О подлинности любви

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие…» (1Тим 1:5-6).

Назидание Тимофею апостол Павел начинает с самого главного – с любви. Цель и смысл всей пастырской заботы заключается в том, чтобы христиане любили друг друга. Это изливается из слов Спасителя о том, что главным признаком его учеников будет их любовь друг к другу.

В то же время и для апостола, и для нас очевидно, что люди обозначают словом «любовь» самые разные явления. И потому апостол Павел выделяет любовь, которая не только от чистого сердца, но и от чистой совести.

Христианская любовь ведёт к миру между людьми, к ощущению благодатного успокоения совести. Она не должна приводить к разладу, к несчастью, не должна быть жестокой, потребительской.

Но от чего зависит само свидетельство совести? И что посчитать за точку отсчёта? Какой источник, какое содержание положить в основу свидетельства совести?
Для апостола очевидно, что речь идёт о постоянных и глубоких, серьёзных личных отношениях с Богом, на основе которых можно жить нравственной жизнью и стремиться к подлинной любви.

Когда ты говоришь, что любишь Бога – в действительности это означает, что ты любишь проекцию собственного воображения, облачённую в тебе известные формы, которую ты называешь «Бог». Формы в большинстве случаев бывают религиозные, но могут быть и другие, от идолов до космологии…

А так как я со своим умом могу рассуждать либо логически, то бишь линейно, либо неминуемо ухожу в абстракцию, то в любом случае более реальное для моего разумения будет явление, именуемое «любовь».

Другими словами, познать Бога только умом не смогу никак – абсолютно. А вот любовь я хоть как-то могу осмыслить, хотя бы умозрительно, и даже давать ей умные определения на уровне всяких разных эмоций и переживаний.
Хотя, сентиментальность и эмоциональность не имеют ничего общего с любовью.
Любовь по сути своей не имеет ничего общего с наслаждением и желанием.
Любовь – не продукт мысли, мысль не способна культивировать любовь.
Любовь нельзя зафиксировать, удержать, любовь всегда активное состояние. Этимологически любовь – это, по сути, глагол, – действие.

Если по-настоящему любишь, будешь ли ты сравнивать, оценивать? Когда есть любовь, не надо увещевать ни о долге, ни об ответственности – они просто не нужны, они много «ниже», «слабее» любви.

Многие признают, что единение человечества жизненно важно и что любовь – единственный путь к этому. Но где она – любовь? Кто научит нас любить? Может ли какой-либо авторитет, какой-либо метод, какая-либо система побудить любить?

Невозможно «практиковать любовь», что-то тренировать, чтобы любить. Любовь не подчиняется. Практикуя какой-либо метод или систему для того, чтобы любить, вы можете стать более умным, более добрым, прийти к состоянию ненасилия, но всё это не имеет ничего общего с любовью.

В этом лживом и тупом мире критически мало любви, потому что любовь этому миру противоречит, она, как и совесть, мешает безответственному разврату и растлению.

И в то же время без любви повседневная жизнь человека, даже плохого, не наполняется, – а значит опустошается.

«Красоты не может быть, если нет любви. Красота не есть что-то, что мы наблюдаем. Это не прекрасное дерево, прекрасная картина, прекрасное здание или прекрасная женщина. Красота существует только тогда, когда ваше сердце и ум узнают, что такое любовь. Без любви и чувства красоты не существует добродетели, и вы отлично знаете – что бы вы ни предпринимали, улучшая общество, обеспечивая пищей бедных, вы создадите только ещё большее зло, так как без любви ваше сердце и ум уродливы и убоги. Но когда есть любовь и красота, всё, что бы вы ни делали, – правильно… Если вы знаете как любить, то можете делать всё, что хотите, потому что любовь разрешит все проблемы» – полагает Джидду Кришнамурти.

Итак, может ли человек прийти к любви сам? – нет и нет, потому как любовь есть почти абсолютное самозабвение, любовь не от времени, не от места, не от ума. У неё нет вчерашнего и нет завтрашнего, она выше человеческих мыслей.

Найти это удивительное состояние, которое человек в своих бесчисленных усилиях стремился приобрести через жертву, через поклонение, через взаимоотношения, через все формы удовольствия и страдания, ни у кого не получается.
Для этого вероятно надо выйти за пределы мышления, мысли и времени, а следовательно, и за пределы страдания, – в иное измерение, именуемое любовью.

Что, мы разве ничего не знаем о таком измерении?
Знаем, но признать не хотим. Что-то не даёт. И что не даёт, тоже знаем, но не можем исправить или устранить.
Почему не хотим и не можем? Да просто потому, что противится наша эгоистическая природа.

Ну и для тех, кто делает вид, что не знает, что это за измерение, где его найти. А знать или искать и не надо, нужно только обратиться в противоположную эгоизму сторону и увидеть: всё это только в Боге, Который и есть любовь, и Он есть единственный Источник любви.


Рецензии