Влияние сказки на формирование личности
Ключевые слова: сказка, нравственные качества человека, глубины сознания и подсознания, мир человеческих взаимоотношений, система ценностей, добро и зло.
Сказка — один из важнейших жанров литературы, она сопровождает людей на всём их жизненном пути с рождения до смерти. Кто-то может поспорить, привести себя в пример, уверяя, что читал и слушал сказки только в детстве, но если человек не читает и не слушает сказки, оставил это занятие в раннем детстве, это не значит, что сказки оставили его. Человек помнит их, знает, а значит, живёт с ними. Сказки вошли в его подсознание и, желает того человек или нет, они взрастили в нём некий ствол, на котором уже зиждятся его знания, чувства, понятия, интуиция. То, что человек вобрал в себя в раннем детстве, является фундаментом его психологических, нравственных, моральных устоев. Именно поэтому то, что человек получает в раннем детстве, является самым значимым пластом культуры.
Сказки, прочитанные с выражением и с хорошей дикцией, способствуют развитию у детей правильной речи. В раннем детстве детям надо читать сказки нараспев, немного тягуче. Это даёт им возможность расслышать каждый звук, понять его значимость в слове, прочувствовать его «на вкус» в сочетании с другими звуками. Медленное выразительное чтение способствует не только развитию речи детей, но и расширению их словарного запаса, обретению навыка правильного построения предложений.
Не менее важна и психологическая составляющая правильного чтения сказок: чтение с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией, способствует погружению малышей в сюжет сказки, позволяя им соприкоснуться с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие содержания сказки в момент её прочтения позволяет слушателям осознать, проанализировать психологическую ситуацию, возможно, даже решить, а как бы они поступили на месте того или иного героя. Дети слушатели сказок подсознательно сравнивают себя с персонажами хорошими и плохими, то есть у детей появляется возможность заглянуть в глубины своего сознания и подсознания. Через сказки маленькие слушатели познают зависимость между нравственными качествами человека и жизненными ситуациями, в которые он попадает. Хорошие герои трудолюбивы, смелы, честны, смекалисты, позитивны. Идентифицируя себя с ними, дети перенимает их нравственные качества.
Для того чтобы жить в современном человеческом обществе, общаться, дружить, любить, быть успешным, люди должны научиться управлять своими чувствами и желаниями. Этому сказки и учат, пробуждая интерес детей к многообразию того реального мира, в котором они живут. Они знакомят малышей с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений, исподволь развивая их внутренний мир, формируя основы поведения, общения. В каждой сказке показаны те или иные человеческие проблемы и, соответственно, пути, способы и методы их решения. Оценивая поступки героев, маленькие слушатели учатся понимать героев, сопереживать им.
В сказках всегда имеется чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, что даёт возможность маленьким слушателям понять, что плохо, что хорошо, то есть сказки способствуют формированию у детей правильной системы ценностей.
Важнейшее значение сказок ещё и в том, что они формирует любовь к чтению, к литературе и развивают у малышей важнейшие коммуникативные навыки: память, внимание, мышление, воображение, речь, анализ, творчество.
В сказках, написанных добрыми умными авторами, герои всегда поступают правильно или, совершив ошибки, и попав в беду, находят способы выбраться из неё и вернуть утраченное. Герои таких сказок на своем примере воспитывают в детях активную жизненную позицию, стремление к успеху, к победе, то есть учат малышей активно действовать в любой жизненной ситуации, не сдаваться на милость сложившимся обстоятельствам.
В сказках, написанных добрыми умными авторами, герои всегда помогают друг другу, выручают друг друга из бед. Пример сказочных героев таких сказок воспитывает в детях отзывчивость, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, учит действовать и мыслить позитивно.
Сказки, написанные добрыми умными авторами, всегда поучительны. Они являются средством развития и воспитания человека. Малыши через такие сказки узнают о многих человеческих качествах, чертах характера, о которых они, окружённые заботой близких, даже не подозревали: лукавство, лживость, воровство, предательство, коварство и другие, но они также узнают, что на свете есть дружба, любовь, честь, преданность, взаимовыручка. Сказки формирует в сознании детей понятия добра и зла и, предупреждая малышей, что мир не совершенен, учат их адаптации в окружающем мире.
К сожалению, не все сказки написаны добрыми умными авторами. Наряду со сказками, воспитывающими в человеке высокие нравственные основы, есть и такие, в которых обнажается чрезмерная жестокость, торжествует несправедливость, подлые поступки героев показаны как норма. Безусловно, эти сказки тоже оказывают психологическое воздействие на маленьких слушателей и влияют на формирование их личностей. Поэтому очень важно взрослым перед прочтением детям новых сказок пробежаться по ним глазами, чтобы понять их содержание, и в случае, если сказки не имеют доброго посыла, не читать их малышам.
В современном мире бытует мнение, что значение сказок в воспитании детей отходит на задний план, уступая место мультфильмам и компьютерным играм. Но в отличие от видеоматериалов литературные произведения дают простор воображению, развивают фантазию. Просмотренная сказка уже без вариантов, дети принимают увиденное, лишаясь возможности нарисовать в своём воображении услышанное или прочитанное. Разумеется, видеоматериалы необходимы и играют важную роль в процессе воспитания и становления людей, но материал, принятый на слух, даёт простор воображению, фантазии детей, обогащает и развивает в них творческий потенциал.
Чтение детям в их раннем возрасте сказок - это норма, а вот дети, не знающие сказок, это патология. Отсутствие в жизни детей жизненного опыта, передаваемого через сказки, таит в себе множество явных и тайных угроз психологического и социального плана, вплоть до опасности разрушительного и саморазрушительного поведения. Конечно, люди могут приобрести жизненный опыт в самых разных областях жизни и деятельности, и, безусловно, приобретут его когда-нибудь, но в ранние годы этот опыт наиболее плодотворно в адекватных возрасту формах обретается именно через сказки. Благодаря сказкам люди с раннего детства начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказки помогают формировать основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить. Известный американский психолог Эрик Берн доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее человека.
Электронные ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/
https://dzen.ru/a/Y_peyOWcWlP90Jpx
Свидетельство о публикации №224060401499
Дмитриев 04.06.2024 23:16 Заявить о нарушении