Эсядэзэ...
Те, кто с внутренней глубиной, часто не отличаются внешней яркостью.
Но для тех, для кого всего важнее внутренняя глубина, яркими являются те, которые оказываются более глубокими, чем пустышки и существа поверхностные.
Может быть, это и не очень хорошее обстоятельство, когда приходится выбирать между двумя глубокими разумными существами. Потому что приходится БЫСТРО ИЗМЕРИТЬ и БЫСТРО СРАВНИТЬ сразу ДВЕ ГЛУБИНЫ, а тут возможно и ошибку сделать.
Измерить глубину только одного, например, человека - это уже трудная задача. А за то же, за короткое время, оценить глубину ещё одного человека, да ещё и сравнить с глубиной того внутреннего мира, который оценивался первым - это почти невыполнимая задача.
Люди, достаточно умственно развитые для того, чтобы понять свою ответственность и в то же время недостаточно сильные, то есть слабые, часто отказываются сравнивать глубины. А вдруг из двух глубин они более значительной назовут менее значительную глубину?
А вот сравнивать яркости тех, кто внешне сверкают, даже не очень сильные вкусом и умом люди берутся охотно.
Аппарат сравнения степеней яркости по сверканию, а не по глубине, развит у огромной массы людей. Если кто-то кажется бледным на фоне других, его не считают ярким.
На того или ту, чьё внешнее сверкание слепит глаза сравнивающим, долго смотреть невозможно и яркими выбирают не их, а тех, кто своим сверканием не вредит глазам.
Люди запоминают чаще всего тех, кто обладал ДОСТАТОЧНОЙ, но НЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ, вредной для глаз и ушей ЯРКОСТЬЮ.
История нашей страны была и остаётся такой, что в ней жителями накоплен и до сих пор ещё накапливается значительный опыт сравнения эсядэзэ. Сравнения СТЕПЕНЕЙ ЯРКОСТИ ДЛЯ ЗАМЕТНОСТИ.
Внешняя яркость в нашей стране чаще всего рассматривается как такая, что имеет три вида, которые если рассмотреть в алфавитном порядке бывают такие: яркость ИДЕЙНОСТИ, яркость МАСТЕРСТВА, яркость ДОСТУПНОСТИ ПОНИМАНИЮ.
Многие из тех, кто хотят быть ЗАМЕТНЫМИ для того, ЧТОБЫ их ЗАПОМНИЛИ, часто не надеются поражать зрителей, слушателей ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ сразу трёх ЯРКОСТЕЙ: и ИДЕЙНОСТИ, и МАСТЕРСТВА, и ДОСТУПНОСТИ ПОНИМАНИЮ.
Часто приводят пример Фаины Раневской, которая в спектакле "Шторм" играла торговку-спекулянтку, а многие зрители, посмотрев эпизод с её участием, уходили из театра, потому что считали, что в спектакле "Шторм", кроме Раневской, больше не на кого и не на что смотреть.
Какая идейность в торговке-спекулянтке? Никакой! А вот доступность понимания этого театрального образа зрителями обеспечить не очень трудно, особенно актрисе с несомненным актёрским мастерством.
Понятно, почему торговка-спекулянтка в исполнении Ф.Г. Раневской так раздражала коллег по спектаклю - других актёров и актрис, драматурга, режиссёра-постановщика.
От них требовали ДЕЛАТЬ, их профессиональным МАСТЕРСТВОМ, ДОСТУПНОЙ ПОНИМАНИЮ зрителей какую-то ИДЕЮ.
А это гораздо более скучное дело, чем обеспечивать своим профессиональным мастерством СОЧУВСТВИЕ, ЖИВОЕ УЧАСТИЕ в СУЩЕСТВОВАНИИ какого-то, или кинематографического, или литературного, или театрального ОБРАЗА.
Может быть, правы такие люди, как Фаина Раневская: гораздо больше, чем идейность образа, людям - зрителям, слушателям, читателям запоминается их СОБСТВЕННОЕ ЖИВОЕ УЧАСТИЕ в конкретном ОБРАЗЕ, пусть даже это и роль торговки-спекулянтки.
Многие и другие, а не только кинематограф и театр, искусства - устроены так, что ДО ТОГО, КАК НАЧНУТ над образами работать актёры, графики, живописцы, композиторы, режиссёры-постановщики, скульпторы, НАД ОБРАЗАМИ ДОЛЖЕН ПОРАБОТАТЬ АВТОР-ЛИТЕРАТОР.
Для обеспечения ЖИВОГО УЧАСТИЯ зрителей, слушателей, читателей в конкретном ОБРАЗЕ, литератор обычно:
Первое. Продумывает ИСТОРИЮ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ какому-то эпизоду ЖИЗНИ прорабатываемого ОБРАЗА.
Второе. Подбирает ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА и их СОЧЕТАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ как представляемому зрителям, слушателям, читателям ЭПИЗОДУ, так и ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ему ЖИЗНИ исполняемого-осуществляемого ОБРАЗА.
Третье. Не строго указывает, этой строгости лучше совсем не допускать, а НАМЕКАЕТ на то, КАК должен ВЫГЛЯДЕТЬ, под какую МУЗЫКУ двигаться, с какими ЖЕСТАМИ, а если нужно, то и с МИМИКОЙ, с какими ИНТОНАЦИЯМИ должен ПРОИЗНОСИТЬ актёр СОЧЕТАНИЯ СЛОВ при осуществлении пред зрителями и слушателями конкретного ОБРАЗА.
Вот такие ТРИ ЭТАПА СУЩЕСТВУЮТ в РАБОТЕ автора-литератора НАД конкретным ОБРАЗОМ.
Автору, сосредоточенному на идейности создаваемых образов, можно и не напоминать, а другим литераторам можно и напомнить, что ТРУДНО ДОСТИЧЬ БО'ЛЬШЕЙ эсядэзэ, СТЕПЕНИ ЯРКОСТИ ДЛЯ ЗАМЕТНОСТИ, чем у ОБРАЗОВ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ ЖИВЕЙШЕЕ зрителей, слушателей, читателей в них УЧАСТИЕ.
Свидетельство о публикации №224060700174