Прощание на Андерсвале

     Друзья!

   Кончается праздник моей очень долгой жизни.

   Спасибо всем, кого занимали мои сомнения и ирония.

   пусть фонтан ваших жизней не ослабевает!

   Со мной можно попрощаться несколькими способами:

   Первое прощание:
 
   «Андерсвал» – это голландский русскоязычный
   сайт для любых пишущих эмигрантов. Если открыть его,
   то в правом верхнем углу можно увидеть отсылку на старую
   редакцию, где можно просчитать около миллиона моих читателей.

   Второе прощание:

   Сайт «Проза. ру». На этом сайте около 700 моих миниатюр.
   Будет кому и что вспомнить.

   Третье прощание

   Фейсбук:. Здесь опубликованы мои работы, в основном,
   последнего времени.

   Четвёртое прощание:

   Изданные книги.
   Первая была издана в Днепропетровске, вторая в Западной Двине,
   третья и четвёртая – в Москве. Причём, последняя вышла шесть
   лет назад в издательстве «Торус-Пресс» с обязательством продажи
   её в трёх главных книжных магазинах Москвы: на Тверской,
   на Арбате  и в «Библио – Глобусе» на Лубянке, что и было  выполнено.

   Пятое прощание:

   Сайт «Художественное чтение. Светлана Сурина».
   Здесь вы найдёте 20-25 видео миниатюр Светланы Суриной.


   ЭТУ МУЗЫКУ НАДО СМОТРЕТЬ...

   Он   не просто садится к роялю,  а приступает к Трапезе:
 нежно окунает пальцы в клавиши,  поёживаясь от их прохлады.

   Так возлагают руки на Библию.
   Так гладят любимых.
   Так оглаживают круп лошади,  поощряя её к галопу.

   Пальцы…Они непомерно велики.  Вчетверо дольше клавиш.
   
    Кажется,  что они накрывают даже струны и вынимают звук
прямо из-под крышки рояля.

   Он не опускает руки,  а наоборот  --  слегка приподнимает их,
 неохотно расставаясь с прикосновением,  как будто прощаясь
 с клавишами рукопожатием.
   Если  « рояль дрожащий пену с губ оближет» --  то только
 его руками.

   Да это и не руки даже,  а безукоризненной формы ступни,
 блаженно погружающиеся в тёплый прибрежный песок на закате…

   И кажется,  что ветер развевает его пальцы над роялем:
 так и тянет их придержать,  чтобы он их не унёс.
   
Как на самый яркий образ поэт нанизывает всё стихотворение,
  так на эти  невероятные руки нанизан и весь музыкант  ------
-  блистательный Валерий Афанасьев…


 КАКИЕ СЛОВА!...

 Нет, нет, нам нельзя пока уходить.
 Ведь те,  кто пришли следом, вообще не хотят слышать слов,  которые   
 складываются в строчку.
 Им никогда не прийти в блаженство от таких, например:

 Леди долго руки мыла…
 Леди долго руки тёрла…
 Эта леди не забыла
 Окровавленного горла…
        *     *     *

 А ветер как гикнет!
 Как мимо просвищет!
 Как двинет барашком
 Под звонкое днище…

     *     *     *

 А я бы и сам свернулся в лассо.
 Цокнул копытом,
 Чтобы твоё увидеть лицо,
 Сьерра Чикита…

     *     *     *

 О чем в случайном разговоре
 С капелью говорит апрель,
 Он знает тысячи историй,
 Про человеческое горе...
 И по заборам стынут зори
 И тянут эту канитель…

  Ну, скажем Пушкина - «Я сам обманываться рад»--  это ещё их пощекочет…  Или
 Паскаль с Шопенгауэром вызовут минутное любопытство…
 Да и то вряд ли…

  Так что придется ещё нам,  как старичкам у подъезда на лавочке, посидеть на 
 краешке этого дикого века,  где мимо проносятся, пришедшие след в след за нами,
 звонким галопом  под свою рэперную какофонию,  проходя сквозь нас,  как «образ
 входит в образ,  и как предмет сечет предмет.»

  НО пока мы ещё здесь,  над нашей лавочкой будет ощущаться  высоковольтное
 напряжение блистательного Слова…


 ХАОС И ЗВЕЗДА. БЕСЕДЫ С ЗАРАТУСТРОЙ

 Есть мысли (фразы),от восхищения которыми сердце готово выпрыгнуть из груди:

 «Надо иметь в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду…» (Ницше. Заратустра).
 
