Формирование интеллектуальной культуры личности

Формирование интеллектуальной культуры личности: философско-психологический трактат. Часть 1

Содержание
глава 1. Процесс становления личности
глава 2. Культура личности как индивидуальная система
глава 3. Личность и интеллект
глава 4. Культура интеллектуального труда
глава 5. Формирование и эволюция интеллекта личности
глава 6. Формирование и эволюция культуры личности
глава 7. Психологическая компонента личности, культуры, интеллекта
глава 8. Самовоспитание и самообразование в 21веке от Р.Х.
глава 9. Мировоззрение - фундамент и опора личности
глава 10. Потенциал и границы интеллектуальных притязаний
глава 11. Межличностные отношения и социальная адаптация
глава 12. Творить себя или добро ?

Настоящая статья есть публикация вышеназванного философско-психологического трактата. Это, можно сказать, научная проза, но выраженная простым и доступным языком. Структура трактата состоит из 12 глав. Каждая глава включает 9 постулатов. Первая часть - 6 глав. Рассмотрены процессы становления личности, социализации, формирования и эволюции интеллекта и культуры личности как индивидуальной системы.

Введение

Так как данная вещь (текст) является весьма древним артефактом: размышлять над обозначенной темой я приступил в сентябре 1980 года, проживая в таежной эвенкийской деревушке Наканно – к этому времени относятся первые конспекты по работе с книгой, о поиске и анализе полезной информации и создании личностной системы познания, то вряд ли она достойна внимания продвинутых сисадминов, блогеров, селебов, хедлайнеров, мерчандайзеров и тинейджеров. Скорее, это текст для начинающих и продолжающих автодидактов (по старому – любителей самообразования и самообучения), для тех, кому интересно, как происходил процесс самообучения и самопознания в ушедшем (не так уж давно) XX веке.
1. Культура интеллекта, на первый взгляд, становится менее актуальной, чем умение стучать по клавиатуре и быть продвинутым пользователем сетевых и программных ресурсов.
2. Компьютерные технологии не отменяют широту кругозора и глубину поисковой мысли.
3. Личностью не рождаются (античная мудрость).

Глава 1. Процесс становления личности.

1. Индивидуум и личность.
1.1.1. Индивид (индивидуум) – единичное природное существо, представитель рода Homo Sapiens.
1.1.2. Индивидуум обладает целостностью психофизиологической организации, социально адаптирован и способен осознавать психосоциальные качества.
1.1.3. Личность – субъект социальных отношений, качественно новое образование, самоактивный субъект, способный сознательно формировать свои цели, осознавать смысл собственного бытия и значение самовоспитания.
1.2. Личностью не рождаются.
1.2.1. Любой психофизиологически нормальный индивидуум имеет шанс вырасти в полноценную личность. Но многие индивидуумы так и не становятся ярко выраженной и сознательной личностью. Как правило, это индивидуумы с низким уровнем социальных притязаний и не имеющие достаточного интеллектуального развития.
1.2.2. Личность – это высокая степень развития социально-психологических качеств индивидуума. Личность обладает ясно сформированным образом своего «Я», критическим самосознанием и наличием своего жизненного проекта, основанного на иерархии социальных ценностей.
1.2.3. Личность формируют социальная среда и социальные институты, развитые в данном обществе в конкретную историческую эпоху. Среда и институты закладывают фундамент личности. Полноценное становление личности – это сознательный выбор каждого конкретного индивидуума, принимающего на себя ответственность за более полное развитие своих социальных качеств, необходимых для полноценного становления личности.
1.3. Этапы социализации.
1.3.1. Социализация – процесс становления индивидуума и приобщения к культуре. Обучение, освоение норм поведения, принятых в конкретном обществе.
1.3.2. Социализация бывает первичной – формирование у ребенка всех качеств, необходимых нормальному человеку. В первую очередь, речи, мышления, сознания и самосознания и усвоение базовых норм и ценностей данного общества. Вторичная социализация – усвоение новых ролей, связанных с полноценной самостоятельной (взрослой) жизнью в обществе.
1.3.3. Некоторые специалисты по развитию человека утверждают, что процесс вторичной социализации может продолжаться всю сознательную жизнь человека, ибо возраст и новые социальные задачи постоянно требуют освоения новых социальных ролей либо отдельных свойств и качеств.

