Путь на Голгофу. Загадки жизни и смерти Христа
"Путь на Голгофу.Загадки жизни и смерти Иисуса Христа. Поиск "исторического Иисуса" глазами агностика"
..................
По мере знакомства с личностью и жизнью Иисуса Христа , описанной в четырех Евангелиях, загадки возникают одна за другой; чем больше вчитываешься в тексты , тем больше возникает загадок.
Самая неразрешимая загадка- судьба самого Иисуса.
Почему пророк, пришедший с миром, был казнен римскими властями мучительной казнью,которой подвергались только бунтари и самые злостные политические преступники?
Разумеется, Церковь дает объяснение: Иисус- Мессия, воплощение Бога на земле, отдал свою жизнь, чтобы искупить грехи человечества и таким образом спасти верующих, а факт последующего воскресения послужил к Его славе и упрочнению веры.
Это убеждение и сегодня живо в христианском мире и многих оно устраивает.
Но такое объяснение хорошо лишь в теологическом смысле; с точки зрения истории оно загадку не разгадывает. Ответы на вопросы о Царстве Божьем, приходе Мессии, казни Иисуса как бунтовщика ищут в фактах реальной жизни. Цели Иисуса в Евангелиях выглядят неопределенно; найти материал для создания биографии Иисуса-Человека, -дело непростое. В Евангелиях освещен очень небольщой отрезок жизни Иисуса, но и он будто покрыт плотным слоем тайны.
Иисус Христос, как известно, означает Иисус Мессия. Согласно древней традиции, Мессия должен быть потомком («сыном») Давида. Матфей (1:2-16) и Лука (3:23–38) приводят генеалогическое древо Иисуса, которое ведет к Давиду. По обеим родословным именно Иосиф, а не Мария, происходит от царя Давида. Примечательно, что родословные приводятся как раз в тех Евангелиях, которые содержат историю рождения Иисуса девственницей от Св.Духа. Таким образом, создается впечатление, что оба евангелиста не ощущают противоречия между происхождением Иисуса от Давида через Иосифа и его рождением без земного отца.Натяжки, имеющиеся в обоих списках, а также их значительное расхождение наводят на мысль, что обе родословные сконструированы, чтобы доказать происхождение Иисуса от Давида.
Загадкой является место и дана рождения Иисуса.
Согласно Евангелиям, Он родился в том же месте, что и Давид, в Вифлееме. Правда, в этом пункте между двумя рассказами существует важное различие: по Луке (2:4), семья Иисуса прибыла в Вифлеем из-за переписи. До рождения Иисуса они жили в Назарете, куда затем и вернулись. Напротив, согласно Матфею, семья Иисуса до рождения первенца обитала в Вифлееме и только после бегства в Египет обосновалась в Назарете (2:23)]. Отсюда напрашивается вывод, что и предание, по которому Иисус родился в Вифлееме, и доказательство его происхождения из рода Давида возникли по очень простой причине: в то время многие верили, что Мессия должен родиться в Вифлееме и быть потомком Давида.
Загадка заключается и в том, как долго продолжалась публичная деятельность Иисуса от крещения до смерти.
По первым трем евангелиям получается, что это время занимает не более года. Однако, согласно евангелию по Иоанну, оно охватывает два, а может быть, и три года.События жизни Иисуса естественнее всего объясняются, если допустить, что между его крещением и казнью прошло очень мало времени. Некоторые ученые считают, что Иисус был распят в Пасху 30-го или 33 года. Таким образом, его крещение, скорее всего, состоялось в 28/29 г., а погиб он в 30 г.
Иисус предстает в Евангелиях как воплощение добра, однако, вызывает к себе недоброжелательнось народа, который восхищается им сегодня и отвергает назавтра.
Иудаизм Его традиционен, однако, к евреям, как к таковым Он попеременно проявляет то дружелюбие, то враждебность.
