Еврейский праведник Длинный и нудный рассказ

            "С кем протекли его боренья?
             С самим собой. С самим собой."
                (Б.Пастернак)


             Зуся



Лет триста назад в польском местечке Тиктин родился мальчик Зуся,который с детских лет решил, что он не будет кошкой или обезьяной.  Дело в том , что , наблюдая  за поведением людей в  той или иной ситуации, он пришёл к выводу, что многие  люди зачастую действуют инстинктивно, согласно заложенной в них программе , и  просто-напросто пренебрегают правом на свободный выбор. Зачем же мне подчиняться инстинктам, как это делает кошка или обезьяна?  Мне необходимо развивать в себе то , в чём я могу её превзойти.
И Зуся начал работать над своими качествами. Прежде всего он попытался определить в  своём характере самые слабые места.
- Первое.  Я эгоист и совершенно равнодушен к людям. У них полно проблем, но эти проблемы меня не волнуют.
- Второе . Я жаден . И если уж мне до лампочки проблемы других людей, тем более, я не способен поделиться с ними булочкой, яблоком или копейкой, которая иногда мне перепадает.
(Надо признать,что  родился Зуся в очень бедной семье, и даже со временем,когда он вырос и перебрался из Тиктина в Аниполе Волынской губернии, его материальное положение не особо изменилось.)
- Третье. Гордость и высокомерие. Тут совсем беда. Дело в том , что Зуся с детских лет был очень способным и даже талантливым учеником, почти как его старший брат Элимелех, которому вообще прочили будущее мудреца поколения.  Скорость соображения и, в целом, интеллектуальная хватка Зуси рождали в нём пугающее чувство превосходства над сверстниками.
Итак, выделив из всех недостатков эти три как наиболее тяжёлые, Зуся начал с ними непримиримую борьбу.
Прежде всего Зуся попытался наладить отношения - особенно с теми ребятами, которые были ему скучны и неинтересны.
Он строго следил за тем ,чтобы в его стремлении помочь ближнему не было никакой сторонней заинтересованности.
Кому-то он помогал с учёбой, объяснил математические формулы ,  разбирал сложные мишнайот*, переводил арамейские слова  для изучения талмудического трактата .  Кому-то помогал таскать с речки вёдра с водой, хотя сам был  отнюдь не богатырского здоровья.  Были и такие ребята, которые хотели, чтобы кто-то их выслушал  , понял  и по возможности разделил бы с ними бремя забот и переживаний.  Зуся делал и это , не навязываясь ,  залезая в душу только "по приглашению".
Самым тяжёлым фронтом работы над собой была для него борьба с гордостью и высокомерием. Иногда он с ужасом замечал в своей душе торжество , когда туповатые сверстники давали неверные ответы на уроках . Он корил себя за то ,что похвала рэбе слабым ученикам за ответ на простейший вопрос вызывала у него насмешку , которую он , хотя и по ходу сдерживал ,  не мог   предотвратить  изначально.
Тора говорит,что гордость и высокомерие надо выжигать калёным железом, и , помня об этом ,  Зуся намеренно себя унижал и позорил.  Он сознательно  приуменьшал свои знания  ,  в ряде случаев давал неправильные ответы , иногда умалчивал  точное объяснение, хотя оно вертелось на языке (и это было для него самым тяжёлым испытанием ) , чем в конце концов не на шутку вызывал озабоченность ребэ :" Что происходит с одним из лучших учеников?"...