Глава 2. Культура личности как индивидуальная система.

2.1. Общая культура и культура личности.
2.1.1. Выделяют культуру материальную, духовную, массовую, элитарную и другие. В процессе социализации индивидуум осваивает набор норм, правил поведения, знаний и навыков, которые считаются общепринятыми в конкретной социальной среде, в конкретной ячейке общества. Этот минимальный социальный набор свойств и навыков мы условно называем общей культурой. Предполагается, что этим набором должен обладать каждый индивидуум конкретного общества.
2.1.2. Культурой личности мы называем систему культурных свойств, навыков и ориентаций, сознательного формируемую в процессе развития индивидуума до уровня ярко выраженной самости, основанной на осознании своих целей, мотивов и интересов, социально приемлемых в данном обществе. Культура личности характеризуется высоким уровнем сознательных предпочтений, отдельных социальных ролей и набором социально психологических качеств, выбираемых и развиваемых индивидом в процессе вторичной и продолжающейся социализации.
2.1.3. Культура каждой конкретной личности формируется сознательно в течение всей жизни и может обладать неповторимым сочетанием свойств, качеств, навыков, интересов и ценностей личности. Личность не просто механически усваивает эту совокупность качеств индивидуальной культуры. Она осмысленно и избирательно творит свою культуру и стремится достичь более высокого уровня развития.
2.2. Активность личности в формировании своего культурного поля.
2.2.1. Зрелый индивидуум, прошедший оптимальную социализацию и определенное обучение, как правило, становится активной личностью, самостоятельно принимающей решения по дальнейшему самообразованию (самообучению), ориентированному на достижение осознанных целей своей социальной деятельности. Одним из важных условий развития и самореализации потенциала личности является формирование культурного поля или культурного пространства личности, занимающейся созидательным самообучением.
2.2.2. Культурное поле (пространство) социально-активной личности включает в себя совокупность сознательных интересов, влечений и потребностей, обеспечивающих набор видов деятельности, ориентированных на оптимальное удовлетворение смыслов и ценностей личного бытия.
2.2.3. Культурное поле-пространство личности является своеобразным фундаментом для созидания и целенаправленного формирования индивидуальной системы социального и духовного развития личности.
2.3. Ценностные ориентации личности.
2.3.1. Индивидуум усваивает первичные ценностные ориентации в семье и в обществе в процессе социализации.
2.3.2. В процессе базовой (для данного общества) социализации у индивидуума формируется определенный набор или система ценностных ориентаций, которые имеют доминирующее значение в структуре деятельности и обнаруживаются в целях, идеалах и убеждениях, интересах данного индивидуума.
2.3.3. Ценностные ориентации личности служат ей ориентиром в повседневной социальной реальности, определяют её направленность и внутреннюю основу взаимоотношений с действительностью и отношений в социальных группах и сообществах, включая и межличностные отношения.

Глава 3. Личность и интеллект.

