Тюнгурская тропа

Весна нынче просто шикарная! Очень много солнечных дней, а если и бывает дождь, то он идёт в основном ночью, чтобы никому не мешать. Сегодня 17 градусов тепла. В горах такая температура в солнечную погоду будет настоящей жарой. Правда, если небо затянет облаками, тут же потребуется теплая куртка.

Я вынесла на поляну овчинную шкуру, постелила ее на траве, устроилась на ней чтобы побаловать солнечным светом и теплом уже не молодое своё тело. Дабы совместить приятное с полезным, я взяла ручку и тетрадь, чтобы написать ещё одну главу для книги.

"Тюнгурская тропа" - так называлась эта глава. Я собрала приличное количество материала, в который попала история красного командира Петра Сухова, коему поставлен памятник в Тюнгуре.

Отчаянный красноармеец, положивший жизнь свою во благо отечества. В  неравной схватке сражался он с белобандитами в 1918 году. Вместе с алтайскими большевиками не на жизнь, а на смерть боролись они за советскую власть.

Свой путь Петр Сухов и его отряд начал в Барнаульской тайге. Первоначально он планировал продвигаться в сторону Омска. Однако, как раз в это время, в Омск прибыла армия Колчака. Тогда Петр Сухов решил идти на юг, через Солонешное, Яконур, Усть-Кан, Усть -Коксы, Тюнгур, Монголию и Китай. Он планировал выйти к туркестанскому фронту Красной армии и соединиться с ней.

Ликвидируя у местного населения коней и продовольствие, он продвигался к Уймонской долине. К нему примыкали алтайцы из местной бедноты.

В Катанде их поджидал отряд порутчика Белой армии Любимцева. В самом узком месте, не далеко от Тюнгура, он устроил ловушку большевикам. В течение дня суховцы гибли в бесплодных поисках какого-нибудь укрытия. Кому-то всё же удалось уберечься. Однако, в течение четырех дней был уничтожен весь отряд, а сам Сухов арестован. В его обозе было найдено много всякого добра: золото, серебро, ценные вещи, изъятые красноармейцам у местных жителей. Всех пленных, в том числе и Петра Сухова,потом расстреляли. Их похоронили в братской могиле у села Тюнгур.

Я увлеклась работой и не заметила, как в ограду зашёл старый знакомый.

- Здравствуй, девочка! Приехала! Я так рад тебя увидеть!

Я накинула халат, и, не веря своим глазам бросилась в объятья шамана.

- Бай Ли! Проходи, дорогой! Боже! Хвала небесам, вот так встреча! Сейчас приготовлю чай. Нам есть о чём поговорить.

Мы устроились на террасе. Перебивая друг друга, всё рассказывали и рассказывали события, произошедшие с нами. Вдруг, наступило молчание. Солнце стояло в зените. Легкий ветерок колыхал листву хмеля, и даже птицы перестали щебетать.

- Как хорошо! Спокойно, как на кладбище!

- Интересное у вас отношение к кладбищу.

- Что же в нем интересного?

- Да хотя бы даже то, что расположено оно в середине деревни, в самом ее центре. Вокруг него, в самой первой близости, школа, детский сад, дом культуры. И дома, своими огородами подпирают его изгородь.

- Нет в этом ничего странного! Предки заботятся о нас. Они оберегают наши жизни и в первую очередь самых незащищённых - детей. Поэтому самые важные учреждения находятся в непосредственной близости от него.

- Ах, да! Культ предков! Прекрасная традиция. Бай Ли, я была на этом кладбище. Старинные кресты с островерхой крышей, старые металлические и деревянные оградки и памятники. Всё выкрашено свежей краской, убрано, ухожено. И, знаешь, я там нашла тоже братскую могилу. Старый памятник со звездой у огромной ели.

- А... Знаю, знаю. Раньше, у этой могилы, детей принимали в пионеры.

- На кладбище?!

- Конечно! Под защитой предков!

- Люди говорят, что там похоронены три красноармейца. Говорят, что белые не давали хоронить погибших в бою красноармейцев. Одна бабка вышла во двор, чтобы предать земле разлагающиеся тела мужа и сына, так её убили выстрелом в лоб, а внука, который выбежал из дома на звук выстрела, разрубили саблей. Но... Нашлась отчаянная женщина, которая ночью, на себе перетащила убитых на кладбище и захоронила их. Теперь, эта могила исторический объект, который охраняется государством.

- Страшное дело война. А гражданская война вдвойне страшнее. Тут брат идёт против брата. А в могиле этой похоронены бойцы из отряда Сухова.

