47
Бабушка Варвара жила в Лосевке. Если напрямик добираться из Лосевки, вброд через Неруссу, то, говорят, девять километров. Можно ещё в объезд, по московско-киевской трассе на транспорте, потом пешком тоже девять километров, но уже не через реку. А Нерусса небольшая, но коварная. Вот и приходится каждый раз делать непростой выбор.
Бабушка Варвара к своей матери приезжала нагруженная «под завязку». На спине рюкзак, в руках тоже что-нибудь. Бывало, ведро помидоров. Обязательно булочки, хлеб.
Зимой могла приехать на лыжах.
Бабушку, свою маму, она и любили, и жалела. Зато не жалела остальных, к остальным, возможно, относился весь белый свет, и не церемонилась ни с кем.
Вот пример. Как-то жили у бабушки студентки, которых направили в колхоз, чтобы они помогли убрать сахарную свёклу. Кстати, Аришка однажды им помогала её убирать. День был пасмурный, грязи на поле по колено и выше, лежат унылые кучи свёклы, и девушки в этих кучах что-то разгребают. Урожай ищут. Аришка тоже что-то разгребла, и за это студентки угостили её той самой свёклой. Разрезали плод на несколько белоснежных сочных частей и Аришка убедилась, что свёколка ничего себе, сахарная. Но в грязи копаться не хотелось, поэтому, угостившись, убралась домой.
Так вот, как-то Аришка была свидетелем такой картины: после работы или в выходной, студентки лежали на печке, никого не трогали, разговаривали о своём, о девичьем. И тут заходит бабушка Варвара: мат-перемат, девок за ноги с печки: «А… ну…бабке…помогать…развалились…тут… … …». Вот как-то так проявлялась её жалость к бабушке и желание облегчить ей жизнь.
Матюкалась бабушка Варвара, конечно, по-страшному. Может быть, поэтому Аришка всю жизнь матами не пользовалась и их боялась.
Придя к своей матери, отмахав столько километров и далеко не с пустыми руками, бабушка Варвара тут же принималась работать в обширном бабушкином хозяйстве, попутно втягивая в этот процесс всех, кто попадался под руку. И, так как Аришка с Андреем вечно болтались под ногами, она впрягала и их. Скидки на детский возраст не было.
И, если с дедом Петром любая работа приносила удовольствие, то с бабушкой Варварой она превращалась в пытку своей изнурительно долгой тяжестью, однообразием и беспрерывностью.
В то время бабушка Варвара увлекалась гаданием на картах. Потом, ближе к старости, она узнала, что православным этим заниматься нельзя и забросила карты бесповоротно. Но в своей относительной молодости она гадала всем желающим. Она и Аришку научила. И та раскладывала тройки карт, пытаясь понять, что у неё на сердце и под сердцем.
Но гадала бабушка Варвара чаще всего на отсутствующую мамку. А карты говорили о мамке только плохо. И дорога не туда, и хлопоты не те, и казённый дом не тот. Бабушка Варвара матюкалась, орала и била кулаком, негодуя на непутёвую дочь. И вот за это Аришка и Андрей не любили, когда она приезжала.
А мама в это время старалась вырваться из деревни и поселиться в далёких краях. Она вырывалась самостоятельно, угнездялась там, а через некоторое время забирала к себе детей. Потом что-то там не срасталось, возвращалась с детьми в деревню и вскоре делала новую попытку.
Свидетельство о публикации №224060500689