2. 2. Антикварные часы. Опасный вояж

     Глава 2. 2. Важная встреча

     У часовой башни мадам Юварт-Крыскину ожидал пожилой мужчина, к которому она с искренней радостью по-турецки обратилась:
     - Али-бей, Махмет оглы Бигакчи Севаи! Как мы давно не виделись, ты совсем не изменился! И протянула ему руку. (Деловой этикет в Турции требует, чтобы женщина первая приветствовала мужчину, протягивая ему руку, а мужчина первым может брать за руку только своих женщин: мать, сестёр, жён, иначе будет воспринято по-другому.). Он ответил ей пожатием рук, и бесконечным количеством похвалы и комплиментов.
 
      В ресторане они немного поспорили о том. кто будет оплачивать ужин, мадам Юварт сразу заявила, что она является организатором встречи, поэтому это её обязанность. Махмет стал возмущаться, и потребовал не обсуждать эту тему, если бы он заранее знал о её приезде, то, конечно, «деловой ужин» был бы по его инициативе.

      Махмет смотрел на Юварт влюбленным взглядом, как будто перед ним сидела молоденькая, очень красивая и стеснительная девушка, которая говорила на французском и немного по-турецки. И не прошло каких-то двадцать лет с их последней встречи. Он произнёс:
      - Хвала Аллаху, Творцу Небес и Земли! Воистину Аллах может всё, он послал мне сегодня тебя за дела мои праведные! Джибраиль - ты мой ангел с четырьмя крыльями. Сегодня солнце светит ярче и птицы громче поют в Эдемском саду! Я каждый день Юварт молюсь за тебя, прошу Аллаха Всемогущего, Господа Великого Трона защитить тебя и всех твоих близких от беды и всяких болезней, чтобы в твоих, лучезарных глазах никогда не было бы слёз! Альхамдулилях!
    
      Мадам Юварт ответила:
      - Махмет, спасибо, благодарю тебя за нашу дружбу, но не надо столько сладких слов, а то я, и вправду, смущаться начну! А помнишь, как мы сидели в этом же ресторане много-много лет тому назад, конечно, я еще в здравом уме и помню точную дату, но уточнять не буду, чтобы не думать о прошедшем времени.

      Она заказала закуску - мезе из артишока, стручковой фасоли, абельмоша, шпината, водорослей, и каких-то ещё трав, в качестве основного блюда - гювеч из креветок и сухое розовое вино типа прованского, а на десерт – мороженное 
Махмет сказал, что поддержит выбор мезе, но вместо морепродуктов, он за более традиционное турецкое блюдо – искендер кебаб из ягненка и красное вино Пти Вердо, а десерт такой же, мороженное.
      
      И, обратившись к мадам Юварт, продолжил разговор:
     - Как забыть? Мы тогда обсуждали наш первый успех, нашу первую совместную выставку в Париже. Забыть, да моя жизнь тогда разделилась на две части: «до» и «после» этой выставки. Ты – не только мой коллега, учитель, нет, ты – больше для меня. И тогда я попросил тебя стать моей женой, но ты отказала, сказав, что у нас у каждого должна быть в жизни своя дорога.

      Мадам подняла бокал вина и произнесла?
       - За нашу многолетнюю дружбу!  И правильно, чтоя тогда  отказала, потому что я не хотела, чтобы у тебя потом появилась бы была вторая, третья жена… Можешь не возражать, это я шучу, но правда в том, что мы слишком разные и твои взгляды на роль жены в семье весьма традиционные, а я получила светское, французское образование, и главным для меня всю жизнь были: искусство и работа. Деловые и семейные отношения между мужчиной и женщиной  - не надо их путать, они несовместимы, кому-то нужно быть всегда главнее, а другому подчиняться.

      Махмет задумался, как будто вспоминал свои прожитые годы, и сказал:
      - Мадам Юварт! Моё предложение остается в силе, я готов подтвердить опять свои слова, сказанные много лет назад, они и сегодня действительны.