Какой-то ортодоксальный немец - и вдруг такая поэзия, что и перед Мандельштамом не стыдно.
А уж об Ахматовой и не говорю - похоже, что это она перевела Заратустру:
 « Когда б вы знали, из какого сора…»
 
Да, но как же зародить в себе такой могучий Хаос?.

Обычно его всегда много, но он какой-то мелкий, на звезду не тянет. Так, на светлячка…
 
Но если хаос подпитать, бросить в него дрожжи сомнения, прозрения, озарения - то в нём и в самом деле зародится искра - а уж затем...


 СЦЕНИЧЕСКИЕ СТРАСТИ
          
В моем мутнеющем сознании вспыхивают искры театральной жизни.Чтецом меня сделала мать Марка Захарова – Галина Сергеевна. Мы занимались у нее в студии все школьные годы.
И тогда художественное чтение было жутко модным!
Мы бегали на концерты Андроникова, Сомова, Елизаветы  Ауэрбах.
И с ее чудным рассказом «Стремительный майор» я стала лауреатом многих конкурсов.
И вот с этим «майором» было много смешного.
Однажды университет отправил меня на концерт, который МГУ давал в Таманской дивизии.
Огромный зал переполнен стрижеными новобранцами с только что начищенными гуталином сапогами!
Прямо как у Окуджавы:  «Сапоги, ну куда ж от них денешься?...»
Я вышла на сцену – и поняла, что смерть моя наступит от удушья – и очень скоро!
Моя задача была сократить до  минимума наше общение – а  солдатики и вовсе  чувствовали себя, как на Марсе: они думали, что им сейчас доложат о старшем по званию, а я им стихи Волошина:
«Обманите меня, но совсем, навсегда,
Чтоб не думать, зачем,
Чтоб не помнить, когда,
Чтоб обману поверить свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти наобум…»
Ну и вся любовная история с майором.
Стояла гробовая тишина – ощущение было, что их командование велело им сидеть «Смирно!», что бы ни происходило на сцене!
И только в конце им дали отмашку – и они похлопали!
Ничего подобного больше в моей сценической  жизни не было!
Н-да, «война, что ж ты, подлая, сделала, стали  тихими наши дворы!»
Меня еще долго откачивали и отмачивали, дарили цветы и напечатали на групповой фотографии благодарность от военного руководства!

А в другой ситуации меня пытались обидеть с тем же  «Майором» организаторы  концерта в МГУ на Ленинских горах, откуда в прямой эфир  телевидение давало передачу о жизни студентов.
Я приказала всем  друзьям – моим и матери – сидеть и смотреть меня по телевизору.
Концерт вел Алик Аксельрод – всем известный автор и ведущий первых КВНов (и мой режиссер в Эстрадной студии).
И вдруг перед началом концерта он в ужасе сообщает мне,  что меня в эфире не будет, так как во время моего выступления камера будет показывать общежитие МГУ и брать интервью у студентов!
У меня истерика! Я отказываюсь читать, а программа уже жёстко свёрстана – у телевизионщиков ровно 12 минут моего рассказа – и уходить мне не разрешают.
И тогда Аксельрод находит выход:
– Читай помедленнее, растяни на  20 минут – и  они об…какаются!
И я начинаю смаковать стихи, читать не по 4 строчки, а по 12.
А стою я на фоне  закрытого занавеса.
И вдруг в середине  рассказа сзади налетает на меня Алик и кричит чуть ли не в микрофон:  «Светка! Ты в эфире!» – и я от толчка едва не слетаю со сцены!
К счастью, это был какой-то смешной эпизод, и в зале смеялись!
А дальше – камере ничего не остаётся, как  показывать не только меня, но и зрительный зал, и реакцию – и внимание, с которым они слушают, и их смех! И, конечно, жутко доброжелательные аплодисменты!
А дома мать встретила меня выговором – «что за хамство, почему они не объявили твоего имени!» («Честь семьи Прицци!»).
А потом мать спросила:
«Слушай, а где ты  набрала такие лица в зале?  Горящие глаза, кто-то всплакнул! Даже странно, что еще бывает такая аудитория!»