- В самом деле? Бай Ли, я как раз пишу про тюнгурскую тропу. Расскажи мне всё, что знаешь.

- У этой истории большая предистоия, которая напрямую связана с моей семьёй.

- Вдвойне интересно! Однако, надо поставить ещё чай.

- Всякое действие имеет причину и следствие. Так вот, причиной такой жестокости явились события, произошедшие немного раньше.

В 1904 году, в Кырлыкской степи (это между Усть-Каном и Усть-Коксой), пастуху Чету Челпанову было видение Белого Бурхана. Поскольку, Чет за свою жизнь успел нагрешить, Ак Бурхан через дочь Чета, передал свои заповеди. Таким образом, наш район стал эпицентром возникновения нового религиозного учения.

К тому времени, алтайский шаманизм испытывал большой кризис. Шаманы истреблялись христианской церковью. Ты ведь помнишь рассказ В.Шишкова "Страшный Кам". Так же на Алтае возник земельный кризис в связи с активным переселением русских крестьян. Вот и стал алтайский народ с восторгом вспоминать времена джунгарского ханства и ждать перерождения последнего правителя Амурсаны.

Однако, бурханизм не был агрессивным учением. Его заповеди говорили о том, чтобы не пить алкоголь, не курить табак и не сквернословить, не поклоняться Эрлику и злым духам. То есть целью этой религии было оздоровление алтайского народа. Отчасти это учение было сродни буддизму. Это явление возымело огромную силу. Было решено провести всеобщий схода 1906 году. Среди почетных гостей были монгольские ламы. Это было мирное массовое моление. Но церковь обеспокоилась. Она теряла прихожан.

Представляешь, на этих глубоко религиозных людей было совершено нападение русских казаков. Зачинщиков и активистов брали в плен, остальных избивали и расстреливали. Повсюду был массовый грабеж. Чету и его сподвижникам выдвинули обвинение в шпионаже и связи с японскими террористами. Япония! Ты представляешь, где Япония, где Алтай! Но так было удобно властям, ведь как раз в то время в Манчжурии шла война с Японией.

Вот этот массовый погром и убийство невинных людей, положили начало нездоровой ненависти к русским. И когда, в 1918 году пришли красноармейцы и попытались водворить здесь советскую власть, отбирая у населения скот и продукты питания, народ восстал. Люди всячески пытались остановить продвижение отряда Сухова и других красноармейцев. Вызвавшиеся помочь им, считались предателями. Их истребляли и запрещали хоронить в назидание прочим жителям Алтая.

Ситуация становилась критической. Многие семьи приняли решение уйти в Китай. Алтайцы собирали по кочевьям свой скот и гнали его по знаменитой тюнгурской тропе. Так поступил и мой дед. Он оставил свои родные земли, и в качестве жертвы приподнес свои стада Китаю, получил там гражданство.

- Ах! Вот откуда у тебя такое имя!

- Да, именно от туда. Так вот, конечно, среди благочестивых алтайских кочевников, как и везде, присутствовал преступный элемент. Желая уничтожить советскую власть, они вступали в колхозы и угоняли колхозные стада по известному маршруту Тюнгур - Китай. В последствии, уже под руководством Сталина, выискивая неблагонадежных и прочих алтайцев, власть отправляла их на строительство дороги на тюнгурской тропе. Тут и не стоит говорить, что построена эта дорога на костях каторжников.

- И, ведь что-то помешало достроить ее до конца?

- Да. Наверное, желание прекратить конфликт. Я думаю так.

- И как же ты решился приехать сюда?

- Зов крови! В семидесятых годах, будучи молодым и полным сил, я вернулся на родину предков. Именно здесь я нашел связь с Духами. Именно здесь я обрёл знания. Именно здесь я прозрел.

- Бай Ли, но ведь эта тропа использовалась и в давние времена?

- Всё верно! Посмотри, там есть святилище древних тюрков - поставленные в круг семь керексуров. Да и вообще, мне кажется, она была всегда. Близ неё множество курганов пазырыкской культуры. Пожалуй, ее не было лишь во времена ледникового периода, когда на всем протяжении Уймонской и амурской степей было огромное палеоозеро. Вон, посмотри на  горы, на высоте, примерно 400-500 метров. Что ты там видишь?

- Ух, ты! Ровная линия по всем горам.

- Правильно! Это прибойная линия. Там волны бились о берег и выточил в камне эту линию. Мужики и сейчас ещё собирают там ракушки. Но... Это уже другая история...


Рецензии