Авары-обры и мнг. avar, avargalax

Pre-Para-Mongolic Studies

Авары (обры) сами о своём этнониме


AVAR - dialectal Mongolian "irresistible" (eng.), "unwiderstehlich (germ.). Synonimes: "powerful", "overpowering", "overwhelming" etc. Khalkha Mongol. AVARGUUD, AVARGAS "giants, titans", but dialectal AVARUUD "irrestible" (people, geographical places, defensive structures etc.). APAR/ABAR - political union in Greater Khorasan.




В наших статьях собран достаточно полный материал об этнониме "авар". Нигде, ни у одного автора вы не найдёте столь тщательно отсортированного и объёмного аварского досье. Ни в одном печатном, а равно медийном источнике подобного аварского сборника нет. До нас ни один автор не задействовал столь объёмные масштабы поисков. Мы создали без малого целую энциклопедию, в которой собрано от и до. Пришло время её окончательно отсортировать, добавив ещё одно значение, которое нами раннее не привлекалось и захлопнуть наше досье с осознанием добросовестно выполненной работы.

В фокусе данной статьи узкая тема, за рамки, которой мы попытаемся всё же не выходить, это - "обры-хаганиды" * Аварского каганата.

Сразу предупредим читателя, что в данном случае у нас на первом плане исключительно парамонголы и всё парамонгольское. В том случае когда есть возможность заметить в том или ином языке от кавказских ауаров, иранцев и пр. до герм. племён и византийцев, мы остановимся и обратим внимание где и в чём прослеживается совпадение. Всякого рода "апарты", "апариты", "апарны" нас не интересуют - этой теме мы достаточно много уделили внимания в предыдущих статьях. Подчёркиваем, что в данной статье речь идёт только об аварах-вархонитах ( обрах), перешедших Волгу в 558 г.


До сих пор наиболее полное совпадение с этнонимом AVAR мы находили в языке митаннийских ариев Месопотамии - AVARPARNU - 8 в. до н.э. и среднепересидском ( пехлеви)  ABAR, АBARAG, ABARGAR. Таким образом, по качеству совпадения на первом месте был Иран - провинция Хорасан.

Второе место занимал Монгольский мир. Здесь до сих пор нас смущали две проблемы, две трудности.

1. На фреске в Афрасиабе рмеется надпись: "И сказал царь Авархуман ( вариант - "Уархуман)..." Второй компонент явно монгольский - "хоьмуьн/хуьмуьн" - "человек". То есть надпись гласит: "И сказал Авар-человек". Кому-то значение этого термина в ту эпоху было известно, но нам нет.

2. В монг. языках до сих пор нами не было обнаружено конкретного AVAR,мы знали лишь AVARGA/AVRAGA/ABARGA, где "г" везде фрикатив.

В настоящее время нами этот термин обнаружен. Он диалектный монгольский и записан в словаре как AVAR. Значение - НЕПРЕОДОЛИМЫЙ. На этом всё, никаких дальнейших примеров употребления этого слова в монгольских языках нет.

Это обстоятельство даёт право при разъяснении семантики этнонима в первую очередь обращаться к этому значению с указанием, что данное слово принадлежит к монг. диалектной лексике.

В первую очередь данный монг. диалектизм сопоставим с горско-ауарским "авара" - "препятствие, помеха". Сразу за ауарским идёт пехлевийское обозначение этнонима APAR/ABAR арамейской идеограммой QDM "передний, передовой" ( т.е. "выставленный вперёд", "авангард"). Обычно историки и филологи с улыбкой воспринимают такое значение как отражение парфянского самомнения, так как правильным считается "верхний, верховный, supreme, superior". Но при анализе данного индоевропейского корня (др.-инд. upare "верхний"), например, в древневерхненемецком, выясняется, что "верхний, верховный" в одном и том же языке может иметь значение не только вытянутость по "вертикали", но и по  "горизантали". Так что улыбочки неуместны.

Получив информацию о том, что монг. диал. AVAR "непреодолимый", рассмотрим теперь о какое значение этнонима подсказывают детали средневековых европейских хроник, русских летописей и заявлений самих аваров.

1. Значение "непреодолимый" обнаруживается из контекста речи аварского посла в Константинополе. Аварский посол огласил, что они "наилучшие, наисильнейшие", "отбросят любого врага" и пр. Далее хронист подверждает - "да, народ авар в Скифии таким считается". Точность цитаты здесь не требуется - примерно так записано - "наипервейшие". Значение "непреодолимый" имеет отношение к "непревзойдённый, неодолимый".

Если AVAR - это, предположим, горная местность, то значит там не пройти, не преодолеть данное пространство и т.п., если народ с таким этнонимом, значит его не одолеть, не осилить. Категория понятий со значением "непреодолимая сила" - это в том числе всякого рода ураганы, наводнения и прочие стихийные бедствия.

