О проявлении любви

Начнём не с нашей любви к Богу, а с Его любви к нам. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин. 4:10). Бог есть любовь. Любовь эта – Его дар. Он даёт просто от Своей полноты.

Мы же способны только получать для себя, и наша естественная любовь – это всегда НУЖДА. Любовь-нужда длится не более самой нужды. И верность, признательность в ней временны.

А любовь Бога – это абсолютная отдача. Она срока не имеет, она вне времени.

Зная нас, Господь из абсолютной любви как бы выделяет специально для нас любовь благодатную. Её можно представить как «переходное состояние» от эгоистической нужды к божественной (или богоподобной) отдаче. Таким образом Он делает нас соучастниками Своей любви.

Люди, любящие естественной любовью, хотят другому не просто добра, а своего добра, на свой лад и вкус. Кроме того, естественная любовь обращена лишь к тем, кто нам нравится, от кого мы ожидаем наполнения, – словом, кто кажется нам достойным нашей любви.

Божья любовь-дар, действуя в человеке, ничего не навязывает, она совершенно бескорыстна. Действуя на нас, она даёт способность любить невыносимых – врагов, преступников, идиотов, людей, утомляющих нас, презирающих, насмехающихся над нами.

Пойдем дальше: Господь даёт нам ощутить любовь к Нему самому. А Евангелие учит, что мы даём Богу, давая человеку. Любому, кого накормим и оденем. Это уже любовь-дар к Богу, хотя испытывающий её о том не всегда ведает.
Такая любовь даётся благодатью и зовётся милосердием. Ею Господь обращает нашу любовь-нужду в особый, высокий вид любви.

Конечно, саму нужду в любви даёт не благодать, а сама природа творения. Благодать помогает понять любовь, принять и обрадоваться. Благодать нас выводит из скорлупы гордого самомнения, даруя признание полной немощи, которое не угнетает, а наоборот – радует! Мы даже становимся «нищими духом» – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ...

Те, кто сам любит только по нужде, должны узнать, что почти всегда их любят ни за что – просто потому, что в любящих действует сама любовь. Так действует Господь: входя в сердце, Он преображает любовь-нужду. Она для Него – форма, в которой человеки учатся прощать или принимать прощение, утешать или получать утешение, – и не искать своего.

Исправление себя и преображение естественной любви – это уже труд, для большинства тяжкий, и мало кто до конца не выполнил его. Но без помощи Господа человек и не станет трудиться, и только с благодатью от Него мы получаем силы на этот труд. И только опираясь на руку Божью, можно преобразовать естественную любовь.

Во всех нас есть что-то, что бывает невозможно вынести, если не явятся милость, терпимость или жалость! Причём чем больше ближний тебе досаждает, тем легче об этом догадаться и благодарить Бога за возможность через него исправиться!

Тут, как и везде, богатому (на благополучие) труднее войти в Царство Небесное. А войти в Него надо – для того, чтобы наша любовь стала вечной, ибо только в этом спасение.

Почти все мы этого хотим и надеемся … Но сие произойдёт при одном условии – не произвольном, а вытекающем из сути вещей. В Царство войдёт лишь то, что ему соответствует. Кровь и плоть, просто природа, Царства не наследуют.

Человек может только «со-воскреснуть» – лишь потому, что Христос, умерший и вознесшийся, изобразился в нём.

Так и любовь – только та, в которой есть богоподобие, поднимется к Богу. «Ты создал нас для Себя, – говорит святой Августин, – и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе».
Молодых и «некритично» пострадавших эта фраза отталкивает, они этому и противятся. А нравятся им пока что земные утешения.
Прошедшим многие земные «приключения» опыт подсказывает, что нет смысла обращаться к небу за земным утешением. Небо дает утешение небесное и ничего больше.
А земля и земного утешения не даст, потому как все они – временная обманка. Мечта о том, что цель наша – рай земной, заведомо неверна, – или же неверна и ничтожна вся христианская жизнь. Мы созданы Богом для служения, и наша «готовность для рая» определяется только способностью к служению, к отдаче. Именно в служении и отдаче – истинные наполнения для нас, истинное наслаждение, – «Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то, что Бог приготовил любящим Его».

Замечательно точно  и просто прописал Клайв Льюис:
«Когда мы увидим Бога, узнаем Его – тогда только поймём, что Он присутствовал во всех проявлениях нашей любви. Всё, что было истинного в наших земных связях, принадлежало Ему больше, чем нам, а нам – лишь в той мере, в какой принадлежало Ему. У Него «на небе» нам не захочется и не понадобится покидать тех, кого мы любим. Мы обретём их всех в Нём и, любя Его, полюбим их больше, чем теперь.
Но все это там, в «Новой земле», а не в нашей «юдоли слёз». Тут, в изгнании, не проживешь без утрат. Быть может, утраты и даются нам для того, чтобы мы это знали. Нас вынуждают поверить тому, что ощутить мы еще не в силах: единственный наш Возлюбленный – Господь».

«Легко ли любить Господа?» – спрашивает один старинный богослов и отвечает: «Да, легко – тем, кто Его любит».
Бог может разбудить в нас благодатную любовь-оценку к Себе – трепет, благоговение. Дар этот – самый лучший. В нём, а не в естественной любви, даже не в «высокой нравственности» средоточие жизни. Им живут и ангелы. Когда он есть у нас, нам всё возможно.


Рецензии