (позднее переименовано в ГПТУ-33) города Лиепая имя Героя Советского Союза А. Г. Курзенкова. Существует ли училище в настоящее время и сохранено ли имя Героя в его наименовании, не известно.

Немков Иван Андреевич

Родился в крестьянской семье. На родине окончил среднюю школу в Кромах и педагогические курсы. В 1931 году он перебрался в Москву, где поступил работать на завод, со временем стал слесарем высшей квалификации. Также занимался планерным спортом.
С сентября 1935 года — в ВМФ СССР. Окончил Военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации имени Сталина в городе Ейске в 1937 году. С декабря 1937 года служил пилотом и младшим лётчиком в 1-м минно-торпедном авиационном полку Балтийского флота. В 1939 году стал старшим лётчиком 4-й эскадрильи того же полка. Освоил самолёты У-2, Р-5, Р-6 и ДБ-3. Принял участие в советско-финской войне 1939—1940 годов, во время которой выполнил 4 боевых вылета и был награждён орденом Красного Знамени.
По окончании войны с июля 1940 года Иван Немков был переведён лётчиком-инструктором 1-го запасного авиационного полка, в июле 1941 года стал командиром звена. С октября 1941 года командовал звеном 3-й эскадрильи 73-го бомбардировочного авиационного полка, который в то время находился в тылу и занимался подготовкой лётных кадров для фронта.
С мая 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. Летал на самолёте Пе-2 — сначала командиром звена 73-го бап, с ноября 1942 — 26-й отдельной разведывательной эскадрильи, с марта 1943 — 15-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Он занимался разведкой и фотосъёмкой позиций противника, обеспечивая командование важными разведывательными данными. Благодаря полученным им данным 1 октября 1942 года штурмовая авиация разбомбила аэродром врага в Керстово, уничтожив 17 вражеских бомбардировщиков. 11 ноября его самолёт произвёл аэрофотосъёмку батарей противника в районе Стрельна — посёлок Володарского, а в январе 1943 года, несмотря на противодействие противника, аэрофотосъёмку большой площади переднего края вражеской обороны.
К концу декабря 1942 года командир эскадрильи 15-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота старший лейтенант Иван Немков совершил 89 боевых вылетов (по данным наградного листа, но при этом в приложенной к этому документу «Боевой характеристике», датированной месяцем ранее, 22 ноября 1942 года, указано о совершении 101 боевого вылета[3]. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Немкову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Однако узнать о присвоении высшего звания Родины Ивану Немкову было не суждено. После представления к званию Героя он продолжал воевать в том же полку, с начала 1943 года летал на новом самолёте — A-20 «Boston». К маю 1943 года И. А. Немков совершил около 200 боевых вылетов, снял 38 аэрофильмов и участвовал в 15 воздушных боях, при этом ни разу не был сбит. 3 мая 1943 года вылетел для проведения аэрофотосъёмки позиций противника, но в районе Гогландского плёса его самолёт был атакован вражескими истребителями и загорелся. Иван Немков вместе со штурманом выпрыгнули на парашютах, но были в воздухе расстреляны истребителями противника, стрелок-радист и воздушный стрелок погибли в самолёте.
Тела погибших лётчиков подняты с воды высланным к месту их гибели катером и были похоронены на острове Лавенсаари. Останки красноармейцев из всех захоронений на Лавенсаари в 1974 году были перенесены в братскую могилу Мартышкинского мемориала, включая И. А. Немкова.
Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24.07.1943)
Орден Ленина (24.07.1943)
Два ордена Красного Знамени (21.04.1940, 7.02.1943)
Память
На родине Ивана Немкова в селе Большая Баевка установлен бюст Героя.
Бюст Ивана Немкова установлен также на площади Героев в посёлке Чкаловск Калининградской области.
В 1983 году в честь Ивана Немкова Дачную улицу в городе Ломоносов переименовали в улицу Немкова.
В посёлке Нарышкино Орловской области именем Ивана Немкова названа улица.


Рецензии