В халха-монг. мы видим связь с глаголом АВАРГАЛАХ "первенствовать, превосходить силой, умением". Заявление аварского посла служит как бы иллюстрацией к семантике этнонима AVAR - "непреодолимость, первенство, превосходство". Здесь достаточно вспомнить и нежелание самозваннога кагана тюркютов признавать бежавших на запад жужаней "аварами". Ведь получалось так, что "непреодолимые, первенствующие" по-сути плюют на тюркютов ( древних тюрков) и считают себя выше их. Далее лживый самозванец в беседе с согдийским переводчиком пытается убедить, что часть их якобы "осталась в нашем услужении", "стали нашими рабами". Далее, от его показушного "незнания" кто такие авары не остаётся и следа, так он их обзывает "насекомыми", т.е. использует прозвище "жужаней".

Если мы взглянем на английские синонимы значения irrestible, то выянеися, что это мнг. AVARGA/ABRAGA.

Этот термин в мнг. языках обслуживает значения " титан, исполин, колосс, гений, чемпион". Если он употребляется по отношению к рыбе, то здесь фигурируют только две из них - "акула" и "белуга". В значение "аварга" может быть включён целый спектр понятий в мнг. языках от "египетских пирамид" до "варанов", "питонов" и ископаемых "динозавров". Avarga/avraga/abarga у монголов - это всё что порожает воображение своими размерами, силой, мощью, способностями. Как в своё время точно подметил Хауссиг : "авары - не люди, а класс мифических  существ со сверхестественными  способностями". Напомним, что одна из зимних ставок Чинчисхана известна под названием Avarga.

Славянское "Быша бо обре телом велици, а умом горди" подтверждает вышеприведённый семантический анализ. Когда историки пишут, что в памяти ряда славянских народов средневековые авары отложились в образе "великанов" и приводят данные чешского, словацкого языков, где присутствует OBR/OBRIE, то это на самом деле и есть одно из значений мнг. abarga/avarga/avraga. Никакой тайны для славян в этом этническом термине не было. "Обрин" в ед. и "обры" во мн. числе и есть собственно славянское, в том числе русское, украинское, белорусское  их наименование. Правда, в "Слове о Полку Игореве" упоминаются уже "шеломы оварьские", так как "обры" уже однажды померли: "И потреби их Бог и помороша и не остася ни един обрин". Здесь филологи путаются в загадках - "а это ещё кто такие?" Нельзя исключить, что "шеломы оварьские" как раз и содержит ту самую основу, сохранившуюся в монг. диал. лексике "непреодолимые".

Поэтому нет ровным счётом никаких причин именовать кавказских ауаров "аварцами", потому что они не "аварцы". В самом ауарском языке они avaral и ma'arulal, а "аварцы" - продукт канцелярии колониальной администрации, при чём запущенной в оборот в советскую эпоху. В самом ауарском есть "авар халкъ", "авар театр", "авар словарь", русский суффикс "-цы" здесь неуместен. Обратите внимание как избирательно он употребляется в русском языке: "осетины", "грузины", "армяне", но "чеченцы", "азербайджанцы", "кабардинцы" и т.п. Это указывает на непризнание за ними этнической составляющей, они лишь "жители территории".

Рассказ о реальных аварах в форме притчи о божественном наказании за спесь и высокомерие представляет дошедшую до нас первую древнерусскую поговорку -"погибоша аки обре" ("ибо нет им ни следа, ни наследка"). Согласно русскоязычной Википедии: "В античной традиции хюбрис — излишне самоуверенное поведение лидера, которое боги рассматривают вызовом себе. Как считали древние греки, такое поведение предшествует и, как правило, приводит к перипетии — внезапному исчезновению удачи и в дальнейшем к божественному возмездию — немезис". Здесь однако присутствует неточность - в древнегреческом - hybris, а "хюбрис" с начальным "х" нет вообще. Да и выделение "лидера", а не просто каких-то заносчивых героев повествования - также не соответствует действительности. Авторы правок просто приписали древнегреческим представлениям какую-то отсебятину. В тезаурусе ираниста Бартоломэ древнегреческое hybris совпадает по значению со среднеперсидским ( пехлеви) ABAR MENISHN "высокомерие". В древнегреческом эпохи Гомера есть также o:brimos "сильный, могучий, огромный", o:brikala "щенки, детёныши зверей". Есть ли здесь какая-нибудь связь с обрами? Нет, конечно. Просто фонетически и семантически  похожее с мнг. АВАРГУУД "великаны, гиганты, титаны" существовало и до аваров-обров в некоторых языках Европы, ср. гот. abrs "сильный, могучий" и т.п. Дать сколько-нибудь уверенную этимологию древнегреческому obri-, готскому abrs лингвисты не в состоянии, есть лишь предположения со знаком вопроса. Поэтому мы не станем обсуждать то, что самим индоевропеистам не достаточно понятно - откуда это и почему? Факт, что кое-что подобное сохранялось в ряде языков и затем это "приклеили" к азиатской орде, ворвавшейся в Паннонию и на Балканы. Интересно однако, что "великанство" "татаро-монголам", например, народной молвой не приписывалось, хотя те были явно "круче" всех предыдущих. "Исполинские хищники" Европы - только "гунны" в немецком, также "угры (мадьяры)" и "обры-авары" в других языках. В конкретно русском "великанством" отмечено одно лишь иранское племя "спалы" - "исполин", но никто из среды как тюркских, угорских,  так и монгольских племён.

