ереси

https://sankirtana.org/apologeticheskij-proekt

7) Клуб «Гопи-бхава».
Этот клуб возник в 1976 году в Лос-Анжелесе и распространил свое
влияние на другие центры Америки. 25 мужчин и столько же женщин
организовали регулярные чтения глав из «Чайтанья-Чаритамриты»,
описывающих сокровенные развлечения Радхи и Кришны. Это было явным
проявлением сахаджии, в связи с этим среди преданных встречались случаи
аморального поведения. Шрила Прабхупада жестко пресек эти отклонения,
даже не остановившись перед исключением людей, упорствующих в этих
взглядах, из общества. («Трансцендентный дневник» Т.2.2, стр. 71-78

8) Расика-бхава

Как отголосок деятельности Клуба «Гопи-бхавы» после ухода Прабхупады
возникла другая проблема получившая название «Расика-бхакти».
Хотя разоблачение Прабхупадой «Клуба гопи-бхавы» было подробно
описано и проанализировано, аналогичная попытка снова имела место, но
Сознание Кришны как оно есть уже спустя пятнадцать лет после его ухода. На этот раз в число попавших под влияние ереси входили четыре члена GBC и другие гуру, поэтому отклонение
повлияло и на большое число их последователей. Эти преданные, главным
образом, жили во Вриндаване, в храме Кришны-Баларамы, принадлежащем
ISKCON. По тем или иным причинам они попали под влияние пожилого
санньяси из Гаудия-матха. Спор о расика-бхакти стал повторением проблемы,
которую, казалось, решил Прабхупада: опять преданные слишком торопились
подняться на уровень им недоступный, однако теперь эта проблема
усугублялась неподчинением духовным авторитетам.
Пожилой санньяси, Нараяна Махарадж, ученик санньяса-гуру Прабхупады,
был давним другом ISKCON. Сведущий в писаниях, аскетичный, давний
житель Вриндавана, он любил рассказывать раса-катху – возвышенные
повествования о развлечениях Кришны во Вриндаване. Небольшая группа
преданных ISKCON (в том числе и Тамала Кришна, автор описанных ересей)
начала регулярно общаться с ним, пренебрегая печальными фактами
истории, постановлениями GBC, запрещавшими подобное общение, и
частыми предупреждениями друзей. Нараяна Махарадж не пытался скрыть
факта своего общения с ними, которое с течением времени стало очень
тесным. Когда его приглашали принять участие в программах ISKCON, он
открыто заявлял, что преданные общества не должны оставаться неофитами.
Мало просто следовать правилам и ограничениям – нужно встать на путь
спонтанной преданности. Выдвижение им на первый план гопи-бхавы,
любви пастушек к Кришне, вызывало особое беспокойство его слушателей
из ISKCON, не забывших о предупреждении Прабхупады, который
подчеркивал, что путь спонтанной преданности предназначен только для
освобожденных душ. Он словом и делом учил, что наше преданное служение
должно быть ограничено рамками правил и регулирующих принципов. Когда
преданный очистится от материальных пороков, спонтанная преданность
пробудится в нем сама собой. И тем не менее последователи Нараяны
Махараджа из ISKCON полагали, что, следуя его советам и примеру, они
быстрее развиваются духовно. Они стали повторять больше кругов мантры,
старались развить в себе привязанность к святым местам, где Кришна
проводил Свои лилы, и благодаря этому ощущали углубление в себе
сознания Кришны. Прабхупада, как они считали, теперь руководил ими
через Нараяну Махараджа.
На ежегодном заседании GBC в 1993 преданных попросили объяснить
свои отношения с Нараяной Махараджем. Те, кто был с ним связан,
постарались преуменьшить серьезность этого общения, хотя некоторые из
них к тому времени посещали его уже пять лет. Поверив им на слово, GBC не
стал обсуждать эту тему. Однако беспокойства не прекратились, особенно
среди преданных ISKCON, живущих во Вриндаване, которые чувствовали,
как влияние Нараяны Махараджа медленно, но верно распространяется
на весь храмовый комплекс Кришны-Баларамы. На следующем ежегодном