Шли годы ,  десятилетия.  Рэб Зуся давно уже жил в Аниполе.  Хотя по всей округе о нём шла  молва как  об абсолютном праведнике , сам он  , положа руку на сердце , не решился бы свидетельствовать перед собой, что начисто искоренил упомянутые  недостатки.. Даже заверения жены о том ,что почти за двадцать лет семейной жизни Зуся не доставил ей ни малейшего огорчения, не позволяли ему расслабиться и прекратить борьбу с собой  . Выходя временами из родного местечка, он попадал в комфортные условия для борьбы со своим дурным началом, поскольку в ту эпоху, задолго до изобретения фотографии, идентифицировать праведника на улице было непросто...
Пришло время выдавать замуж дочь Фруму Малку, и сразу же нашёлся очень достойный жених .  В противовес всем его достоинствам у него была та же проблема, что и у будущего тестя. А именно  : повальная бедность  семьи жениха была зеркальным отражением бедности семьи невесты.
Когда рэб Зуся сделал примерный расчёт, сколько ему потребуется денег, чтобы достойно выдать замуж Фруму Малку ,  у него чуть было не выскочило изо рта бранное слово , хотя за все годы ничего подобного он себе не позволял. Приданное, съём жилья для молодых ,  продукты на первые месяцы, наконец,  расходы на саму свадьбу и  на трапезы "Шэва брахот"**, принятые в первые семь дней , вырастали в астрономическую сумму. Короче, смета в 300 рублей для  человека, который многие годы не держал в руках и десяти целковых , переводила чувство упования на Творца в разряд чувств таких же естественных , как зрения, обоняния , осязания и слуха.   Максимум, что рэб Зуся мог когда-либо накопить , было суммой в три-четыре рубля.  На полтинник же он мог питаться в течение недели , а на рубль это можно было сделать с особым шиком.  Но сумма в триста рублей представлялась ему чем-то заоблачным, состоящей из купюр , изображение которых он видел только однажды - на стенде в уездном казначействе.
Зуся знал и верил,что Всевышний не оставит его. Но он также знал, что для этого надо приложить усилия. И таким усилием будет, конечно,  получение благословения от своего великого учителя - Раби Дов Бера из Межерича. Сила его благословения не знает границ , и необходимая сумма может вырасти из воздуха.  Но надо немедленно отложить все свои дела и за короткое время добраться до Межерича. А ведь путь туда не близкий , особенно - для пешего странника. Особенно - по российскому бездорожью.
Почти недельный переход из Аниполе в Межерич был тяжёлым, но мысль о благословении раби Дова Бера согревала Зусю на протяжении всей дороги.
Наконец, в тёплый июльский полдень, за полчаса до захода солнца,  с трудом передвигая окаменевшими ногами, реб Зуся подошёл к Бейт Мидрашу*** великого Магида из Межерича - именно того , кого небожитель и основатель хасидизма Бааль Шем Тов сделал своим преемником.  Бейт Мидраш  был заполнен хасидами, и Магид раби Дов Бер давал урок в том момент, когда Зуся осторожно , сосредоточенный на единственной  мысли не произвести малейшего шума, приоткрыл дверь главной комнаты. Не прерывая объяснения на главу Торы, Магид жестом показал своим ученикам, чтобы потеснились и организовали место для нового посетителя.
Зусе было не до недельной главы : все мысли его были заняты предстоящей свадьбой дочери и пугающей суммой, в которую она влетала.  Но он сделал колоссальное усилие над собой, отбросил навязчивые мысли и сосредоточился на объяснении нескольких стихов из Пятикнижия.  Зуся знали Хумаш**** с основными комментариями вдоль и  поперек,  мог с любого места продолжить любой пасук*****, но здесь, надо признаться, он столкнулся с совершенно новым, необычным объяснением хорошо знакомого в Пятикнижие места .