3.1. Строение и функции интеллекта.
3.1.1. «Интеллект – способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта» [2]. Или: «относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума»
3.1.2. В структуре интеллекта важную роль играют мышление, память, восприятие, внимание, наблюдательность, язык, речь и другие свойства психики, как природного, так и социального характера, функционирующие как единое целое.
3.1.3. Функции интеллекта проявляются в единстве с эмоционально-волевыми особенностями личности, позволяющими личности успешно адаптироваться в обществе и включаться в социально-культурную и познавательную деятельность.
3.2. Развитие интеллекта в процессе социализации.
3.2.1. «Социализация – процесс и результат освоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [1].
3.2.2. В процессе первичной социализации (обычно от 0 до 14 лет) происходит формирование базовых функций интеллекта: языка, речи, мышления, сознания и самосознания и усвоение базовых норм и ценностей. В процессе вторичной социализации (от 14 до 22 (и более) лет) происходит дальнейшее развитие интеллектуальных качеств и усвоение социальных, профессиональных ролей, ценностей и знаний. В дальнейшем – процесс социализации продолжается в течение всей жизни индивидуума (личности) либо стихийно, либо при сознательном управлении со стороны самой личности.
3.2.3. Как правило, успешная социализация в большей степени обеспечивает жизненный и творческий успех личности, чем природные задатки и одаренности. Именно качественная социализация формирует личность и её устойчивость в различных жизненных обстоятельствах.
3.3. Формирование интеллекта конкретной личности.
3.3.1. Одинаковых интеллектов не бывает. Каждый индивидуальный интеллект обладает неповторимым содержанием, опытом и особенностями строения и функционирования.
3.3.2. Наследственные и природные задатки имеют важное значение, но не стоит их переоценивать. Гибкость, социально-психологическая устойчивость, воля и целеустремленность позволяют компенсировать (в значительной степени) отсутствие уникальной природной одаренности.
3.3.3. Индивидуум, прошедший оптимальную социализацию, превращается в сознательную волевую личность. Такая личность способна «творить себя», т.е. осмысленно ставить цели и организовывать свою социальную, познавательную и творческую деятельность.

Глава 4. Культура интеллектуального труда.

4.1. Что такое интеллектуальный труд.
4.1.1. В последние 30-35 лет в российском обществе под влиянием западной идеологии и глобализации, произошла значительная девальвация понятия «труд». В основном за счет понятий «игра», «риск», «обогащение» и т.п. Любое дело – это прежде всего труд. Это концентрация усилий, физических и умственных, направленная на достижение поставленной перед собой цели.
4.1.2. Любой процесс целенаправленной деятельности человека есть в полном смысле (прежде всего) труд.
4.1.3. Трудолюбие – это важнейшая черта характера любой сознательно мыслящей и интеллектуально-ориентированной личности.
4.2. Роль интеллектуального труда в жизни личности.
4.2.1. Интеллект, прежде всего, это организация ума. Организованный ум способен лучше решать задачи и достигать поставленные цели.
4.2.2. Интеллектуальный труд – это продуманная система разумного и последовательного использования умственных усилий личности.
4.2.3. Как правило, интеллектуальный труд увеличивает продолжительность жизни и позволяет до самой старости сохранять ясный ум, бодрость духа и смысл повседневного бытия.
4.3. Процесс формирования индивидуальной культуры интеллектуального труда.
4.3.1. Как говорил выдающийся французский философ Ж.П. Сартр: «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает».
4.3.2. Обучение, воспитание и социализация – это изначальная забота общества и государства. После завершения базовой социализации, с возраста 15-17 лет, в процессе сознательного самовоспитания личности начинает формироваться индивидуальная культура интеллектуальной деятельности личности (естественно, что на основе предшествующей базовой или начальной культуры, формируемой общественными институтами: семья школа и др.).
4.3.3. Естественно, что вступая в период самовоспитания и самообразования, личность сама определяет набор навыков и занятий, которые впоследствии составят совокупность элементов индивидуальной культуры личности. На данном этапе социального индивидуального развития важное значение имеют осознанное и адекватное понимание выбора целей, ценностей и устремлений личности (или – выбора своего жизненного пути). Чем точнее будет совершен этот выбор (в соответствии со способностями и одаренностью каждого индивидуума), тем более удачной может быть самореализация личности.

Глава 5. Формирование и эволюция интеллекта личности.

