В. Высоцкий. Известный и неизвестный
Честно скажу, что никогда не относил себя к ярым поклонникам Высоцкого-поэта. Как актер он мне нравился, особенно в таких фильмах, как «Вертикаль», «Четвертый», «Место встречи изменить нельзя», «Служили два товарища», «Штрафной удар». Конечно, самые известные его песни мне были знакомы. Ироничные, саркастические, иносказательные и лукавые - они казались явлением давно ушедшей эпохи. Я рос позже, в то время, когда многие вещи уже называли своими именами, и за это еще не было никаких последствий. А его музыка… Разве от барда можно ждать великой музыки, кроме нескольких аккордов?
На спектакль я шел без каких-либо серьезных ожиданий. За последние десятилетия наследие Высоцкого превратилось в коммерческий бренд, стало модным выставлять актера эдаким гонимым борцом с системой и цензурой, разнузданным мессией, и, обязательно, лучшим другом рассказчика очередной истории о нем. Высоцкий сам бы над этим посмеялся первым. В отличие от многих он был выездным, ездил в СССР на «Мерседесе», давал бесчисленные концерты, зарабатывал хорошие деньги и успешно играл в кино: да, не всегда то, что хотелось, но достаточно, чтобы войти в историю. Что же ждать от спектакля, так сказать, по мотивам?
Реальность оказалась лучше всего, что можно было только представить. Интеллигентный сценарий, подчеркивающий связь поколений отца и сына, преломляющий жизнь обычного человека через призму его любви к творчеству Высоцкого: это и тонко, и умно, а главное, без копания в личной жизни и грязном белье давно ушедшего человека. Спектакль - не о Высоцком, по сути, а о том влиянии, которое он оказал на людей. Нет штампов, нет оргвыводов, а только моментальные снимки – свидетели эпохи, в которой он творил, и само творчество. Нужно отметить точный выбор не избитых, а удивительно ироничных и лирических песен Высоцкого, которые для меня впервые зазвучали свежо и актуально: видно, снова пришло время для этих текстов.
Спектакль, на 3/4 состоящий из живой музыки, да еще на основе бардовских аккордов – разве это возможно? Возможно, если композитор – Дмитрий Васильев. Для меня, впервые, Высоцкий «зазвучал» через чужую музыку – умело подобранные аранжировки, став вдруг мелодичным, тонким, остроумным и невероятно обаятельным за счет бережно сохраненного оптимизма мелодий семидесятых годов. Великолепные аранжировки Дмитрия Васильева в фантастическом исполнении оркестра, где особенно стоит отметить скрипачку Лину Колесник, заслуживают выпуска отдельного диска: музыка завораживает настолько, что иногда заслоняет актерское мастерство.
Актеры в спектакле поют, как сольно, так и хором: но не так, как это делал Высоцкий, а по-особому. Это не попытка скопировать оригинал, а попытка его переосмыслить, в том числе, через удивительное многоголосие, которое, как оказалось, так идет его песням. В сочетании с музыкой песни Высоцкого поднимаются от уровня старого катушечного магнитофона с записями на плохую пленку до уровня полифонических произведений Баха, гремящих, как море, с чеканными словами актеров-чаек. Молодые актеры, поющие хорошо, дополняют действие пластикой и пантомимой, дарящей новые смыслы. Изумительно исполняет Леонид Зябкин «Мою цыганскую» песню: да так, что сразу вспоминаешь, как над ней закручинился Иван Васильевич в культовом фильме Гайдая. Песня, оживая, становится созвучна всем векам российской истории, вместе взятым. Удивительно трогательно звучит и песня, посвященная Василию Шукшину. Наверное, Высоцкий сам не знал, что женщина может спеть ее так, чтобы у слушателей защемило сердце.
Режиссер уместно сопровождает действие стихами современников-шестидесятников, которые не портит даже извечно панибратское «Володя»: меткость их образов сильнее формы. Врезались в память слова Евтушенко, что Высоцкий в своих песнях– это «Зощенко с есенинкой». Как это верно, подмечаешь после спектакля.
К концу второго отделения эмоции и сила песен нарастают, да так, что начинаешь верить традиционным актерским словам о гениальности Высоцкого, которые нет-нет, да прозвучат мимоходом. Как он мог писать обо всем на свете со знанием предмета? Ответ прост, если помнить, что он всегда оставался актером, проживая тысячи чужих жизней по профессиональной привычке. Нет, он не гений, как будто тут же говорит режиссер, показывая живую запись Высоцкого – его последнее записанное выступление. Как оно выбивается из потрясающего визуального и звукового ряда до этого! Зритель как будто получает прививку от реальности: легенда, созданная спектаклем – мощный хор и полифония - вдруг съеживается до маленького человека с хриплым голосом, к месту и не к месту тянущего согласные, как это позже стал делать Розенбаум, подыгрывающего себе на гитаре простыми аккордами. Это и есть тот самый живой Высоцкий, простой человек, которого любили миллионы таких же людей в нашей стране. Какими же непритязательными они были, подумается современному зрителю, привыкшему к ярким шоу. Да, отчасти поэтому оглушительного всемирного успеха при жизни Высоцкий так и не дождался, он остался сугубо русским явлением.
А спектакль-концерт – это бережное свидетельство неугасаемой любви к нему, это Высоцкий – во весь голос, с профессиональным звучанием и музыкой, словно компенсация за отсутствие таких возможностей в его время. Лучше это или хуже, чем оригинал? Не знаю. Как метко подметили создатели спектакля, это действительно неизвестный Высоцкий, но теперь - такой созвучный нашей эпохе, что он входит в сознание не старомодным явлением прошлого, а живым звуком вечности, монументальным художником мелочей жизни, из которых она и состоит. Это стоит увидеть, это стоит услышать, к такому Высоцкому хочется возвращаться.
Свидетельство о публикации №224060500537
сегодня Вас дважды включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2024/01/14/99
О театрах
В. Высоцкий . Известный и неизвестный ( Виктор Суконников )
О Высоцком
В. Высоцкий . Известный и неизвестный ( Виктор Суконников )
Иван Шмаков 3 29.08.2024 17:38 Заявить о нарушении