Сразу после урока молились послеполуденную молитву Минха, по окончании которой Магид опять же жестом показал Зусе остаться.
Несколько хасидов , не хотевшие покидать Бейт Мидраш  , вероятно, тоже рассчитывали получить от Раби очередной совет, но они почувствовали   намерение оставить его наедине с новым посетителем.
-Барух -а -ба (Благословен входящий), рэб Зуся ! - сказал раби Дов Бер ,- давай-ка перейдём в соседнюю комнатку : там удобнее говорить на всякие высокие и низкие темы.
Зуся приготовил было целую приветственную речь, но ничего, кроме ответного Брухим-а-нимцаим (Благословенны находящиеся) , выдавить из себя не мог и послушно последовал за Раби.
"Вкратце объяснить ситуацию, чтобы не отнимать времени у Раби, и  тут же попросить благословение" ,- вертелось у него в голове,
но Раби Дов Бер его опередил :
- Я тут слышал , что у тебя дочь на выдане и жених есть достойный. Что ж - с Б-жьей помощью.  Уверен, свадьба состоится вовремя и без особых проблем.
- Амен! Амен! - шептал Зуся с воодушевлением. Его порывало сказать Раби, что для осуществления задуманного у него пока нет ни копейки, но он не мог прервать монолог учителя и только послушно ему внимал.
- Ты , конечно, пришёл за благословением , но я же не праотец наш Ицхак, и натравить на тебя силу росы небесной и тука земного для меня не такое обыденное дело.
Но у меня есть и другие средства. Тут ко мне приезжают за советом, благословениями разные евреи - более состоятельные, менее состоятельные. . . В общем, скопилась определённая сумма. Раби открыл ящичек стола  , вынул оттуда несколько купюр общим достоинством в триста рублей и протянул их реб Зусе.  Поражённый не столько фактом мгновенного осуществления мечты, сколько точностью необходимой суммы, Зуся судорожно начал отталкивать от себя заветные купюры, сам не понимая своих намерений.
- Зуся! Прекрати!- повысил голос Раби и всунул деньги реб Зусе в карман.-
-Кому  как ни тебе это деньги более всего необходимы. Поверь они предназначены тебе сверху  . И не напрягай меня, пожалуйста. Или ты хочешь , чтобы я тебе добыл эту сумму из воздуха, когда в ящичке скопились живые триста целковых.
В вечерней молитве Маарив Зуся в слезах благодарил Всевышнего своими словами:" Нет границ твоим милостям! Вот так просто . Без мучений. Без проволочек."
Той же ночью он вышел в обратную дорогу.
Желая сохранить всю сумму в целости, он отказался даже от самого дешёвого извозчика  , несмотря на хроническую усталость. Припасенной мелочи - полтинник и ещё гривенник - всё равно бы для этого не хватило.
Поначалу Зуся хотел строго следовать завету нашего праотца Авраама, который в случае удачи шёл в обратную дорогу теми же путями,  какими шёл  к заветной цели .
Однако на этот раз он спланировал начать приготовления к свадьбе как можно скорее  и  изменил маршрут , воспользовавшись советом местных старожилов , что через Софиевку будет быстрее.  К тому же Софиевка была известна достаточно крупной еврейской общиной , и это давало Зусе надежду передохнуть пару часов в уютной обстановке.
Уже при приближении к Софиевке Зуся услышал какие-то отдалённые крики и стенания.  Входя в местечко, он уже понял,что произошло нечто необычное .
 Колесо бед и несчастий  вертится по миру  , и особенно неприятно слышать про чужое горе человеку, который был в отменном расположении духа , несмотря на усталость.  В ответ на вопросительный взгляд Зуси , обращённый в сторону  этих криков и стенаний, кто-то из местных сразу дал объяснение:
- Это жена Менделовичей голосит.   Она  уже два дня рыдает.  А вы разве не слышали? Разве молва не разнесла ещё по соседним местечкам?