     Мадам и вправду засмущалась:
     - Ах ты, «старый лис», опять пытаешься воспользоваться ситуацией. Ты недавно стал вдовцом. Да позволит Всевышний Аллах тебе стойко перенести утрату. Сочувствую тебе и твоим детям и многочисленным внукам.   

      Махмет ответил:
     - Благодарю за поддержку. Поистине, мы принадлежим Богу, и мы к Нему вернёмся. Вспомним мою добрую Фатму.
Они немного помолчали. Каждый вспомнил о своих близких и дорогих утратах. Мадам
      
      Юварт спросила:
      - Ты же помнишь моего дедушку и отца?  Я хочу восстановить справедливость, надеюсь, что ты мне поможешь. Посмотри на фотографии – это мужские карманные часы, предположительно, Франция, конец 18 века. Но сегодня на антикварном рынке ходит несколько подделок, датированных разными временными датами, от начала 19 века и до конца 19 века, и даже кто-то выполнил по заказу в середине 20 века. Меня интересует все об этих ювелирных часов, может быть кто-то из турецких мастеров реставрировал, или выполнял копию, или изготавливал только шатлене? Есть сведения, что руку приложил мастер из Турции. Поэтому, ты, как один из самых известных и опытных турецких ювелиров должен знать того, кто мог выполнить такую сложнейшую работу. Ты понимаешь, что не любой мастер возьмется за такую работу. В общем мне интересно всё, что ты узнаешь об этих старинных мужских часах. Я тебе передаю несколько фотографий одного изделия в разных ракурсах.

      Глаза Махмета «загорелись», его тоже заинтересовалась эта ситуация, кто же из турецких ювелиров причастен к таким серьёзным заказам? И высказал предположение:
       - Нет, из современных мастеров вряд ли кто-то найдется на такую работу, это только из старшего поколения, может быть, уже и в живых то нет.  У меня ещё жив отец, ты же знаешь, он тоже был ювелирным мастером, возможно, он что-нибудь знает об этом. Понятно, что эта работа стоит очень огромных денег, но не все возьмутся, ведь за это время гораздо проще изготовить килограммы колец, подвесок, сережек и заработать больше.  Хорошо, мне даже самому стало интересно узнать и разобраться с этими антикварными подделками, а, где хранится или у кого в коллекции находится сам оригинал?

     Юварт ответила, что в музейных экспозициях, фондах и официальных антикварных площадках это изделие нигде не значится, поэтому эти часы, скорее всего находятся в закрытой частной коллекции, либо где-то гуляет на черном рынке.

     Махмет быстро убрал со стола фотографии, на всякий случай, подальше от любопытных взглядов. Он почувствовал, что за мадам Юварт наблюдают какие-то подозрительные личности, которые по внешнему виду и поведению не выглядят туристами, и тем более, местными жителями.   
     - Посмотри, у двери сидит интересный тип в черных солнечных очках вечером в ресторане, который пытается играть отдыхающего. А недалеко от нас сидит мужчина, который уже несколько раз прошел рядом с нашим столом, то  к бару пошел, то по нужде, то курить вышел. Так что, за тобой наблюдают.

      Мадам спокойно ответила:
      -  Не моя личность их интересует, они думают, что я выеду их на это антикварное изделие. Возможно, с ним связаны какие-то серьёзные преступления. Поэтому, запомни в голове и сразу же забудь, что я тебе рассказала, и первые дни ничего не делай, я думаю, что за тобой тоже будут следить. Да, ещё хочу сказать, что я заплачу, компенсирую тебе расходы, связанные с поисками фактов, авторов, заказчиков этого изделия.
    
       - Перестань, не позорь мои седины и глубокие морщины, даже и не думай о материальных расходах. Я по-старому буду называть тебя «Юля», можно?