И, наконец, еще один эпизод с этим рассказом –  меня пригласили его читать на каком-то ответственном вечере в Доме культуры МГУ на Стромынке (там огромный зал с прекрасной акустикой).
И вдруг выясняется, что приглашена и Елизавета Ауэрбах с этим своим рассказом!
А я привела на концерт важного поклонника  – секретаря Комитета по Ленинским премиям.
Я в ужасе бегу к Ауэрбах и умоляю ее прочитать какой-нибудь другой рассказ!
Но она отвечает:
– Деточка! Но это – мой лучший рассказ! А вы еще молодая, у вас еще будет много других выступлений! У вас будет успех в другой раз!
Я – в истерике!
Умоляю распорядителей  пустить Ауэрбах в I отделении, а мною начать второе отделение, когда зал отдохнет в перерыве и забудет Ауэрбах.
И читаю длинный еврейский рассказ Веры Инбер «Соловей и Роза» (за который тоже имела массу призов).
И вдруг – изумительный зал, прекрасная реакция, смех в нужных местах – овация – и на сцену выпрыгивает мой поклонник с огромным букетом роз (без соловья!).
   Победа вместо проигрыша!..

А с «Соловьем и Розой» был связан кусок жизни, когда я принимала участие в конкурсе на место диктора Радио.
Я читала кусочки из «Соловья» и прошла на 3-й тур – причем победили я и вторая
девушка, которая уже работала на радио, но не диктором.
Нам раздали текст и дали 10 минут на подготовку.
И мне выпала задача задушевно рассказать о том, как  завезли на поля навоз (!)
Вложила я в него всю душу, но пока я читала –  за стеклянной перегородкой режиссеры валялись от хохота – в итого я проиграла; позже они объяснили, что в моем голосе превалировала «интимная трещинка!», которая сама по себе им очень понравилась, но в сочетании с навозом она придала ему такую пикантность – что им пришлось с сожалением  отказаться от моих услуг!
Вот дураки! Ведь до сих  пор им на радио именно этого не хватает!

А на радио у меня был еще дебют – мы с Марком Розовским были приглашены в Детскую студию Радио – к знаменитому режиссеру Николаю Николаевичу Литвинову (помнишь его проникновенный голос по утрам: «Здравствуй, мой маленький дружок!»)
Мы должны были записать детский новогодний утренник –  «Иголки на елке», который должен был идти в эфир 1 января в 10 утра.
Мы в студии, перед нами пюпитры с текстом, за  стеклом – режиссер.
Когда текст читает Марк – я от волнения начинаю ходить по студии.
И вдруг голос из-за стекла:
– «Деточка, вам кажется, что вы ходите, как птичка по ветке, но здесь в студии звук так усиливается, что мы слышим звук слонов, бегущих на водопой!! Замрите, голубушка!»
Пришлось замереть!
А дальше – в течение 5 лет каждое  1 января в 10 утра мать кидалась к радио, будила всех сотрудников – и велела  слушать детскую чушь, которую несла ее дочь!
Я думала, что эта  передача будет идти вечно, но Литвинов умер – и передача
потихонечку затихла!
 
СИНДРОМ ИОСИФА В СУДЬБЕ ЗОЛУШКИ
               
      (По Томасу Манну «Иосиф и его братья»)


   Как ты думаешь,  что испытывала Золушка на балу?
   Думаю,  те же чувства,  что и Иосиф  в саду египетского царедворца Потифара,  когда есть лишь минута,  которая может решить судьбу.  И  надо успеть выразить всю свою суть,  дать понять значительность своей  личности, своеобразие,  необходимость её этому Пространству,  рискуя всё потерять,  ещё ничего главного в жизни не приобретя (  что гораздо тяжелее!).

   О,  этот сладкий и единственный миг  ( возможности всё изменить !),      который возникает так внезапно,  что не всегда успеваешь его уловить..

 И Золушка,  и Иосиф успевают использовать этот миг и
    мгновенно взлетают на вершины блаженства и удачи.

   Но если Иосиф получает всё ещё до истечения точно выбранной им минуты,  Золушке предстоит   потерять кое-что (  нет,  не честь,  Боже упаси!)  --  самое дорогое,  что у неё было своего  --  туфельку.

   Но зато та,  что у неё осталась,  подарит ей такое блаженство и надежду,  которые уже никогда не повторятся в её жизни,  сложившейся так замечательно,  что  в ней  уже не  осталось места для надежды на лучшее,  которой она упивалась,  будучи Золушкой…


 МЕТЕЛЬ, ПОДНИМАЮЩАЯ БУРЮ ВОСТОРГА

"Боже мой!
Боже мой!..
Так это были Вы!.. И Вы не узнаёте меня?- вскричала Марья Гавриловна.
Бурмин  побледнел... и бросился к её ногам."
                ( Александр Пушкин. "Метель").
 --И в душе замирает дыхание от восторга...
-- и запах от ветки старого жасмина..
-- и перестук дятла в саду...
-- и всплеск фонтана...
-- и луч заката, сползающий по губам ...