У Него есть ученики, которые должны нести в народ Его учение, но рассказанные им притчи ученики во-первых, не понимают, во- вторых не имеют права никому пересказывать.Когда они называют Его Мессией, Он велит им молчать об этом, хотя не раз намекает и дает понять что-то подобное. Он предупреждает учеников о грядущей трагедии, но когда она происходит, они покидают Его.
В каких-то ситуациях Он взывает исключительно к евреям, в каких-то ко всему миру.
Но главная загадка: ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ РАСПЯЛИ ИИСУСА?
Иисус предстает в Евангелиях как набожный иудей, это следует из Его собственных высказываний, однако, конфликт у него, как оказывается, происходит с иудеями на религиозной почве, которые обвиняют Его в "богохульстве". Религиозная правящая верхушка ненавидят Иисуса и замышляет лишить его жизни, но казнят Его в итоге не евреи, а римляне.Посылает Его на крест римский наместник по политическим мотивам, потому что Он опасен для Рима, так как претендует на власть как «Царь Иудейский».Именно римляне приговорили Иисуа к распятию и сами исполнили приговор.
«Трибунал» же иудеев, Синедрион, предъявил Иисусу другое обвинение. Он называл себя Мессией,т.е. тем, чьего прихода ждали, вестником огромной перемены от правления зла к правлению добра.Однако из всех обвинений,нелепых и противоречивых, которые предъявляли Иисусу иудейские власти, политическую подоплеку, на взгляд римлян, могло иметь одно: претензии на мессианство, т.е. -претензии на власть.
Но даже если бы в глазах иудеев объявление себя Мессией было богохульством ( что не соответствует истине) , все равно приговор был вынесен и приведен в исполгение римлянами.В то же время , римские власти согласно Евангелиям, оказались невинными исполнителями заговора иудеев: в Еванг прямо говорится, что Пилат не хотел приговаривать Иисуса к смерти и пошел на это только под давлением иудеев.
Итак, обвинили Иисуса в одном, а приговор вынесли за другое.Казнят Его не евреи, хотя они и жаждут его гибели по причинам, которые их либо не касаются, либо не выглядят серьезными с религиозной точки зрения.
Нельзя не заметить и другое «загадочное» обстоятельство.
О периоде первой половины первого века по сути не осталось никаких документов, за исключением сочинений Иосифа Флавия, написанных всего через два поколения после Иисуса.Его нельзя конечно, рассматривать, как «летописца» жизни Иисуса, но книги Флавия свидетельствуют о непрерывных народных волнениях, начавшихся со смерти Ирода Великого в 4 г до н.э. и продолжавшихся в годы жизни Иисуса и Иоанна Крестителя. Эти волнения привели к появлению активных сторонников идеи Царства Божьего- зелотов, ведших фанатичную борьбу с Римом, Флавий приводит многочисленные факты о жестокостях римского владычества,убийствах,об отчаянных восстаниях .
Он раскрывают истинную суть движения за Царство Божие,
которое смогло поднять массы палестинских евреев на войну против Рима, в результате которой был уничтожен центр иудаизма, выселена из Палестины основна часть населения..
Зелоты, развязавшие войну с Римом, стремились именно к тому, за что поколением ранее был казнен Иисус.
Идея ЦБ подразумевала полное преобразование мира: язычество и его носители, римляне , должны были быть уничтожены, В основе проповеди Христа лежала весть о скором наступлении ЦБ, которое уже началось с Его приходом.
Политический фактор, присущий идее Царства Божьего,
Евангелия полностью обходят стороной. Нет намека на какие-то трения между евреями и римлянами. Римлян, распявших на кресте бесчисленное множество еврейских бунтовщиков, евангелисты полностью обходят своим вниманием. В Евангелии упоминаются только два римлянина: Пилат и римский сотник; главными врагами Иисуса , о которых Евангелия упоминают очень часто, оказываются еврейские раввины-фарисеи.
Можно представить, что судьба Иисуса была далека от ее традиционного толкования.