Сами авары не видели какого-то божьего промысла  в собственной гибели из за их высокомерия и разбоя, для них их трагедия была закономернной ввиду "братания с ворами", корумпированности лиц, ответственных за судебные решения, внутренний раздрай, расслоение общества на почве имущественного неравенства и возросший уровень числа любителей горячительных напитков. Напомним однако, что собственно парамонгольские авары - историк Гумилёв Л.Н. их считал без должной аргументации иранским племенем "Хийаона"- составляли лишь цементирующую верхушку каганата. До форсирования Волги в 558 г. и рагрома ими савиров в Дагъестане они вообще не были кому-либо известны в роли успешных  завоевателей. Тем не менее, прикаспийских савиров их имя сильно напугало и обратило в бегство. На тот хронологический отрезок времени, "апары/абары" - политический союз в Большом Хорасане. Византийские источники объясняют имевшую место панику тем, что "когда савиры увидели лишь часть племени Вар и Хуни..." Как раз эта часть должна была носить косы с вплетёнными лентами, чем в дальнейшем аварские послы ошарашили собравшихся византийцев в зале аудиенций византийского императора. Там давно такую варварскую экзотику не видели. Ещё одними запоминающимися деталями их облачения должны были быть роскошные кожанные пояса и бахрома на одежде наподобие облачения североамериканских индейцев. Подобные свисающие кисти, как известно, вошли в моду и у ковбоев.

Племя Вар и Хуни византийских авторов имеет следующее происхождение:

1. Согдийское Уархон означало "авары". В монг. языках до сих пор к этнонимам добавляется "хюн" ( "человек, народ").

2. На территории Сев. Кавказа, в том числе Дагъестане, "хоны" были известны ещё до появления аваров. Не трудно предположить, что бежавшие на запад авары (уархон) нуждались в первую очередь в пополнении своих рядов лояльными к ним всадниками и всем тем, что обычно требуется для преодоления больших пространств. На Сев. Кавказе авары задержались не больше года. После возвращения посольства из Константинополя они вновь тронулись в путь. И на этот раз их уже было больше. Они, собственно говоря, потому и свернули на Сев. Кавказ, потому что сил было недостаточно.

Вся ситуация с аварами, выражаясь современным языком и не без доли юмора, напоминает криминальные "разборки", в результате которых часть прежней группировки раскалывается на "правильных", обвиняющей всех остальных в том, что они "сучня" и "нечисть", а затем атаковав ненавистную "сучью кодлу" заточками и штырями, уходит от дальнейших боестолкновений, будучи возглавляемой признаваемым ими "вором в законе" - "каганом". Далее, уходя  численностью в 20 тыс. семей всё дальше и дальше на запад Аварская орда "непреодолимых", обрастает примкнувшими к ним "бродягами", согласных встать под знамена истинного "кагана". Местных же напуганных савиров Прикаспийского Дагъестана "непреодолимые" за своих не приняли, расценив их как сомнительный "сучий контингент". Последние к тому времени, будучи врагами Сасанидского Ирана и союзниками Византии, сочли благоразумным бежать в Ширван. Предположительно, именно от савирских погромов аварам достался - золотой кувшин - как предпологают венгерские специалисты- кубачинской работы, который ныне хранится в будапештском музее **.

6. Juni 2024. Donnerstag



* Данный термин принадлежит не нам, а немецкому историку Вальтеру Полю. Он же называет Аварский каганат - "вертикальной конфедерацией" ( т.е. мнг. "холбоо") и предпологает, что авары при удачном стечении обстоятельств могли попытаться растянуть границы вплоть до Северо-Восточного Кавказа включительно.

** Венгерский археолог Иштван Эрдейи подметил сходство археологических культур Дагъестана и раннеаварского периода в Венгрии. С целью проведения археологических раскопок Иштван Эрдейи прибыл в 70-х года в Махачкалу, но никакими поисками аварского наследия местные власти ему заняться не разрешили.
      


Рецензии