Бдипч обсе исполняет политический заказ

Авторские права на изображение принадлежат
 http://www.cikrf.ru/news/cec/52336/

О том как проходили выборы в Белоруссии, я знаю из первых уст. Знаю точно, что даже представители многочисленных международных организаций, комментируя ситуацию непосредственно в ходе выборов, говорили одно и то же: все проходит в соответствии с Законом.
Однако противники Белоруссии, так называемые «правозащитники» всех мастей, на разные голоса пели о нарушениях, которых на самом деле не было.
Прокомментировать деятельность международных организаций на выборах в Белоруссии и на Украине я попросила Председателя Совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова.

Разговор записан 31 марта 2006 года. в 15.30.
Опубликован на Кремль.орг


- Игорь Борисович, только что прошли выборы в Белоруссии и на Украине. Какие проблемы выявились на прошедших выборах?

- Прошедшие выборы действительно высветили целый ряд проблем. Правда, скорее, это не столько даже проблемы самих наблюдателей, сколько организаторов выборов. Им приходится в непростых условиях, как говорится, сверять свои часы с требованиями ряда международных организаций по организации проведения выборов. Речь должна идти о том, какие все-таки требования мы можем принять, а что нас не совсем устраивает, в каком направлении развивать избирательные системы. Повод для таких размышлений у нас есть. При полном, фактически идеальном порядке, который был обеспечен и продемонстрирован избирательными органами Республики Беларусь, миссии ОБСЕ признали выборы не соответствующими нормам. Противоположный пример - выборы на Украине, когда на участках царил хаос, когда на территориях, где возможен был нежелательный результат, устанавливался определенный организационный ценз, чтобы ограничить доступ избирателей к избирательным урнам. Люди вынуждены были часами стоять в очередях чтобы проголосовать. Более того, многие избиратели не могли голосовать, потому что не находили свои настоящие фамилии в списке, а находили перевод, который не соответствовал записи в паспорте. И при этом, уже в понедельник, не дожидаясь даже окончательного подсчета голосов, международные миссии дали свое положительное заключение по ходу этих выборов. Причем априори заявили, что выборы не были сфальсифицированы. Такая поспешность о многом говорит, тем более что в течение трех последующих дней избирком так и не смог подвести окончательные итоги. Страны развивающихся демократий должны сверить свои часы, задать какое-то направление, решить, как быть с процедурами легитимации процессов голосования, выборных процессов, референдумов. Двойные стандарты международных организаций есть ни что иное, как исполнение политического заказа, и такие нормы не дают нормально развиваться демократическим структурам в странах постсоветского пространства.

- Может быть, пришло время дать объективную оценку деятельности самих миссий?

- Естественно. В рамках развития этого тезиса будут звучать и предложения по реорганизации миссии БДИПЧ ОБСЕ, международных миссий. Претензий с каждыми последующими выборами к этой организации все больше и больше. Кто, собственно, назначает эти миссии? Каким образом готовятся их итоговые заключения? Эти вопросы остаются без ответа со стороны официальных и неофициальных органов. На все наши запросы официальные органы отмалчиваются, а все руководители миссий говорят, что не имееют права комментировать те или иные действия миссии.

- Даже если они незаконны?

- А что значит - законны? У них просто нет на сегодняшний день никаких нормативных актов по руководству миссией. Единственный документ, который мне известен, он был опубликован и обнародован, это документ Парижского совещания 1990 года. Тогда страны-участники ОБСЕ приняли решение о создании Бюро по свободным выборам, но там о целях миссии говорит только одна фраза: что создается данное бюро для обмена информацией и корректировки действий. Это все. Никаких других документов, по крайней мере, обнародованных, которые можно найти в открытом доступе, я сегодня не знаю, хотя пытался их найти. То есть никто сегодня не может сказать, как работает это бюро, какие принципы лежат в основе его деятельности, какие цели преследует, какие методики и технологии использует, кто, в конце концов, принимает конечное решение и подписывает итоговые заключения. Даже я, как специалист, не могу получить ответы на свои вопросы.


Справка: Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ было создано в соответствии с решениями Парижской встречи на высшем уровне СБСЕ в 1990 году и базируется в Варшаве. Бюро представляет собой структуру, отвечающую за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению верховенства закона на пространстве ОБСЕ.


Рецензии