Глава 2 – Ереси в движении ISKCON заседании GBC потребовало от своих членов, связанных с бабаджи, по возможности ограничить дальнейшее общение со своим новым учителем.
Преданные на словах согласились с этим решением, но их симпатии
к наставлениям Нараяны Махараджа ничуть не уменьшились. В ISKCON
начали появляться и приобретать известность их картины, написанные под
руководством бабаджи, которые изображали близкие отношения Радхи и
Кришны. Преданные все больше включали в свои лекции раса-катху. В ряде
храмов общества также появились последователи Нараяны Махараджа. В
годовщину принятия Шрилой Прабхупадой санньясы, по случаю которой
праздник, как обычно, был организован в храме Нараяны Махараджа, где
в 1959 г. проходила церемония посвящения, противостояние достигло
наивысшей точки. Тамал Кришна Госвами и Гирираджа Свами, вместо
того чтобы прославлять Прабхупаду, использовали этот случай для
прославления бабаджи, рекомендуя всем преданным ISKCON общаться с
ним. Затем выступил сам Нараяна Махарадж. Он сказал, что Прабхупада
мог бы дать своим ученикам гораздо более возвышенные наставления,
если бы они были духовно более зрелыми. Он имел в виду, что проповедь
Прабхупады не шла дальше азбучных истин, что теперь преданные ISKCON
готовы к более высоким ступеням сознания Кришны и что эти наставления
может дать именно он.
Хотя во время программы никто из присутствующих не выразил
несогласия, после нее возмущение охватило всех без исключения.
Многие решили, что дело зашло слишком далеко и GBC теперь должно
принять твердое решение. Однако последователи Нараяны Махараджа
не сдавались: считая, что их неправильно поняли, они встречались с
ведущими преданными ISKCON в Индии, Европе, Северной Америке и
доказывали свою правоту. Но они не предполагали, какой встретят отклик,
особенно со стороны президентов храмов Северной Америки. Влиятельная
группа преданных, решительное вмешательство которых привело раннее к
завершению эры зональных ачарьев, потребовала, чтобы последователи
Нараяны Махараджа покинули занимаемые посты. Многие преданные
опасались, что Движение ожидает раскол.
Спор о расике-бхакти был поставлен первым вопросом на повестку
дня заседаний GBC 1995 г. После недельного разбирательства перед
советом предстали и его члены, которые были причастны к этой проблеме.
Они признали, что, следуя наставлением гуру, не принадлежавшего к
ISKCON, они принижали роль Прабхупады и его учения. Их примеру уже
последовали многие начинающие преданные, и, как и предсказывал
Прабхупада, проповедническая деятельность на время развития гопи-бхавы
приостановилась, ибо все время уходило на личную духовную практику.
Члены GBC, связанные с этой проблемой, попросили отставки, в которой
им было сразу отказано. Тогда они добровольно отказались от полномочий
инициирующих гуру и обещали не посещать Вриндаван в течение года. Они
Сознание Кришны как оно есть также обещали перестать общаться с Нараяной Махараджем и исправить ошибки, допущенные в прошлом. По прошествии года GBC не был до конца
уверен в их полном раскаянии и на заседании в марте 1996 г. настоял на
продлении большинства санкций.
Поскольку GBC удалось избежать раскола, можно было надеяться
на смягчение наложенных санкций. Многие члены GBC хотели этого, и
вскоре такая возможность представилась: Нараяна Махарадж объявил о
своей поездке на Запад. Его визит в Голландию и Англию был организован
бывшими членами ISKCON и имел своей целью исключительно проповедь
среди членов Общества.
Хотя Нараяна Махарадж прославлял достижения Прабхупады и
выражал желание видеть ISKCON единым, члены GBC увидели в этой
поездке угрозу раскола. Они призвали бывших последователей Нараяны
Махараджа из числа членов GBC принять участие в составлении документа,
раскрывающего его цели. В результате по Интернету была распространена
статья «Сохраняя веру в Шрилу Прабхупаду». Лидеры Движения, принимая
Нараяну Махараджа и его окружение в храмах ISKCON, давали ясно понять,
что ему будет не просто встретиться с преданными общества. Когда в июле
месяце его поездка подошла к концу и десятки преданных из Европы и
Северной Америки получили у него посвящение, храмы ISKCON не ощутили
особого влияния его визита. Тем не менее, он объявил о намерении
отправиться в конце года в Австралию и Азию.
ISKCON не оставляет без внимания учеников недавно умершего гуру, а
также падших гуру, из которых кое-кто чувствует на себе влияние Нараяны
Махараджа. Хотя члены GBC, следовавшие раньше наставлениям Нараяны
Махараджа, ныне раскаялись в этом, одного этого еще не достаточно,
чтобы предотвратить исход преданных, не вполне доверяющих лидерам
ISKCON. Разумеется, гуру обязан удовлетворить законные ожидания своих
учеников: он должен быть сведущим в священных писаниях, владеть
своими чувствами и иметь духовный опыт, но, если пытаться подражать
Прабхупаде и его предшественникам, достигшим высочайшего уровня
духовного совершенства, это может привести учеников только к еще
большему разочарованию


Рецензии