Зуся не любил в себе склонность к праздному любопытству , особенно, когда ничем не можешь  людям помочь, но давнишний  самоукор за равнодушие побудил его  выспросить подробности:
- Так что же там приключилось?
И он выслушал подробный рассказ о случившемся.
Известная всей Софиевке семья Менделович выдавала дочь замуж. Жених достался учёный, с хорошей родословной, который намеревался всё своё время после женитьбы посвятить изучению Торы.  Деньги на свадьбу копили несколько лет , и уже была назначена дата. Буквально, несколько дней назад деньги исчезли загадочным образом: то ли обронили, то ли украл кто-то.  Родители невесты в отчаянии. Отец перенёс сердечный приступ . Мать - стенает.  Жених в растерянности , утверждает , что все планы его жизни на учёбу рушатся. В общем, свадьба под угрозой и скорее всего не состоится.
- Какая же сумма пропала? - поинтересовался Зуся .
- Огромная сумма. Триста целковых.  Менделовичи даже написали и повесили на всех столбах какими купюрами - на случай, если честный и порядочный человек найдет эти деньги.
Не теряя ни секунды, наспех распрощавшись с местными мужиками , Зуся побежал читать объявление о потере. Он вспомнил,как ещё с юных лет корил себя за равнодушие и прижимистость , и это воспоминание его подстегнуло действовать ещё быстрее.  Прочитав объявление и узнав подробности , он  с молитвой на устах побежал в лавку местного менялы :  только бы у менялы была на руках такая большая сумма с идентичными купюрами.  Софиевка была большим общинным центром , и это давало надежду, что через руки менялы проходят даже такие большие суммы и купюры. Молитва была услышана.  За обмен столь крупной суммы на нужные купюры Зусе пришлось заплатить из своего кармана двадцать копеек.
Итак, ближе к полудню, в дом семьи Менделович вошёл незнакомец с известием, что он нашёл их потерянные деньги!
Описанию не поддаётся то ,что с этого момента там творилось, какой "припадок" безудержного счастья охватил родителей невесты , какие хвалы Всевышнему они возносили, как благословляли честного незнакомца.  Дом окружило почти всё население Софиевки, которое от души радовалось за Менделовичей , читало хвалебные псалмы  и хотя бы краем глаза хотело взглянуть на человека, который им доставил столько счастья.  Итак, свадьба спасена.  Родители невесты со слезами на глазах вспоминали,как чуть не упустили жениха, которому предстояло стать настоящим мудрецом Торы.
И только на фоне всех этих празднеств и излияний чувств незаметно ни чьему глазу протекал внутренний монолог Зуси , вернее, диалог Зуси с его дурным началом.
Дурное начало сразу пошло в атаку:
- Зуся, таких, как ты , в мире нет!  Посмотри, сколько радости ты доставил людям. Ты спас семью родителей и новую молодую семью . Ты  самоотверженно отдал свои деньги, которые тебе так необходимы, и представил это как находку. Такие праведники,как ты , рождаются раз в столетие! итд итп.
Зуся вспомнил,как он методично с детских лет боролся с гордостью , прикидывался дурачком, побеждая себя с переменным успехом. Он было надеялся,что избавился от гордости окончательно. И вот опять!!!
Больше этого Зуся уже терпеть не мог. В очередной раз он шёл в открытый бой с собственной гордостью.   В тот момент он уже точно знал , как нанести ответный удар своему дурному началу...
Четким голосом,не мямля и не растягивая слова,  Зуся произнёс , обращаясь к Менделовичам:
- С той суммы, которую я нашёл, я хотел бы получить вознаграждение. - и , буквально наслаждаясь тишиной недоумения , которая внезапно установилась в доме, продолжил. -
- Меня бы устроило десять процентов от суммы - 30 рублей.
После некоторой паузы Меир Менделович  запинающимся голосом произнес:
- Но мы уже заранее записали все расходы по организации свадьбы, жилья для молодых и другие необходимые траты и....
Завсегдатаи дома и хасиды,набившие двор Менделовичей, начали шушукаться, а один из них,  обращаясь к Зусе,   тоном осторожного упрёка сказал:
- Но ведь есть законы.  За заповедь "возвращения потери" ,как и за другие, не берут вознаграждения: ни десяти, ни трёх, ни двух процентов. Заповедь оплачивается на небесах.
-  Так ведь я нашёл,- не унимался Зуся, представляясь невеждой в еврейском законе. -  Я нашёл. Ну хорошо, дайте хоть пять процентов - 15 рубликов.
Среди собравшихся буквально началось замешательство." Странный какой-то. Вроде честный, а законов Торы не знает.  Денюжку хочет сорвать."
Смущённые Менделовичи стояли в нерешительности. Возмущение толпы росло. В конце концов один промолвил , обращаясь к Зусе:
- Слушай, мужичок. Тут рядом живёт рав местечка. У нас , евреев, уж так заведено, что всё решает раввин. Может, пойдём к нему.
Зуся особо не возражал , но всё-таки обусловил своё решение:
- Согласен, но только если получу какой-то процент.  Нельзя ж так. Огромную сумму нашёл - и ни копейки с неё не поиметь?!
Сопровождаемый насмешливой и недовольной толпой,  Зуся подошёл к дому раввина.
- Вы - замечательный человек, честный и добрый, но знаете...- сделав паузу, рав продолжал. - В нашем народе за выполнение заповеди из Торы "ашават аведа" не принято просить вознаграждение.  Если, конечно, потерявший сам вам предлагает или навязывает. Но в данном случае, насколько я понимаю, все расходы семьи Менделович расписаны до последней копейки .
В течение четверти часа "наивный невежда" Зуся продолжал настаивать на вознаграждении , но всё же под воздействием доводов раввина и назревавшим возмущением толпы в конце концов пошёл на попятную.
Теплой июльской порой ,не дождавшись вечерней молитвы , в родное местечко  Аниполе возвращался раби Зуся, униженный и оплёванный , с десятью копейками в кармане. Его лицо светилось счастьем, несмотря на дикую усталость , а воображение рисовало картину трёх поверженных злодеев : равнодушия, жадности и гордости...
Когда великому Раби Дов Беру из Межерича рассказали о происшествии в Софиевке и проделках Зуси, он усмехнулся, пожал плечами, подозвал нескольких хасидов и о чём-то распорядился.
Свадьба Фрумы Малки , дочери реб Зуси , состоялась вовремя,как и обещал Магид из Межерича. Как это произошло?
Одному Б-гу известно.

- - - - -


Примечания.
* Мишнайот - сокращённая запись Устного учение, включающая несколько тематических разделов
** Шэва Брахот - благословения, произносимые во время свадебной церемонии и- во многих случаях- на трапезах первых семи дней .
*** Бейт Мидраш - Дом учения - место коллективного изучения Торы
**** Хумаш - Пятикнижие Моисея - первая часть Письменной Торы
***** Пасук - так называется стих, фраза в Пятикнижие,  Пророках и Писаниях






-


©


Рецензии