Совесть Сергея Есенина
«Совесть неугасима в человеческой душе, - писал Б. Ширяев, - она тоже дар Божий... Глубоко грешный в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его».
Совесть побуждала поэта к покаянию. Это выразилось в его творчестве 1924 - 1925 гг., то есть последних лет жизни. Несмотря на ставшее классическим стихотворение того времени «Не жалею, не зову, не плачу», в котором он заявляет - «Не жаль мне лет, растраченных напрасно», общую тенденцию творчества Есенина можно назвать как исповедальность, покаяние, обозначенное другими строчками: «Годы, молодые с забубенной славой // Отравил я сам вас горькою отравой». О своейисповедальности поэт говорил писателю В. Рождественскому: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».
«Многие стихотворения этого периода,- пишет в книге «Сергей Есенин» есениновед, доктор филологических наукО.Е.Воронова, - проникнуты покаянными мотивами: «Так мало пройдено дорог, // Так много сделано ошибок»... осуждением себя за безчисленные уступки плотским страстям и соблазнам...»Не от этого ль тёмная сила // Приучила меня к вину...».
...Раздумья о собственном несовершенстве, раскаяние в слишком легком порой отношении к жизни и к своей миссии на земле составляют важный духовный стержень есенинского творчества этого времени».
На пути раскаяния Есенин, скорее всего, как евангельский блудный сын, вернулся бы в лоно Православной Церкви ибо, как сам признавался, «...сберёг все ощущенья детских лет», в которых было и частое посещение богослужений своего духовного наставника священника Иоанна Смирнова, и незабываемый колокольный звон, когда по праздникам он юнцом звонил на колокольне Казанской церкви.
В одном из воспоминаний Н.П. Калинкина говорится, как Сергей Есенин, встретив в Москве земляка, спрашивал: «Как там наша церковь? Здоров ли Иоанн Смирнов, его матушка? Как все, живы ли? Вспоминается мне, как мы поем в церковном хоре и как мелодично звучат наши детские голоса. Если бы сейчас услышать эти милые звуки! Иногда я их слышу... И тогда сердце мое переполняется радостью и вспоминается с неописуемой нежностью все, что видели мои детские глаза».
Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие небесное».
Через множество препятствий и искушений шел сберегший в себе детскую душу Сергей Есенин к Богу, однако его жизнь оборвалась слишком рано - в тридцать лет. Но в трагической смерти Сергея Александровича явно виден Божий Промысел, уготовавший поэту мученическую кончину, благодаря которой по утверждению святых отцов Православной церкви прощаются человеку его тяжкие грехи перед Господом.
Сергей Есенин в своих стихах часто писал о смерти. «Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил он.
Многие литературные критики в постоянном памятовании Есенина о смерти видели склонность поэта к депрессиям, считали, что это памятование отравляет его жизнь. Но так думать могут лишь невоцерковленные люди. «Помни о конце своем» - говорится в Евангелии.
Святитель Феофан Затворник Вышенский еще в конце ХIХ в. писал: «Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы мы больше помнили о смерти...»
В 1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
Пройдет всего семь лет, и вновь прозвучит пророчество о гибели Сергея Александровича, сказанное его близким другом, поэтом Николаем Клюевым: «Ты, обреченный на заклание за Россию... радуйся закланию своему...» - написал он в письме к Есенину. Сам поэт в последний год предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой...», - говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался поэту В. Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!»
Жизнь Сергея Александровича оборвалась в 1925 году в Ленинграде, куда он, по мнению практически всех авторитетных есениноведов, уехал не умирать, а работать. В первую очередь над изданием своего трехтомного «Собрания стихотворений», договор на выпуск которого был заключен им Государственным издательством 30 июня 1925 г. Это его очень радовало. «Представляете, мало у кого из поэтов России выходило при жизни собрание стихотворений. А у меня - выйдет!» - говоил Есенин друзьям.
В его планах была так же работа над созданием журнала, редактировать который он собирался лично. Этой работе помешало убийство Есенина свершившееся в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года.
Произведения, посвящённые Есенину читайте на сайте "Игорь Евсин. Стихи.ру"
Свидетельство о публикации №224060400543