  Все это связано в единый клубок блаженства от гениального прицельного последнего  выстрела в повести .


ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ САЙТА "АНДЕРСВАЛ" "АНДЕРСВАЛ"

Дорогая Светлана!
Трудно поверить и невозможно смириться с тем, что такой замечательной, неповторимой, талантливой Светочке, действительно - светлому человеку- выпадет такое тяжёлое испытание, как борьба с онкологическим заболеванием.
Конечно же, я зашла, как рекомендовано в Прощании, на наш старый сайт , (значок мельнички в верхнем правом углу), на Вашу страницу и не могла оторваться от ваших прекрасных миниатюр, так как это не только игра воображения, философские коллизии, но и неповторимость особенных ассоциаций, а главное, "высоковольтное напряжение блистательного Слова". Вы легко и поэтично пишете о прекрасном, смело и неожиданно о смерти. Но, как считают некоторые философы, смерти нет, а есть переход из одного состояния в другое. И чтобы закончить на позитивной ноте:

Позвольте в заключение напомнить одно из поздравлений с Международным женским днём 8 марта, которое отмечали на Острове в 2015 году.

Светлане Суриной

Яркой радугой сверкая,
И бокал вина в руках -
С нами - Света дорогая!
Любим! Помним! Только так!
В.А.
        *   
 В богине  Нике ожила,
И это - памятник при жизни...
Парадоксальностью отчизны
Напоена, вдохновлена!
    Егор С.
 
      * * *
 Вы лучше всех, кого я знал,
Гордиться можете по праву,
Ваш удивительный астрал
Имеет чудную оправу!
   Евг. Кр.
 
   *  *  *
 
  Свои впечатления можно оставлять в комментариях.
                От Редколлегии- В.Андерс
 
Некрасовская Людмила:

Светочка! В далеком две тысячи втором мне тоже поставили этот диагноз, предупредив, что это - дорога в один конец, и она короткая. И я тоже попрощалась с родными и друзьями. А потом были все круги ада. А через восемь лет рецидив и снова все круги ада. И до сих пор ежедневно борюсь с этим злом. А сейчас не только с ним, а и с войной, бесконечными обстрелами, гибелью родных и друзей. Но на то мы и люди, чтобы быть сильными. Сил Вам! Держитесь! И пишите. Творчество - то, что помогает выстоять. А я молюсь и держу кулаки за Вас.
Понедельник, 27 Май 2024 - 9:39:32
 
Сурина Светлана..
 В ответ на: Некрасовская Людмила

Людочка, дорогая!
Товарищ по несчастью - вдвойне товарищ!
Очень страшно было читать ваше признание.
На мой взгляд, мы все молодцы, кто принял ситуацию достойно.
Желаю вам здоровья, бодрости духа, и слова.
Обнимаю вас,
Светлана.
Среда, 29 Май 2024 - 17:21:11

Кругляк Евгений:

Ты слёзы, милая, утри,
Хоть мы опять в беде и стуже,
Нам восемнадцать летвнутри
И более чем сто снаружи.

Забыт аллюр, забыто стремя,
Всего в полшаге от "сумы",
Увы, уходит наше время...
Уходит время, но не мы!

Мы движемся своим путём,
Минуя боли и печали...
Мы обожаем вас и всё,
Что вы читали и писали!!!
Воскресенье, 26 Май 2024 - 22:37:50
 
Тубольцев Юрий:

Уважаемая Светлана!
Большое спасибо за Ваше творчество!
У Вас замечательные миниатюры и стихи.
Ваш вклад в информационное поле и в культурную атмосферу очень Важен.
Существует культурная матрица, и мы, наш сайт АндерсВал - ее важная часть.
С уважением, Юрий Тубольцев
Воскресенье, 26 Май 2024
 
Сурина Светлана
В ответ на: Тубольцев Юрий
Юрий, где мы и где матрицы?
Но за напминание, что мы не одни, а ткже за лестный отзыв
о моих работах, спасибо!
С уважением.
Воскресенье, 26 Май 2024 - 18:44:31

