Величайшая из всех войн Б. П. Вадья

Из книги "Как прожить жизнь"

Любая семейная вражда, классовая борьба, междоусобная война и любой религиозный крестовый поход являются лишь отражением разветвленной вечной борьбы между высшим и низшим «я» человека.  Для изучающего оккультизм одним из самых ранних уроков является осознание того, что битвы во внешнем мире являются лишь мрачными копиями войн, бушующих внутри нас.  Значение и влияние малых и великих войн никогда не понять, пока не осознать эта великую истину. Не было бы мировых войны, если бы не было в мире классовой борьбы, ненависти вероучений и кастовых предрассудков.  В обществе не было бы конкуренции между молодыми и пожилыми или между мужчиной и женщиной, если бы существовали правильные семейные отношения.  Так, мы видим человека, который воюет с соседями и ближайшими родственниками, потому что его руки сражаются с головой, ум с сердцем или гордость противится его принципам. 
Постоянно ведётся борьба между нашим материальным и духовным «я».  Последователи теософии знают о характере этой борьбы, и вдумчивые теософы приобретают знания об относительной силе воюющих сторон и соответствующих источниках вербовки и восстановления сил, пока битва ещё продолжается.  Все мы знаем, что, в конечном счете, дух должен восторжествовать над материей, мудрость над неведением, а любовь над ненавистью. Только теоретическое понимание приносит мало пользы, в то время как ненависть поглощает любовь, разжигая огонь страстей в нашей собственной природе. 
Мы не только знаем о том, что в нас постоянно идет борьба, но что её надо вести до победного конца, пока свет мудрости не вырвется из наших сердец и не рассеет тьму невежества, и пока любовь не излучится справедливостью и блаженством из наших умов, обнаруживая порядок посреди хаоса.  Просвещенное сердце и сострадательная голова являются признаками духовного человека, который выше, больше и благороднее праведника с рациональным умом и сочувствующим сердцем.  Необходимо понять различие между праведным и духовным человеком.  Как серьёзные приверженцы теософического учения, мы оставили явную порочную жизнь и понимаем различие между ней и высшей жизнью.  Тем не менее, мы склонны ошибочно принимать негативную добродетель за жизнь духа.  «Недостаточно показывать пример чистой добродетельной жизни и терпимости духа; это не что иное, как негативная добродетель, и для ученичества она не годится», - написал однажды Учитель.  Совершенно другой и более высокой, чем негативная добродетель, является позитивная духовность. 
Наши добродетели и пороки делают нас по очереди хорошими и плохими.  Равновесие, посредством чего они управляются и превращаются в способности для роста и служения, может быть достигнуто, если будет проявлена позитивная духовность.  Подобно тому, как человеческая любовь выше и превосходнее похоти, а похоть, постоянно подпитывающая сама себя, не может стать любовью, так и божественная духовность имеет более глубокое и редкое качество, чем человеческая добродетель, которая от простого приумножения, не рождает  дух мудрости.  Разница между хорошим и плохим одного рода; а пропасть между добродетелью и духовностью не определяется лишь разницей в уровнях. 
Ясное разумное понимание этого факта очень полезно. Воин получает дополнительный импульс для борьбы, если он теоретически понимает суть злобной природы своего врага; он борется, прилагая больше сердца, если он правильно это понимает. Такое понимание является прекрасным полезным качеством, без которого почти невозможно победить нашу низшую природу.  Постоянство и стойкость, столь необходимые для ведения борьбы, рождаются в наших сердцах.  Понимание нашей философии только умом не приносит нам той жизненной энергии, которую даёт сердце. Понимание учения – это часто используемая фраза.  Его психологическое значение обычно не ощущается.  Давайте постигать силой сердца существенное различие между добродетельным и духовным человеком.
Борьба между хорошим и духовным во внешнем мире выражается в нас конфликтом обязанностей.  Есть люди, которые выполняют «работу долга», и не знают этого, потому что в них конфликт обязанностей никогда не возникал.  Добродетельные люди этого мира, лишенные понятий о росте души и духовном прогрессе, лучше понимают истины жизни, чем те, в чьей собственной вселенной происходит конфликт обязанностей.  Только тогда встают трудные вопросы: «Кто я?» «Каковы мои отношения с другими?» Хорошая мать будет оставаться доброй, пока обстоятельства не заставят ее задуматься о мудром или немудром отношении к своему собственному ребенку, или о справедливом или несправедливом отношении к чужим детям.  Конфликт обязанностей открывает перспективу духовной области. 
