6. Маздеизм и дуализм
«Пророки и учителя древних персов, приемников которых потом, в исторические времена, назвали «магами», никогда не признавали дуализма.
«Маг» означает «могучий». Маги не составляли особого сословия у древних персов. Магом мог сделаться всякий. Для этого надобно было отличиться чистотой жизни и изучить священное писание (Авесту), молитвы и священные гимны. Маги носили белое одеяние, высокие шапки и длинные посохи».
Зачем нужны были посохи? У Деда Мороза то же есть посох. У магов других религий – жезл жизни. В сказках – волшебная палочка. Назначение у всех одно и то же: мгновенно осуществлять указания мага.
«Борьба принципов Добра и Зла, Ормузда и Аримана никогда не понималась древними персами как соревнование двух равных, извечно существующих Начал.
Ошибочное представление о дуализме древней персидской религии основано на неумелом пересказе её древнегреческими писателями. В самой же Авесте Агурамазда – Великий Дух, Он – выше и больше всего, Им сотворённого, Он – Полнота, а не только «Положительный Тезис».
Европейские писатели часто изображали зороастризм в виде дуалистической религии, но подобное мнение не принимает в расчёт основных элементов богословия Авесты. Ответственность за это заблуждение падает, однако, не столько на этих авторов, сколько на самих зороастрийцев позднейших времён, которые утеряли чистоту первоначального учения своего Пророка, спутали его богословие и философию и породили ложное верование, что Злой Дух может быть Равен Агурамазде.
Подобно сияющему светилу, Агурамазда царит на небе и на земле, тогда как зло и всё отрицательное в мире представляют собой только тень, временное состояние помрачения, которое по природе своей конечно. «Зло подобно тени, отбрасываемой предметом на солнце» - говорит предание маздеистов».
Откуда и почему же возник Злой Дух?
«Необходимость зла в мире равна физическому закону света и теней, но подобно тому, как источник света находится во вне, а тень отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует в мире лишь вследствие наличия в нём «непрозрачных душ», которые не пропускают через себя божественный свет».
Если ты находишься в свете, то в тебе нет тени, но если ты находишься вне света, то всегда отбрасываешь тень? Тень отбрасывает физическое тело человека. Имеет ли тень душа?
«Сумма непрозрачного в мире составляет царство Аримана – великий соблазн зла, имя которому – легион. Сумма непрозрачного от начала мира борется с царством свет – в этом Смысле Авеста говорит о борьбе Ормузда и Аримана, но время придёт, когда всяческая тварь просветится и царство тени исчезнет».
Если человек весь наполнен светом, будет ли он отбрасывать тень? Для того чтобы это произошло сознание человека (а следовательно и сам человек), должно перейти на высший уровень существования.
«Авеста повествует о воскресении мёртвых, об огненной смерти старого мира и о Дне воскресения. Но в отличие от христианского учения, по Авесте, ад тоже получит возможность спастись: в конце концов, настанет повсеместное утверждение добра и чистоты во всём творении.
«Гаты», древнейшая часть Авесты, - говорит о. Мазани, - возвещает наступление времён, когда настоящий цикл весь будет преобразован. Ввиду того, что эволюция Вселенной достигнет поставленной ей Творцом цели, процесс творения остановиться. Мировой процесс, такой, каким на заре творения замыслил его Агурамазда, достигнет момента полного своего завершения. Тогда явится последний из (приходивших в мир) Спасителей – Саошиант. Он доведёт до конечного совершенства дело очищения и преображения мира и уничтожит вполне, до последнего следа, результаты тёмной работы Ангро-Мапньшо (Аримана). Он изведёт все души грешников из ада, омоет и очистит их, так как его приход явится окончанием срока наказания грешников. Души праведных также предстанут перед Саошиантом – исполнен Рестахиз, то есть «воскресение мёртвых».
В каком смысле следует понять «воскресенье мёртвых»? Встанут ли они из могил, или их души вернуться в земной мир, или земной мир перейдёт на более высокий уровень существования?
«Почему та или иная душа вдруг закрывает себя для Господнего посещения и не хочет (или не может) продолжать быть проводником света?
Предшествовало ли падению человека падение ангелов, как учит Библия?
Содержится ли в маздеизме какой-либо намёк на идею первородного греха?
В каком смысле и как наиболее правильно нужно понимать символ пылающего на высоте огня – древний образ снисхождения духа в материю?»
Сможем ли мы найти ответы на эти вопросы в маздеизме?
Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 14)
Свидетельство о публикации №224060400349