Рассказ-9- Нахаловка
"Нахаловка" 1978 год.
Нахаловкой в Новосибирске называли большой участок земли, более километра длинной по правому берегу реки Обь в Железнодорожном районе.
Большая Нахаловка возникла на территории современного Новосибирска в 1898—1900 годы в результате самовольной постройки жилья вдоль побережья Оби на земле Его Императорского Величества Александра Третьего. Первое время в этом месте селились бедные люди, приехавшие сюда в поисках работы на железной дороге.
А в 1941 году к ним присоединились и беженцы из европейской части Советского Союза, не пожелавшие оставаться в окупации под немцами.
Строили свои жилища как могли из подручных материалов. Иногда, это были простые землянки, в которых люди выживали в лютые сибирские морозы.
Тогда они ещё не знали, что очень долго им придётся прожить в этих трущёбах.
Кончилась война и прошли ещё тридцать три года, а тысячи людей с семьями так и ютились в этих своих первобытных жилищах, и продолжали работать на железной дороге и других предприятиях города.
И только в семидесятых годах их начали по-немногу расселять в новые построенные дома. Конечно, это было для них большим праздником.
В гараже и мастерских, где работал Митяй, большинство рабочих были нахаловские.
Да и сама Нахаловка начиналась сразу за проезжей частью улицы Владимировская, на которой и были эти мастерские. Перейдёшь дорогу и ты в Нахаловке.
Вот уже два года Митяй работал шофёром в мастерских, но никому не рассказывал, что его отец Александр Максимович с 1948го года по 1971й был здесь в Нахаловке участковым милиционером.
Но однажды, всё же один непредвиденный случай привёл к быстрой и неожиданной развязке:.....
Закончилась рабочая смена и Митяй поставил свою машину в гараж.
В кабине машины заполнил путёвку и понёс её в кабинет мастера.
Мастер Александр Прохорович Немков был старейшим железнодорожником и в свои 62 года не торопился выходить на пенсию.
Как ветеран он всегда носил на работе железнодорожную форму с майорскими звёздами на манжетах рукавов и обязательную для формы фуражку с какардой, хотя это было и совсем не обязательно при его должности.
В кабинете, кроме мастера были ещё семеро пожилых рабочих.
- Александр Прохорович, вот я путёвку принёс, - сказал он мастеру.
- Митяй, положи её на мой стол и выпей с нами соточку.
- Это можно. Завтра выходной! - и ему подали налитую стопку водки.
Только Митяй начал пить, но в это время мастер сказал всем:
- А Вы знаете, что он Сашин сын!
Митяй чуть не поперхнулся:
- Александр Прохорович, ну зачем Вы рассказали?!
Но тут заговорили все мужики:
- Чего ты стесняешся! Да ты знаешь, какой у тебя отец! Вот какой! - и все показали свои большие пальцы вверх.
- Знаешь, сколько он нам добра сделал после войны?! - сказал Анатолий.
- Мы бы тут и не работали, если бы не он! - добавил Геннадий Русин.
- И с пропиской нам помогал, и с работой! - поддержал Саша Сарафонов.
- И в Нахаловке у нас порядок навёл! - пояснила сторожиха тётя Дуся.
Митяю было приятно слышать такие добрые слова о своём отце и он зауважал его ещё больше. Домой он пришёл с хорошим настроением и рассказал отцу, какими добрыми словами его вспоминают в Нахаловке.
В эту субботу Митяй с удовольствием вышел на работу, что бы перевезти на новую квартиру ветерана войны Евгения Муравьёва. Ему было уже 67 лет, но он ещё не сдавался и работал в мастерских ночным сторожем.
Митяй видел, как светились глаза у старика от радости и помогал грузить на машину его вещи и мебель, а затем подвёз к подъезду новой девятиэтажки и там вместе с ребятами они заносили всё в квартиру на втором этаже.
Когда расставили мебель в комнатах, Евгений протянул Митяю тридцать рублей.
- Дядя Женя. Вы же знаете, что я со своих денег никогда не беру, - и заметил, что хозяин растерялся.
- Митяй, ну возьми хоть поллитровку? Пригодится?
- Вот это возьму. Сейчас я за рулём. А потом мы с мужиками в гараже отметим Ваше новоселье!
- В нашей МЧ-3 теперь выделяют по восемь квартир в год. Так-что скоро все наши нахаловские получат ключи от новых квартир! И не будет больше нашей Нахаловки.
