Глава XI

 Следующим утром Эмиль и Виолетта, как и планировали, собирались в церковь. В этот раз девушка остановила свой выбор одежды на белой блузке с высоким кружевным воротником по моде начала прошлого века, и длинной юбке цвета шампанского. Эмиль же надел костюм, который они недавно с Виолеттой вместе и подобрали в магазине. Было ли это просто совпадением, но, когда они уже приехали в церковь и устроились рядом на скамеечке, кто-то сзади тихо пошутил: «О, прямо молодожены сидят!» Виолетта дернула головой, услышав эти слова, однако сам Эмиль, кажется, не расслышал из или не обратил внимания: он был занят рассматриванием убранства церкви изнутри. Поэтому, когда уже началась проповедь, юноша особо ее не слушал, продолжая то и дело поворачивать голову во все стороны, особенно часто глядя куда-то наверх. В конце концов даже самому священнику надоело видеть такое пренебрежение, и он прервал чтение и сказал:
 - Так, молодой человек из второго ряда, вам что, скучно меня слушать? Я не отрицаю, эта церковь хорошо выглядит после реставрации, но вы не могли бы изучить все что здесь находится позже? Потому что сейчас вы показываете вашу незаинтересованность и полное неуважение к проповеди!
- О, прощу прощения, - искренне извинился Эмиль, - не беспокойтесь, святой отец, я все услышал из того, что вы говорили!
 Старый священник прищурился.
 - Вот как? Хорошо же, проверим. Повторите мои последние недавние слова в таком случае!
 Эмиль действительно дословно повторил сказанное священником, даже закончил за него все предложение. После этого тот смягчился:
- Хорошо, но будьте, пожалуйста, менее увлечены разглядыванием нашего потолка, это выглядит так, словно вы сюда пришли чисто ради этого, юноша. Продолжим же: «И Иосиф приказал Марии…»

 После завершения службы Виолетта тихо поднялась со своего места и засобиралась к выходу, однако Эмиль не присоединился к ней. Вместо этого он подошел к стоящим ближе к углу скульптурам и начал внимательно их разглядывать. Затем перевел взгляд на витражное окно. Неизвестно, сколько бы это все продолжалось, если бы к нему не подошел сам священник. Они начали о чем-то разговаривать, но Виолетта предпочла не подслушивать и просто осталась ждать Эмиля у входа. В итоге, судя по всему, беседа закончилась мирно, и священник отпустил юношу с благословением, однако радости на лице Эмиля не было.
 - Что случилось? – спросила Виолетта, когда он наконец подошел к ней.
- Опять все очень сложно… - объяснил Эмиль, - все это место…
- Оно похоже на то, где ты был раньше? хоть немного? Или нет?
- В том-то и дело, что какие-то детали… Что-то очень отдаленное по сходству есть, но… - Эмиль наморщил лоб, силясь вспомнить, - Это все равно не то.
- Церкви все-таки не прямо одинаковые: конечно, именно в этой ты прежде не был, но может в похожей…
- Не знаю, честно, - полушепотом произнес Эмиль, - не знаю. Все это словно ненастоящее, какое-то подобие по сравнению с тем, что я, кажется, где-то когда-то видел. Но где… Это все как декорация в театре, все, что именно здесь, а там… Там было все же иначе.
- А о чем вы со священником говорили, если не секрет?
- О, да ни о чем важном, я еще раз извинился за то, что, видимо, странно выглядел во время проповеди. Я ведь уже хорошо понимаю, каким меня видят окружающие… Так сказать, чудаком не от мира сего, как было написано в тех книгах, что я позавчера читал. И я спросил его, а что важнее для церкви: условная обрядность, чисто визуальная часть, или же более глубокая, духовная. И вот он ответил, что, к сожалению. в нынешнее время постичь Бога лишь верой никто почти не может, всем нужно что-то еще, некое зрелище, поэтому каждый храм и старается выглядеть привлекательным для прихожан, но я этого не понимаю… Неужели люди не хотят просто искренне верить и любить Всевышнего? А многие и вовсе посещают это место лишь по привычке или в корыстной надежде, что даже без чистой веры им потом это зачтется? Неужели это действительно так?
 Видя растерянное лицо Эмиля, Виолетта попыталась было сказать ему что-то в утешение, но не нашла подходящих слов.
 - Увы, сейчас каждый сам решает, что для него вера и Бог. Вон, ты сам видел, что Колин и Анна вовсе сюда не приходят, они не считают себя верующими людьми. Но ты – ты ведь действительно веришь?
Эмиль ненадолго прикрыл глаза:
- Я даже не верю, Виолетта, я словно именно Знаю, что Бог есть, это не просто тексты, которые меня, как вы думаете, заставляли когда-то учить наизусть, я Понимаю и Чувствую, что это есть. Но здесь, в этом здании нет истинной веры и Его присутствия. К сожалению. И очень жаль, что это так.
 Девушка лишь вздохнула, беря друга за руку.
 - Но ничего не поделать, мне жаль, что сегодняшний визит сюда тебя огорчил. Пойдем тогда домой.

 Эмиль согласно кивнул, однако едва они с Виолеттой оказались на церковном дворике, неожиданно прямо в калитку туда забежал большой пес, рычащий и скалящий зубы. Испугавшись, Виолетта невольно вскрикнула и схватила Эмиля за руку, однако он лишь осторожно завел девушку за себя, после чего сделал пару шагов навстречу собаке, глядя ей прямо в глаза.
 - Т-с-с, т-щ-щ, иди домой, иди домой! – мягко произнес юноша, наклонившись к псу. И тот, как ни странно, резко перестал рычать, кряхтя облизнулся, потупил взгляд, а затем убежал обратно за ворота.
Виолетта была потрясена.
- Как… как ты это сделал? – спросила она у Эмиля. Тот лишь покачал головой.
- Не знаю. Но я очень хотел дать ему понять, что мы не представляем угрозы, и ему лучше уйти в другое место. И этот пес словно меня понял…
- Да… Это удивительно! Ты необыкновенный человек. Правда.
Юноша смущенно опустил глаза.
- Да, как говорила твоя подруга: словно с небес свалился. Хотя я сейчас уже ни в чем не уверен… Но нам пора.
 Вновь взявшись за руки, пара покинула церковный дворик, еще не представляя, какое открытие их будет ждать уже очень скоро.


Рецензии