Исповедь Сибиряка. Глава. 30 Мемуары

Глава. 30           Грустное расставание со школой.




Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

Сократ (около 469 года до н. э., Афины — 399 год до н. э., Афины) — древнегреческий философ.




В старшем классе учились: Беллер Лидия Карловна, Курюкин Владимир Иванович, Киселев Николай Петрович, Санников Володя, Федотовы Саша и Сергей оба Александровичи, Володина Люба, Арсентьевы Люба и Галя обе Ивановны и Люда Дубинина. Классный руководитель - Парамошкина Татьяна Егоровна.

Причём старшая сестра Гали – Люба Арсентьева присоединилась к ней во третьем классе, а старший брат Сани – Сергей Федотов присоединился к нему в четвёртом. Из школьных дисциплин мы больше всего, почему - то не любили немецкий язык.

Может по причине того что Советская идеология  открыто подчёркивала о больших людских потерях в Великой Отечественной войне как военных так и мирных жителей, а вся накопившаяся ненависть простого русского народа автоматически перекладывалась на всех людей по национальности - немец.

В нашей школе немецкий язык преподавала - Риттер Анна Андреевна по национальности - немка.  Внешне высокого роста и стройного телосложения она являлась, несомненно, грамотным профессиональным учителем по этому предмету.

Но общая атмосфера советской пропаганды накладывала на учеников нашей школы отторжение по изучению немецкого языка. Анну Риттер за её спиной мы называли «Фашисткой» и устраивали неоднократные бойкоты. Часто за отказ отвечать на её вопросы она ставила меня возле доски в угол либо вовсе выгоняла с урока за дверь класса.

Однажды мы решили вовсе сорвать урок по этой дисциплине. Для этой цели мы натёрли школьную доску воском. Когда Анна Риттер пришла на занятие и попыталась написать число и дату, то у неё мел вдруг начал скользить  по доске.

На что класс разразился громким смехом. Веселье длилось недолго, так как в класс она пригласила директора школы - Борисову Валентину Павловну. Она быстро «разрулила» ситуацию, поставив нас на место.
               
Директор приняла «Соломоново» решение и выдвинула нам ультиматум: либо виновник объявляется сам или торжественного выпускного вечера с застольем и дискотекой не состоится. Всё, взвесив за и против,  я единолично взял на себя всю вину.

Затем кропотливо и с усердием мы долго и настойчиво скоблили доску ножом, зачищая её от воска ! Странное дело, но иностранный язык мне давался с поразительной лёгкостью, и я буквально схватывал всё на лету.
               
У меня в аттестате восьмилетнего образования по предмету немецкий язык выставлена оценка – отлично ! После вручения аттестатов о восьмилетнем образовании на школьном дворе в торжественной обстановке мы наметили застолье на вечер с учителями в местном Доме культуры.

Всем классом мы скинулись финансами в общий котёл и закупили продукты и спиртное - вино и водку. Вечером празднично накрыли стол и закатили грандиозный фуршет с родителями и учителями. Краткую торжественную речь произнесла директор школы Борисова Валентина Павловна:
-  Проработав всю свою сознательную жизнь учителем, я уже не мыслю себя на другом месте. Чем наша профессия хороша ? Да многим !

- Во – первых, учитель сам постоянно повышает свои знания в области педагогики ! Учитель - человек, которого многое интересует в познании окружающей жизни и явлениях природы !
- Во - вторых, учитель общается с самым ценным материалом – детьми ! На виду у учителя дитё превращается в разумного человека !               

- В - третьих, учитель часто в жизни встречается с человеком, который в знаниях уже превзошёл его, но при этом помнит своего педагога, помнит того, кто вывел его на дорогу жизни.
- В – четвертых, учитель долго не ощущает себя пожилым, затем старым человеком, он, находясь среди молодёжи, всегда молод !

Учителя и родители сидели на одном фланге стола, а выпускники на другом, который был ближе к сцене. Причём мы пошли на некоторую хитрость, выставив алкоголь для учителей и родителей, открыто на стол. На своей же части стола мы демонстративно оставили из напитков только домашний квас и лимонад. Взрослые отнеслись к этому положительно и радовались, что у них такие положительные дети не пьющие алкоголь.

Но им было невдомёк, что вино, водка и самогон у нас стояли под столом. Мы мастерски в тайне и незаметно его подливали между тостами себе и дружно опрокидывали рюмки. К началу дискотеки мы уже находились под значительными градусами и довольно разгорячёнными, отжигая быстрые танцы по полной программе.

Внезапно на медленный танец меня пригласила директор школы - Борисова Валентина Павловна. Для меня это была - Великая честь. Танцуя под медленную музыку, она вдруг спросила:
- Сергей, а ты умеешь танцевать вальс ?
На что я сбивчиво ответил:
- Нет, не умею ! и при этом очень смутился.
Валентина Павловна предложила:
- А хочешь, я попробую тебя обучить этому ?

Я немного смутился, но поборов неуверенность, дал положительный ответ. Практически до конца вечера мы с ней танцевали вальс независимо от мелодии композиций. Сколько раз я наступал ей на ноги, не считал, но после плотной программы обучения о чудо ! У меня стало получаться.

В завершении краткого экскурса в таинственный мир волшебного вальса директор школы с улыбкой произнесла:
- Серёжа, а ты оказывается способный ученик, и схватываешь всё на лету ! После некоторой паузы добавила:
- Не бросай эти уроки и постоянно тренируйся !
Затем продолжила:
- Дома можно кружить под музыку с партнёром, а если его нет, танцуй со стулом или табуретом !

Её неожиданная похвала отозвалась гулким приятным эхом в моей душе. И после этого памятного вечера я постоянно совершенствовал уроки танцев либо с младшей сестрой Таней или с домашним табуретом и достиг неплохих результатов.

Я до сих пор тепло вспоминаю нашего директора - Валентину Павловну и как грамотного педагога и как прекрасного душевного человека. Непреложный факт: никому из нас не под силу достигать успехов буквально во всём, и у большинства из нас постоянно возникают именно такие мысли !

У человека с ущербным образом собственного «Я», как правило, есть всего две жизненные стратегии, способные кого угодно довести до бешенства.

Такие люди либо:
 - Постоянно критикуют всех вокруг, либо:
 - Непрестанно критикуют самих себя.

А жизнь в деревне Александровке текла по своим, десятилетиями укоренившимся законам. Сенокос, битва за урожай, борьба за повышение надоев литра молока с отдельно взятой бурёнки, вывоз натуральных удобрений на поля, посевная кампания и, главное занятие и хобби большинства мужского населения российской глубинки — каждодневное поголовное пьянство. Вот и вся жизнь, скукотища, никаких странствий, похождений или приключений, одно - мирская суета.




Продолжение следует …


Рецензии