5.1. Сознательное и стихийное формирование интеллекта.
5.1.1. Общество формирует интеллект индивидуума в процессе социализации посредством  социальных институтов и социализирующих программ и технологий. При всем разнообразии таких программ и технологий, в них заложен единый шаблон, ориентированный на формирование единого типа социально приемлемого для данной эпохи и данных общественных условий субъекта-индивидуума, наделенного (в итоге) совокупностью знаний, навыков и установок, обеспечивающих приемлемое для общества поведение.
5.1.2. Индивидуум в процессе своего развития и социализации осваивает программы социальной реальности либо спонтанно (стихийно), либо дорастает до уровня критически осмысленного выбора отдельных программ, технологий, знаний, навыков и иных социальных качеств, которые более соответствуют его природной одаренности и социальной устремленности.
5.1.3. Сознательное формирование определенных качеств индивидуального (личного) интеллекта требует значительно больше затрат психической энергии, чем стихийное формирование, основанное на принципе: нужно быть как все и ничем не выделяться из общей массы однородных индивидуумов. Сознательное формирование интеллекта личности предполагает принятие программы действий, ориентированной на мысленную (идеальную) модель или «Я-Концепцию». Здесь начинает доминировать осознанное правило: я хочу и я должен обладать вот такими качествами интеллекта, которых у меня пока нет, но я знаю, как их приобрести.
5.2. Самосознание и оценка интеллекта.
5.2.1. «Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [2]. Как правило, самооценка – это процесс, длящийся всю сознательную жизнь индивидуума, берущий начало после осознания себя как личности. Наиболее интенсивно протекает самооценка в начальный период становления личности или в период сознательного обретения своего «Я» и формирования идеальных представлений о самом себе (формирование «Я-Концепции»).
5.2.2. Один из важнейших элементов структуры самооценки – это оценка личностью качества и содержания собственного интеллекта. И здесь всегда важна максима древнегреческого философа Гераклита: «Многознание уму не научает». Или, как утверждал известный психолог У.Джеймс: «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания». Или, как говорил известный персонаж русской литературы Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное», а также «Зри в корень». Все вышеперечисленные афоризмы и максимы означают, что личность должна быть реалистична в оценке качеств собственного интеллекта и подходить избирательно и продуманно к формированию личной программы развития и совершенствования собственного индивидуального интеллекта.
5.2.3. Самосознание психологи часто определяют как «образ себя и отношения к себе», включая постоянное стремление к самосовершенствованию, что предполагает наличие постоянного процесса самоосмысления. Никто, кроме самой личности, не способен наиболее полно и глубоко определить её собственный интеллект и его потенциальные возможности. Но для осуществления такой реалистичной оценки, личность должна приобрести определенные знания и оптимальный алгоритм самокритичности, позволяющий «не заноситься в облака» и «не скатываться до самоуничижения». Оптимальный путь – это постоянное совершенствование креативной и критической самооценки – своеобразный мониторинг своих интеллектуальных и иных психологических качеств.
5.3. Эволюция индивидуального интеллекта.
5.3.1.  Три элементарных определения интеллекта.
5.3.1.1. «Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
5.3.1.2. «Интеллект – способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта» [2].
5.3.1.3. Интеллект индивидуума (личности) – это, прежде всего, способности и особенности индивидуальной памяти, мышления, восприятия, внимания и других психологических и социальных качеств. Общая способность личности по приобретению новых знаний и умений по использованию знаний.
5.3.2. Эволюция индивидуального интеллекта – это, прежде всего, эволюция социально-психологическая. Чаще её называют саморазвитием личности. Основой саморазвития является процесс самопознания. Самопознание – процесс более сложный, глубокий и продолжительный, чем самооценка. Помимо интроспекции он предполагает учет мнения других людей и анализ результатов своей деятельности.
5.3.3. Понятие «эволюции» позволяет самосознающей личности отслеживать траекторию саморазвития и качественной оптимизации индивидуального интеллекта, сотворяя неповторимую траекторию и синтез интеллектуальных и иных качеств личности.

