Исторические и современные колокола
Заметки ворчливого звонаря.
В интересное колокольное время мы живём, друзья. Эпохой его назвать ещё нельзя, отрезком - уже нельзя. Может быть - периодом...воспоминания, возрождения, становления и эдакого нового индустриально-колокольного самосознания и необычайного энтузиазма, особенно проявившегося в 90-е и 2000-е годы. Исторические раскопки как поиск и выявление на свет, освидетельствование и изучение спрятанных, стоящих в музеях как экспонаты и оставшихся по счастливым обстоятельствам не тронутыми на ярусах звонов колоколов для первых энтузиастов и знатоков истории и колокольной жизни прошлого России было ознаменовано началом создания как бы новой кампанологии, ибо то, что было разорено и разрушено было уже не восстановить и не собрать, а то, что осталось Милостью Божией, можно было собрать и изучить, дабы начать историю нового возрождения и производства колокольного богатства и жизни России. И это вселяло большие надежды. Радость от нового соприкосновения с историческими колоколами и возможность вновь слышать их голоса на богослужении наделили их в кампанологической среде необычайным авторитетом схожим со прикосновением ко святыне давно утраченного имперского духа утраченной России. Однако этот авторитет был довольно многоплановым и поэтому, скорее всего, его можно было бы рассматривать в нескольких разделах, таких как, например:
1. Колокол - памятник исторической эпохи. (широкий историко-политический экскурс).
2. Колокол - памятник мастерства художественного литья времён. (профессионально-производственный экскурс).
3. Колокол - памятник летописной культуры и свидетель эпохи. (культурно-психологический экскурс)
4. Колокол как музыкальный инструмент. (тонально-ладовая структура)
Из этого становится понятно, что историческое, культурное, музыкальное и просто цивилизационное наполнение древних русских колоколов просто неоспоримо и дебаты на эту тему излишни. Однако, если отделить, так сказать, бронзовое историческое изваяние от его основного предназначения - звучания, то возникают две основные ветви оценки: историко-цивилизационная и функционально-звуковая. Именно последняя несёт дистанционный, чувственно-бесконтактный, душевно-познавательный, оценочный способ соприкосновения к далёкой и не очень древности. И вот здесь-то и оказывается, что не всё так хорошо, как нам представляет то сложившийся комплексный, ценностный авторитет этих колоколов. Т.е. одни колокола могут безупречно звучать из глубины веков, иные звучать посредственно, а третьи совсем не звучать, будучи с виду целыми. Возникает вопрос - а имеют ли эти самые последние, да и вторые тоже, ту историческую ценность, которая была возложена на их бронзовые плечи со времени нового обретения? Вопрос не так уж прост на первый взгляд, хотя, быть может, и очевиден. У каждого специалиста своя ценностная шкала и свой оценочный слух...
Итак, мы перешагнули ущелье исторического колокольного небытия. Началась воистину эпоха Возрождения. Это было время экспериментов, проб и ошибок, поиска и обретения. После реального или косвенного знакомства со звуком исторических колоколов, в сравнение и сопоставление им ухо кампанолога встретилось с реальностью звука новой бронзы свежеотлитых колоколов, словно язык и гортань со свежесорванным и свежевыжатым соком апельсина после привычных консервов. Можно было предположить, а часто с уверенностью констатировать, что звук и вид колоколов новосозданных мастерских удивлял, настораживал и даже пугал своей первичной радостной кичливостью свежевылупленных колокольных птенцов. Некоторые ценители были разочарованы, но, всё же, большая их часть пребывала с надеждой на позитивные изменения. И эти ожидания не подвели. После 10-15 лет первых экспериментов и проб появились колокольные предприятия со своими цельными технологическими системами производства. Нарабатывался опыт изготовления, который разошелся по стране конкретными тембрами и нюансами общей звуковой палитры каждого завода-изготовителя. Но было то, что объединяло все производства. Это - новый звук. Он был словно новый свет, таивший в себе всё те же цвета, словно новый завет, обновивший дух древнего ценностного естества. Таинственная сень звания историчности вновь коснулась лучших колокольных произведений в наборах, созданных на принципах красоты и стройности общего музыкального звучания. Невозможно в частности не отметить, что к этим лучшим, произведениям несомненно можно отнести набор колоколов ОДМК ЗИЛ, отлитый для Марфо-Мариинской обители в Москве. Их по праву можно отнести к новым историческим колоколам. Почему именно к историческим?.. Во-первых просто потому, что этого предприятия уже нет. Завод ЗИЛ стал историей. Во-вторых потому, что по качеству литья и внешнему оформлению они лучшие в ряду созданных на заводе. И в-третьих, и это самое главное, звучание этого набора уникально по своей ладовой доминанте и стройности. В нем нет ничего лишнего. В него нельзя ничего добавить, не испортив характера эмоционального воздействия и не изъять, не нарушив цельности ладовой полноты. Нет в нашей новейшей колокольной истории набора, по характеру эмоционального воздействия имеющего подобную лёгкость и стройность в своём общем звучании.
Но не бывает, как говорится, бочки мёда без бочки дёгтя, и невероятным иногда становится то, что очевидно, ибо внутренний оценочный звуковой эталон, сразу
прочно сформированный на звуковом колокольном историческом наследии некоторым авторитетным кампанологам не давал, мягко говоря, объективно принять и понять новую колокольню звуковую палитру. По этому поводу можно было слышать довольно резкие мнения, что, мол, некоторые современные колокола и не колокола вовсе, а "бронзовые дребезжащие конусные болванки" или "колоколообразные отливки"... ни более, не менее. С одной стороны утешало то, что критерий звука, как раздражающий фактор, для этих специалистов всё-таки был выражен как основной. А удручало то, что приникнув умом и сердцем к авторитету старинных колоколов, их душа оказалась не столь профессионально гибкой, чтобы принять новую действительность как неизбежную.
В настоящее же время на всех производствах, на всех нынешних колокольных заводах России, несомненно, есть возможность отливать прекрасно звучащие колокола, если иметь определенный творческий потенциал и непременное желание услышать в новых колоколах продолжение славной истории прежней колокольной России.
Со времён Великого князя Ивана III, сотворившего своего первого колокольного "Лебедя", летят сквозь века стаи этих благородных звонких "птиц" через земли и поколения, напоминая ясным гласом о главном и вечном, побуждая поднимать глаза и души к Небу. Все колокола - лебеди. Они выжили, выстояли и возродились вновь нашей верой. Совсем как люди...
Свидетельство о публикации №224060500929