Мистическая Куба

        - Мерфериа, - произнесла она своё имя и добавила, что имя мифологическое, что-то пояснила ещё, но я не так хорошо понимаю испанский – не разобрал, и переспрашивать было неудобно.
        Барменши сменялись каждые три дня, а эту женщину лет пятидесяти пяти, может и старше, я отметил по особому её состоянию. В её глазах читались глубина, эмоциональность и сдержанность одновременно. Мне именно у неё было приятно заказывать кофе или ром со льдом. На территории были ещё два бара, но когда я узнавал, что в этом сегодня работает Мерфериа, то приходил только туда. Похоже она увидела моё особое внимание к ней, - глядя как я кладу в специальный стаканчик чаевые, она с благодарностью, с душевным теплом улыбалась, а когда я засматривался на неё, она делала вид строгий и сухой. Я не спрашивал, но чувствовал, что женщина она семейная, - когда она задумывалась, на лице её отражались и мудрость и принятие тех многих трудностей, что выпали ей по жизни для преодоления. Чуть пикантности присутствовало в коротких сценах нашего общения, да это был обмен мужской и женской энергиями, и одновременно – соблюдение границ, отсюда рождалось мягкое притягательное поле, с уважением к друг другу.
                *****
        Я заметил интересное отношение кубинцев к самоидентификации. Казалось бы, большинство из них это генетические потомки испанцев, немного потомков французов, много потомков негров, которых завозили как рабов, чуть-чуть других наций. Естественно, много метисов, но и испанский тип лица довольно часто встречается.
        Экскурсовод, женщина, очень интересно рассказывала об истории Кубы, когда я ехал на свою первую экскурсию по трём городам: Санта-Клара, Тринидад и Сьенфуэгос.
        Меня насторожило, удивило, что она не говорила: испанцы открыли Кубу, или – испанцы заселили Кубу, - она говорила: «Нас открыли испанцы». Смотрю на неё, - она – генетический потомок испанской нации с небольшим влиянием негроидной расы.
        Дальше она рассказала вообще удивительные факты, которые связались у меня воедино, - озарило! и возникла мистическая версия происхождения кубинской нации. Кстати, здесь не делают никаких различий между белыми, метисами и неграми, здесь одна нация – кубинцы. Замечу, это важный факт для понимания менталитета данного народа. Она рассказала, что здесь жили издавна местные племена, как испанцы их назвали – индейцы. Печальная история произошла: «цивилизованные», «просвещённые» европейцы испанцы просто уничтожали местных жителей, чтоб не мешались… или захватывали в рабы, заставляли выполнять самую тяжёлую работу. Но дух свободы делал неприемлемым для местных людей прозябание в качестве рабов. В их мировоззрении как непреложная данность коренилось представление о переселении душ, о множественности жизней. И вместо того, чтобы оставаться рабами они стали совершать ритуальные самоубийства, чтобы родиться потом там или в те времена, где не будет рабства. В течении 50-ти лет стараниями «заботливых» испанцев всё коренное население было уничтожено.
 
        Поразили меня слова второго экскурсовода, мужчины, бывшего лётчика, который обучался ещё в СССР в конце его существования. Он сказал: «Колумб думал, что до Индии доплыл и поэтому назвал местных жителей индейцами. Но не индейцы здесь жили, а жили мы – истинные американцы». Аж мурашки пробежали по спине от его слов. И это говорил мужчина с вполне себе испанской внешностью.
        Они не идентифицируют себя с потомками испанцев и негров, они это те, те люди местных племён, которые жили до вторжения испанцев. И похоже, души ушедших от рабства людей и стали возрождаться в потомках европейцев и негров, так и сформировалась кубинская нация. На языке жившего здесь племени таино, Куба означает - «место, где плодородная земля обильна».
        Вспомнил, что женщина-экскурсовод, говоря о влиянии на культуру кубинской нации, сказала, что большее влияние оказала, конечно, испанская культура. Язык-то остался испанский - и разговорный, и государственный. Но они отмежёвываются от испанцев как и от всех других наций. Влияние – да, но не более того. И им не важно в какой генетике возрождаться – европейской или негроидной, главное, они - свободны, они – кубинцы!
                *****
        Я узнал, что любые лекарства здесь в дефиците, и что принято медикаменты оставлять в качестве чаевых, и это даже лучше, чем деньги. В предпоследний день я написал список лекарств, которые у меня есть и с помощью переводчика на телефоне показал его Мерферии. Спросил её: «Нужно?» Глаза её загорелись, округлились от радости, она сказала: «Si!» И выражение неловкости, неудобства, промелькнуло у неё на лице. Я сказал, что сейчас принесу.
        Я передал ей пакетик. Каким же теплом осветилось её лицо! «Спа-си-бо!» - чуть громче обычного, выговаривая по слогам, благодарила она. Я, пользуясь переводчиком, пояснил ей какое лекарство от чего. Она внимательно слушала, глаза её раскрывались, как будто искрились.
        Да, она мне была симпатична, без всяких помыслов, просто именно для неё захотелось сделать что-нибудь доброе.


Рецензии
"Делай добро и бросай его в воду."
Интересная и познавательная зарисовка. Благодарю!

Анастасия Кат   14.08.2024 09:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Сергей Евгеньевич Соколов   14.08.2024 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.