 
Андреевский Александр

 «И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!»
И каждый день наш – праздник, счастье,
И праздновать – должны все мы.
Грустить, печалиться – не надо,
Мы все уйдём, сомнений нет.
Побольше рая, меньше ада –
Вот лозунг наш, да будет свет!
***
Дорогая Светлана, несмотря ни на что, праздник жизни продолжается!
С ободряющей улыбкой и самыми добрыми пожеланиями,
Суббота, 25 Май 2024 - 23:34:14


Сурина Светлана.
 В ответ на: Андреевский Александр

Да, мой дорогой Александр, праздник жизни продолжается, но мне
с галёрки уже мало, что видно. Не говоря уже об участии.
Но спасибо вам за ободряющую улыбку и самые добрые пожелания.
С уважением.

Буторин Николай

Уважаемая Светлана!
С грустью прочел Ваше "Прощание".
Как говорится, мы живы до тех пор, пока о нас помнят наши друзья и родные. И поскольку у Вас много друзей и поклонников Вашего таланта, Вам гарантирована долгая память. А для меня лично Вы та крылатая богиня Ника, которая изображена на картинке в конце эссе. И я вслед за Вами хотел бы так же спокойно и достойно относиться ко всем перипетиям нашей судьбы, в этом Вы - лучший образец для подражания.
Здесь уместно вспомнить напутствие незабвенного Сандро Белоцкого:

" А если уж придётся, - то придётся,
И спустятся за нами небеса,
И нас к себе поднимет лёгкий Моцарт,
И быстрый Пушкин глянет нам в глаза."

Сурина Светлана..
 В ответ на: Буторин Николай
 
Дорогой Николай!
Спасибо! Но не надо брать меня за образец для подражания.
У каждого из нас свой путь. И вы по-своему уникальны.
Благодарю вас за теплые, замечательные слова.
Вот только на стихи незабвенного Сандро Белоцкого я вам отвечу
стихами ещё живого Евгения Кругляка:

"Пусть мы безвестны, а порой и голы,
Не будем торопиться уходить,
Пока приходят рифмы и глаголы
Стихи и прозу надо длить и длить..."
 
Крылов Юрий
 
Дорогая Светлана!
Мне под каждой вашей публикации на Oстрове, всегда хотелось написать , -Глубокоуважаемая и дорогая!
Ваш ТАЛАНТ , эрудиция, юмор и сарказм на фоне необыкновенного лиризма - это нечто необычное даже для таланта!
С ужасом я читал ваше Прощание. Я не хочу с вами прощаться. И не буду! Ваше присутствие на Острове останется для меня навсегда! По крайней мере до тех пор, пока я сам на нём.
Неизменный Ваш почитатель и поклонник, Ю.К.

Сурина Светлана..
 В ответ на: Крылов Юрий
 
Юра, дорогой мой друг!
Спасибо вам за чудный, искренний комментарий. Вы явно мой чеовек и как
приятно , что все ваши слова я услышала до, а не после.
Как хорошо, когда расширяешь круг своих друзей, и как тяжко ,
когда теряешь хотя бы одного.
Всех вам удач и творческих успехов!

Светлана.

Андерс Валерия

Дорогая Светлана,
Спасибо за смелость и откровенность с публикацией такого эссе или рассказа, когда в общем-то грустный повод - Прощание- превращается в дружескую встречу! Когда можно наполнить бокал вина и пожелать друг другу хорошие слова напутствия!
Но мне кажется, что это всё-таки не прощание, а что мы когда-нибудь встретимся где-то на Альфа Центавра или другом удивительнейшем из Миров, как когда-то 10 лет назад на Преображенке, когда мы, взрывая сапожками сверкающий выпавший на газонах снег, говорили со смехом о мимолётном и вечном, о неуловимо прекрасном, о той интересной и неповторимой жизни, которая нам выпала на планете Земля...
Суббота, 25 Май 2024 - 16:41:12

Сурина Светлана..
 В ответ на: Андерс Валерия
 
Валерия, мой дорогой друг!
Прими мой восторг твоим слогом. дружественностью, воспоминанием
ярких ощущений нашей молодости.
Мы очень стали близки. а в наше тяжкое время это крайне важно.
Мы сейчас сидим и плачем, но не от боли, а от радости.
Какая чудная теплота!
Воскресенье, 26 Май 2024


Рецензии
Прощайте, Светлана!

Спасибо за ваше творчество и за то, что вы неповторимы.

Светлая вам память!

Евгения Серенко   30.08.2024 02:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.