В течение 18 веков люди не проявляли практически никакого интереса к земной жизни Иисуса. Ему поклонялись как божеству, и лишь в 19 веке в ученом мире возникло течение, ставившее целью применить исторический подход к Иисусу и происхождению христианства в целом. У истоков этого направления стояли немецкие либеральные теологи-протестанты. В результате их деятельности в течение нескольких поколений появилось бесчисленное множество «биографий» Иисуса.
Эта лавина «жизней Иисуса» представляла в основном портрет Иисуса, спроецированный с учетом личных пристрастий авторов Это обилие биографий связано со скудостью исходного материала, что открывало для авторов широкие возможности пофантазировать , беря за основу отдельные факты НЗ. Становилось очевидно, что как лицо историческое Иисус был предан полному забвению; Иисуса-человека затмевал божественный Христос.
И все же беспристрастный научный анализ Евангелий помогает правильнее понять трагическую судьбу Иисуса, восстановить образ исторического прототипа Евангельского Христа.
Для того, чтобы начертать исторический портрет жизни Иисуса, недостаточно следовать за литературным развитием мысли в Евангелиях. Необходимо также иметь знакомство с исторической средой времен Иисуса, иметь понимание духовных идей и разногласий среди широкого и неоднородного иудейского учения того периода.
Грандиозность жизни Иисуса, смерть на кресте этого экстраординарного, проникнутого сознанием своей миссии человека продолжает вдохновлять людей и сегодня, включая не только христиан разных конфессии и деноминаций , но и атеистов и скептиков.
Следует заметить, что библеистика как наука возникла и развивалась почти исключительно в христианской среде
Среди первых ученых библеистов , основателей проекта «Поиск исторического Иисуса » были верующие христиане.
Й. Ратцингер, более известный как римский папа Бенедикт XVI , предлагает некоторую апологию традиционной христианской веры, связав ее с вызовами нового времени. Он пишет:
«Начиная с 1950-х годов… стал ощущаться разрыв между историческим Иисусом и Иисусом веры – разрыв, который постепенно настолько углубился, что оба понятия оказались противопоставлены друг другу... Попытки реконструировать образ Иисуса на основании относимых к разным традициям евангельских текстов и их возможных источников привели к множественности вариантов прочтения образа Иисуса, причем сами варианты представали порой как прямо противоположные версии: от пламенного революционера, провозвестника антиримской идеи, выступающего за свержение господствующей власти и терпящего в конечном счете крах, до кроткого моралиста, который все приемлет и со всем смиряется, но который по непонятным причинам все же становится жертвой и погибает… В итоге сложилось впечатление, будто мы не располагаем достаточными и надежными сведениями об Иисусе и что вера в Его Божественность была соотнесена с Его образом ретроспективно. Это мнение постепенно укоренилось в общем сознании христианского мира. Такое положение дела весьма пагубно для веры, ибо это знак того, что поколебалось ее главное, сущностное основание: внутренняя, доверительная связь с Иисусом» .
Хенгель и Швемер завершают свое фундаментальное исследование выводом: «Оглядываясь назад, мы убеждаемся в справедливости нашего тезиса о том, что фрагментарность дошедших до нас источников, а также “своенравие” четырех евангелистов в отборе материала преданий, его оформлении и расположении, иными словами, их богословская воля делают невозможным такое изображение Иисуса из Назарета, которое действительно удовлетворило бы наше современное “историческое любопытство”… Однако, как мы уже неоднократно подчеркивали, возможны конкретные “попытки исторического приближения”» .
То есть многое из того, что мы хотели бы узнать об Иисусе, нам не удастся достоверно определить с помощью научного анализа, а некоторые вопросы вообще лежат вне сферы научного знания (был ли Иисус Сыном Божьим или обычным человеком). Однако это не означает, будто научный анализ евангельских текстов бесполезен – он помогает уточнить , полнее понять, а может быть, и дать ответ на некоторые "загадки" Евангелий.
Целью данной работы было проследить отдельные этапы поиска исторического Иисуса , рассмотреть в свете последних исследований события, описанные в Евангелиях, в первую очередь те «таинственные» обстоятельства ,которые привели Его на Голгофу.
Свидетельство о публикации №224060401550