Глава 6. Формирование и эволюция культуры личности.

6.1. Влияние культурной среды.
6.1.1. Влияние культурной среды можно объяснить простым примером: вырастить академика психофизиологии вероятней и надежней в семье академиков психофизиологии, чем в семье пастухов (примерно в 1000 раз вероятней).
6.1.2. Вне культурной среды мы можем вырастить только Маугли. Культурная среда – это система образования и воспитания, это материальные и духовные ценности общества, это совокупность навыков и ценностей конкретного человеческого общества, транслируемая из поколения в поколение. Естественно, что культурная среда бывает весьма различна: есть культура массовая и есть элитарная, есть всевозможные субкультуры, которые могут иметь и ярко выраженную антикультурную ориентацию.
6.1.3. Личность, прошедшая базовую социализацию и осознающая себя личностью получает возможность сознательно формировать собственную культурную среду, существенно отличающуюся от культурной среды, имеющей массовое распространение.
6.2. Субъективность культурных предпочтений.
6.2.1. При формировании индивидуальной культурной среды всегда происходит неповторимый процесс оценки культурно-средового многообразия и отбор из обилия вариантов, которое предлагает общество в виде всеобщей массовой культуры, каких-то особенных элементов культуры, которые по тем или иным признакам  важны для настоящего и будущего поля социальной деятельности конкретной личности. Но, помимо утилитарного и прагматического принципа, личность может руководствоваться чисто эстетическими и эмоционально психологическими критериями и соображениями. Формирование индивидуальной культурной среды – процесс, растянутый во времени и тесно связанный с самооценкой личности и с её социальными идеалами и устремлениями.
6.2.2. Формирование социальных и культурных идеалов – это, безусловно, процесс творческий, и в значительной степени происходящий внутри сознания личности. Хотя, вполне вероятно позитивное или негативное влияние со стороны ближайшего окружения и со стороны конкретной исторической эпохи.
6.2.3. Субъективность наших культурных предпочтений, можно сказать, это своеобразный культурный интеграл личности, базис творческого самовыражения и мотиватор процесса неугасаемого познания. Вопрос успеха эволюции интеллекта личности, кроме прочего, заключается в оптимальной пропорции субъективных культурных предпочтений и степени развития практической ориентации на творческую самореализацию. Личность слабо себя организаующая и слабо волевая – может раствориться в своих субъективных культурных предпочтениях и потерять из вида социально и ментально значимые цели.
6.3. Стихийная и сознательная эволюция культуры личности.
6.3.1. Стихийная эволюция культуры личности, как правило, не обладает серьезной глубиной и в большинстве случаев поверхностна и хаотична, т.е. не имеет обоснованного и продуманного алгоритма интересов, позволяющего создать культурный интеграл личности.
6.3.2. Сознательная и целенаправленная (управляемая личностью) эволюция позволяет продуманно и критически рационально подходить к формированию личностью культурного интеграла, путем тщательного подбора культурных компонентов и увлечений, а также подбора соответствующих технологий освоения культурных компонентов в сочетании с прагматическими,  эстетическими и иными ценностными критериями.
6.3.3. Эволюция культуры личности – это процесс, длящийся всю сознательную жизнь. Он тесно сочетается с процессами самооценки, самообразования и самоконтроля. В определенный момент развития он тесно сливается с процессом духовного саморазвития и социально-духовной самореализации личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин . -Минск: Харвест, 1998.
2.Словарь социально-гуманитарных терминов. Под ред. Айзенштадт А. Л.. М.: Тесей. 1999. 320 с.

Опубликовано: Винобер А.В. Формирование интеллектуальной культуры личности: философско-психологический трактат. Часть 1 // Вестник Института развития ноосферы. 2023. 2(19). С. 47-59.


Рецензии