- Дядя Женя! Не расстраивайтесь! Зато на этом месте построят большой современный жилой массив! И все будут довольны!
- Митяй, вспомнил я, как мы втихаря ночами выкладывали из старых кирпичей печки с трубами. Что бы утром это уже считалось жилым помещением, и по закону сносить нас было нельзя. Конечно, есть что вспомнить...
С понеделька Митяй начал развозить всем своим уголь в Нахаловку. И ещё больше убедился в каких тяжёлых условиях жили здесь его коллеги железнодорожники.
И, что бы хоть как-то помочь им, он сам залазил в кузов с лопатой и сгружал уголь в кучи поближе к их домикам.
Денег со своих не брал, но иногда в гараже от их угощений не отказывался.
И когда вставал на ремонт своей машины рядом с ним было много помощников. Ведь у всех работников мастерских были золотые руки.
И они усердно помогали Митяю в ремонте, делая машину ещё надёжнее.
А испытать машину на надёжнось ему пришлось этим же летом.
Начальник мастерских Владимир Иванович Рыжков подошёл к Митяю:
- Завтра тебе надо выполнить сложное задание. Нужно на Металлобазе получить материалы выделенные нам на весь год. А это около двенадцати тонн стального кругляка разных диаметров. Прутки длинной около двенадцати метров. Так, что подготовь этот прицеп от лесовоза.
- Но ведь у меня в правах нет литера категории "E" с допуском работать с прицепом?!
- Митяй, постарайся, рискни? Очень надо! А-то мы останемся без металла?!
- Ну ладно, я постараюсь...
Митяй подкачал колёса на прицепе и на задних скатах своей машины. С вечера подготовил красные флажки и страховочный трос для прицепа.
И утром со снабженкой Анной Ивановной они приехали на Металлобазу.
Там им объяснили, что нужно забирать все двенадцать тонн сразу одним рейсом, иначе не отпустят материала совсем.
- Нагрузка на машину и на прицеп будет в два раза больше нормы,- подумал Митяй. Но согласился увезти все двенадцать тонн одним рейсом.
Специальные стропальщики аккуратно погрузили связанные проволокой двенадцатиметровые пачки из разных диаметров от десяти, до пятидесяти миллиметров. Тяжёлый металл лежал своей массой и на кузове ГАЗ-53, и на прицепе от лесовоза.
Митяй посмотрел, как прогнулись рессоры до упоров.
- Ну, что теперь поделаешь, Анна Ивановна. Потихоньку надо доползти до мастерских. Поехали.
Тронуться с места пришлось с трудом только на первой передаче.
Выехав из ворот Металлобазы Митяй заметил, что его машина теперь не может делать крутые повороты. Так-как весь этот связанный металл невозможно было согнуть на поворотах. Но по-маленьку, они всё же продвигались по улицам города.
Водители встречных и попутных машин понимали трудности водителя в управлении такого перегруженного Газика, старались уступить ему дорогу. А Митяю пришлось несколько раз нарушить правила дорожного движения, что бы делать необходимые крутые повороты на перекрёстках, и начинать повороты на право из левого ряда, а на лево из правого. Конечно, это было грубейшим нарушением правил...
Но всё обошлось благополучно и ни один гаишник не остановил его на пути в пятнадцать километров на улицах большого города.
Подъехав к воротам мастерских он понял, что никак не получится круто повернуть машину в эти ворота справа.
- Анна Ивановна, Вы идите и откройте ворота кнопкой? А я поверну на лево, на ту сторону улицы. Объеду по большому кругу вон тот деревянный магазинчик. И от-туда, уже под прямым углом проскочу через улицу к нам в ворота.
Так и сделали. И, когда Митяй объехал вокруг магазина, он увидел открытые ворота и своих мужиков, которые перекрыли движение по всей улице Владимировской и пропустили свою машину с негабаритным грузом на территорию мастерских. Там рабочие приступили к разгрузке металла тельфером. А Митяй осмотрел ходовую часть своего Газика, и сказал подошедшему к нему начальку Рыжкову:
- Рессоры уцелели! Все листы в норме!
- Митяй! Теперь такое испытание будет у тебя только через год. И через год мы снова будем получать металл для наших мастерских, А тебе придётся ещё съездить...
Свидетельство о публикации №224060500596