       - Да, конечно, мне приятно, никто и давно меня так не называл. Теперь я продолжу, хотелось бы обсудить другое деловое предложение, а именно, я предлагаю сделать нам выставку, наподобие первой, но называть последней, мне не хочется, поэтому назовем новую экспозицию «Очередная». Но предлагаю провести её не в Париже, а в Объединенных Арабских Эмиратах. Я разработала концепцию и сделала эскизы. Зная тебя, как профессионала, я соглашаюсь с твоими изменениями и дополнениями. Организация этой выставки имеет несколько целей, во-первых, это будет наша совместная публичная деятельность, которая нужна для того, чтобы мы встречались, общались легально и сбить с толку этих наблюдателей за нами. Во-вторых, я знаю, что поиски этих антикварных часов потребует огромных денег, может быть, придется выкупать на аукционе или у какого-то частного лица, поэтому, единственная возможность заработать – это перевод нашей компании «Юварт и К» на новый уровень, заявить создание очень интересной, оригинальной, качественной, уникальной, художественной,  ювелирной продукции для элитной публики. Да, деньги потребуются на рекламу с хорошим маркетингом, что позволит нам продавать по высоким ценам.  Как тебе эта идея?

      Махмет задумчиво молчал, потом ответил?
      - Заманчиво, но опасно, а вдруг не справимся? Время изменилось, столько конкурентов сейчас работает на ювелирном рынке. Что сейчас творят мастера из Индии, а невероятно изысканный дизайн итальянских фирм. Страшно как-то. Но то, что мы скатились к массовке и нам давно нужно менять имидж – это точно. Хорошо, давай начнём, а там видно будет.

      Мадам ответила:
      - А, что нам бояться? У нас второй жизни не будет, так, может быть достойно завершим нашу творческую деятельность? Если была первая выставка, то обязательно должна быть вторая и последующие, нам давно «пора» было сделать очередную выставку, итак, затянули. Мы, не первый день работаем в этом ювелирном мире, нас и нашу компанию «Юварт и К» знают, у нас есть имя, качество и художественный вкус изделий и стабильность поставок.
      Твоя задача - срочная найти молодых и талантливых мастеров, а также нужно привлечь специалистов из других стран, например, передать обработку камней в Индию или Китай, а работы с серебром сегодня хорошо работают в Таиланде, южно-американские индейцы. Экспозицию представим на моделях. А почему Дубай? Это место отдыха богатых людей, большое количество туристов среднего и выше среднего класса, там хорошо работает охрана и полиция.
       Деньги на организацию выставки я найду, я тебе перечислю. Придется найти компаньонов, спонсоров, инвесторов, страховщиков. Детали мы обсудим потом, эскизы и материалы я передам в гостинице. Постучи по дереву на удачу, не переживай, больше уверенности, «Не боги горшки обжигают».

      Махмет предложил поднять бокалы за предстоящую работу, что означало его согласие. Они еще немного вспомнили свою первую выставку, как сложно проходила подготовка, сколько сил они вложили, как сложно было удержаться, несколько лет на этом ювелирном рынке.

       Мадам Крыскина поинтересовалась, не сохранились ли у него некоторые изделий с той, парижской выставки:
       - Я могла бы их выставить на аукционе, они уже сегодня стали антиквариатом. Думаю, что музейные коллекции с удовольствием приобрели и выставили эти художественные изделия, как историю развития ювелирного европейского искусства середины 20 века.

     Перед уходом она попросила официанта принести ей отварную рыбу в упаковке на вынос. В гостинице Юварт поблагодарила и рассчиталась с горничной за охрану ее кота по имени Цин, она познакомила с ним Махмета с  и попросила покормить её любимца принесенной рыбкой. При этом она весьма серьёзно обратилась к своему верному другу:
     - Махмет, я только тебе доверяю моего любимого кота, ему более 10 лет, если со мной что случится, ты, я надеюсь, станешь ему другом и сможешь достойно проводить его по радуге в другой мир. А теперь, прощай, я уеду в Стамбул, там дальше будет видно, я найду тебя, больше нам вместе «светится» не нужно.

     - Гюле гюле – до свидания!
    
     - Хошча кал – счастливо оставаться!

      (Продолжение следует)


Рецензии