Современный Человек

Капитализм ужасен тем, что рассматривает человека как рабочую силу.  То есть его ценность, как личности, лишь в том, что он может работать и приносить кому-то прибыль. Больше ничего от него не нужно. И больше ничего он для себя ждать не может, кроме предоставления ему возможности работать.

А Государство опасно тем, что, взяв на себя благородную миссию организацию человеческой жизни, зачастую ставит себя уже выше человека. Заставляет его самого себе служить. Наплевав уже на его желания и свободную волю.

Короче, ценность человека заключается лишь в том, что он выполняет определённую функцию в системе общественного производства и может потенциально быть использованным государством в его целях.

Любопытно, что в Средние века, которые сейчас справедливо называют тёмными, такое бытие человека показалось бы очень странным. Бытие человека тогда рассматривалось как подготовка к жизни небесной. А его жизненной задачей было не получение как можно большего количества удовольствий, а спасение души.

Помню, в своё время я с удивлением узнал, что и английский короли, и русские монархи полагали себя ответчиками перед Господом за своих подданных. За их благосостояние и душевное здоровье. А английский король имел неофициальный титул защитника бедных и сирых. Он вменял в обязанность каждой английской общине заботиться о больных, бедных, и престарелых своих членах.

И даже если на практике эти принципы постоянно нарушались, сама их декларация говорит о многом. Ситуация кардинально меняется только в Новое Время. Когда возобладал подход, который существует и поныне.

В общем тут в уме всплывает старый анекдот. Прихожанин приходит в священнику и спрашивает:
-  "Батюшка, а я правильно живу?"
-  "Правильно, сын мой". И подумав,  добавляет. "Но зря".

То же самое и здесь.

- "А я правильно живу?"
-  " Правильно. Ты же работаешь и выполняешь все установления государства. Но тоже возможно, что, по большому счёту, зря".

Надеюсь, то, что я написал, не прозвучало слишком пафосно упрощённо.


Рецензии
Когда вопрос ставится упрощенно, он становится особенно понятен.
И это хорошо. Но...
Декларативный гуманизм звучал не только в Средневековье. В клинописях шумерских лугалей можно прочесть слова о том, что необходимо помогать вдовам и сиротам.
Во все времена люди соглашались с тем, что необходима справедливость. И никогда её не было. Потому что всегда люди были разными, и никогда сильный не стремился сделать слабого равным себе.
Только когда, не декларативно, а действительно, будет изменена шкала социальных ценностей, и на первом месте будет человек, а не различные производные его деятельности, тогда жизнь государства и человека будут "не зря".

С уважением

Александр Гаврилов 7   05.06.2024 23:43     Заявить о нарушении
Саша, полностью с вами согласен. Поэтому и написал этот текстик.

Про клинописи не знал. Это интересно. Попробую найти больше информации.

Конечно, в основе всего должна лежать нравственность. Сейчас я уже думаю, что носителем этой нравственности должно быть в первую голову государство.

В гражданское общество больше я не верю.

Короткий Геннадий   07.06.2024 04:15   Заявить о нарушении
Тоже согласен.
Гражданское общество, как общность людей внутри государства, но противостоящее государству, хотя бы и по отдельным вопросам, при сегодняшнем уровне человека и государства невозможно. Похоже на ленинское: "анархизм - это социализм дураков":
всё правильно, но уровень не позволяет.
Конечно, общество формирует человека, а уровень нравственности общества,сегодня, как никогда, определяет государство. Правда, нравственного государства тоже никогда не было.
Но, может быть, будет? Ведь потребность в этом есть.

С уважением

Александр Гаврилов 7   07.06.2024 17:31   Заявить о нарушении