Правильный баланс, достигнутый между различными конфликтующими обязанностями, превращает наше добро в духовность.  Высшая жизнь состоит в правильной адаптации наших различных обязанностей к гармоничной дхарме, посредством чего проявляется свойство нашего эго.  Всё сущее имеет свои определённые свойства, одни аспекты стали активными, другие – все еще находятся в состоянии латентности.  Когда проявляются латентные аспекты наших качеств, они часто сталкиваются с качествами, уже нашедшими объективное выражение.  Таким образом, возникает конфликт обязанностей.  Дхарма (великое слово, на которое необходимо медитировать) является средством нашего становления.  Мы то, что мы есть, благодаря нашей дхарме.  Исполняя дхарму, мы растем.  Мы становимся иными, чем мы есть сейчас.  В этом заключается основа внутреннего роста или конфликт между противостоящими и устойчивыми силами. 
Силы духа выдерживают натиск.  Они превосходят силы зла и добра.  Борьба с нашей низшей природой часто трактуется как борьба с порочными тенденциями.  Однако не всегда признается, что мы страдаем от недостатков качеств, что является трудно преодолимым препятствием, потому что, как правило, мы ищем и находим этому оправдание. Мы осуждаем даже самих себя за явные проступки.  Если по кармической склонности или по другим причинам, относящимся к области оккультизма, в нашей повседневной жизни происходят осаждения зла, мы можем распознать их как таковые.  У нас осталось достаточно благопристойности, чтобы понять, что зло есть зло, а проступок – это неправильно.  Бывают осаждения преувеличенных добродетелей и уродливых привычек.  Трудно понять такое преувеличение и уродство.  В связи с этим возникает конфликт теософских обязанностей. Единственной силой, которая может спасти нас от заблуждения, является понимание нашей философии сердцем. 
В нашем стремлении изучить различные этапы философии мы иногда забываем, что существует практический метод самого исследования.  Разумеется, мы должны обладать достаточным знанием общих принципов и предположений.  Но это не должно мешать внимательному изучению особых теософских положений, которые дают ответы на наши личные проблемы.  У нас есть личность, которая изучает пути Безличного.  У неё есть устремления, которые мы хотим разрушить.  У неё есть способы выражения, которые мы хотим изменить.  Серьезный человек, который хочет прожить жизнь не напрасно, должен научиться выбирать из обширного корпуса наших учений конкретные доктрины, которые помогут ему в борьбе против его низшего эго.  Все наши проблемы, будь то «Эго» или личность, духовное «Я» или «я» материальное, решаются нашей философией.  В ней рассматриваются бесконечные сложные случаи мышления и нравственности.  С помощью различения мы должны найти те случаи, которые являются лекарством для наших конкретных болезней. 
Ведение постоянной борьбы против нашей низшей природы должно быть научным процессом.  Для многих из нас это вопрос настроения.  Простое желание сохранить тело здоровым не делает его здоровым.  Научное понимание и применение телесных законов оказываются эффективными также для психического и духовного здоровья.  Специальное исследование с этой точки зрения устраняет препятствия, которые создаёт конфликт обязанностей.  Наша низшая природа состоит из жизней более низкого уровня эволюции.  Наши высшие природные организмы построены из разумов более возвышенного типа, и каждый пытается проявить своё соответствующее ему свойство - дхарму, отсюда вечный конфликт. 
Наша телесная и чувственная природа взывает к своей собственной жизни.  Наши чувства жаждут самовыражения.  Наши умы испытывают танталовы муки, когда мы обуздываем и контролируем их естественную жажду.  Эти составляющие нашего низшего «я» обладают собственными свойствами.  Между ними бушует война, которая очевидна из-за неудовлетворенности полноценных личностей, лишенных энергии духа.  Когда огонь высшего Я с его сострадательным разумом, озаряющей интуицией и творческой волей касается низшего «я», мы испытываем серьезное беспокойство.  Когда изучение и практика теософии делают борьбу более ожесточенной, давайте не будем сдаваться и впадать в озадачивающую нас депрессию. Давайте не будем забывать о понятиях, связанных с нравственной проблемой конфликта обязанностей.


Рецензии