Ах, Александр Сергеевич, милый!
Один из главных создателей русской литературы и русского литературного языка. Ясный и добрый человек. Потомок древнейшего русского рода и в то же самое время истинно народный поэт, ставший близким и родным самым широким слоям народа. Настоящий сын России и её символ. Пушкин. Просто – Пушкин.
«Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали? О том как держали, искали, любили, о том, что в последнюю осень вы знали», пелось в одной песне. Ну, почему же не сказал? Всё сказал.
Он всё понимал – про себя, своё творчество, своё место в жизни и истории.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа».
Действительно – воздвиг. Своим трудом и талантом, своим желанием сказать Слово. И тропа к нему не зарастает уже две сотни лет. И то, что он сделал – не для кучки самовлюблённых самозванных эстетов, считающих себя выше прочих, а для всех, для самых разных людей. Для всего народа.
«Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».
Что выше, что долговечней – государство или культура? Материальные достижения (в данном случае, победа над Наполеоном) или нематериальные, духовные? Пушкин был уверен, что именно культура, духовное начало выше и долговечнее материального. Вот и его «нерукотворный памятник» – культура, язык, художественное слово – вознёсся выше самых блестящих побед Российского государства и его самого.
«Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –»
Бессмертие человеку (религиозные аспекты здесь не берём) может дать лишь служение людям и культура.
«И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Истинное дарование не пройдёт незамеченным и будет оценено, если и не современниками, то потомками. Пока люди пишут и слагают стихи, Пушкин будет жив. Он это знал. Верил, хотел верить, а может, и понимал, что его будут знать и помнить соотечественники, и не только русские соплеменники, но и все сущие в России народы-«языки»:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси Великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
А почему будут знать и помнить? Ответил он и на это:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».
Не к эгоизму и самолюбованию, не к пороку и разнузданности, не к попранию и осмеянию всего и вся призывало его творчество. Сердце и лира Пушкина были Добрыми. Воспевали добро, справедливость, честь, дружбу, любовь, выручку, чувство Родины, прощение. И призывали людей быть лучше, чище, выше, милосерднее. А это тоже не остаётся без внимания и почитания.
И ещё одно – очень важное, чем жил или старался жить Пушкин и что он завещал людям:
«Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца».
Муза – не самоцель, не абсолют, не истина. Она ценна, плодотворна и благотворна лишь тогда, когда служит «веленью Божьему», то есть, настоящей истине и подлинной правде. Тогда она даёт поэту, таланту, человеку не тщеславие и гордыню, а смирение, смелость и мудрость. И тогда и только тогда тот самый воздвигнутый поэтом «нерукотворный памятник» окажется настоящим, способным простоять века и быть полезным людям.
Не всегда, далеко не всегда удаётся жить и творить так, как об этом написал в своём стихотворении Пушкин. И сам он бывал охвачен страстями. Но эти слова – тот образец, тот идеал для поэта и человека вообще, к которому надо стремиться.
Прав был Александр Сергеевич. Предвидел будущее. Был честен перед собой и историей. Стоит его «нерукотворный памятник». И «не зарастёт к нему народная тропа»!
Свидетельство о публикации №224060600896
Галина Марчукова 06.06.2024 16:10 Заявить о нарушении