Рисуем домики Урая. Почему Каменный цветок?
Рона была жива. Она была любимицей Павла Бажова, писателя, который дружил с писателем Ратушным до его ареста и расстрела. Павел Бажов опекал даровитую дочурку друга. Но потом он умер и Рона водила меня на гору к его памятнику. Догадывалась ли она, что скоро сама будет покоиться под этой же горой? Дочь писателя учила меня как будущего писателя тайным премудростям родного языка и играла со мной во множество игр, опирающихся на богатство русского языка. При жизни Роны вопросов по речедеконструкции у меня не возникало.
Как внук знаменитого уральского писателя и друга великого уральского писателя я знал сказы Павла Бажова если и не наизусть, то очень близко к тексту.
Естественно сказ про Каменный Цветок был один из самых любимых моих сказов.
Помимо всего прочего моя мама на моей памяти поступила в Горный институт на отделение геофизики и блестяще его закончила. При этом учась на дневном отделении она работала на трёх работах: в швейном ателье уборщицей и истопницей, в музее Горного института сторожем и истопницей в какой-то строительной конторе. Я исправно ходил с мамой на все её работы и учёбы и рос по сути по ночам в музее камней Горного института, растапливал две печки ежедневно в ателье и стройконторе и дремал на лекциях вместе с будущими геофизиками.
Таким образом моё мировосприятие художественных произведений великого и и знаменитого русских писателей (а оба писали об уральских камнях) гармонично дополнялось коллекциями камней в Музее и коллекциями пиломатериалов, торфа и углей на местах работы родной мамы.
С мамой мы вместе исходили весь Урал вдоль и поперёк. В Ильменском заповеднике в шурфах я нашел и свой первый александрит и свой первый аквамарин (голубой изумруд!) причем аквамарин фантастических размеров и потрясающей глубины цвета.
Камни стали моей страстью на всю жизнь. Топазы и рубины, сапфиры и изумруды окружали меня со всех сторон. Мама дружила с Иваном Емельяновичем Мальцевым – минераловедом обладавшим с войны одной из крупнейших коллекций алмазов в мире. У него было около ста тысяч камней! В его доме на Уралмаше я видел своими глазами все эти сокровища хотя и оставался абсолютно безразличен к ним. В зоопарках я любил тигров, лбвов, леопардов, снежных барсов, ягуаров, пантер, рысей. В музеях камней и на витринах драгоценностей я упивался рубинами и изумрудами, сапфирами и александритами. Но главной моей любовью был Горный Хрусталь. Друзы Горного Хрусталя. Кристаллы Горного Хрусталя! Пьезокварц. Неземная красота!
Несколько лет (именно ЛЕТ а не ЗИМ) мы провели в Слюдоруднике, где я впервые работал в гараже на притирке клапанов к ЗИЛ-157 и на почте – почтальоном. Слюдорудник это не только слюда в немерянных дозах под ногами, но это россыпи кварца и очень много горного хрусталя и даже друз хрусталя и щёток хрусталя с вкраплениями золота! Потому дома у меня была личная коллекция Горного Хрусталя! В чем его прелесть? В первую очередь в фантастической чистоте и прозрачности кристалла! Есть конечно и Волосы Венеры, и десятки замутнённых примесями вариаций но Горный Хрусталь в своих высших проявлениях это абсолютная прозрачность, глубина и чистота. Неземные!
Когда фигуристки Хрустального выходят на свои коронные прокаты они являют миру в первую очередь именно эти три качества горного хрусталя – прозрачность, глубину и чистоту.
И вот именно эти три качества русской речи я ценю выше всех других.
Да, богатство сравнений.
Да, красота построений.
Да, логическая завершённость.
Но выше всего: чистота, глубина и прозрачность!
И мне казалось что именно так я и пишу.
Глубоко, чисто и прозрачно.
Никаких неясностей.
Никаких трёхсмысленностей.
Никаких намёков и полунамёков.
А потом детство закончилось.
У меня оно оборвалось резко 2 июня 1969 года, когда сумасшедший трамвай перевернулся и втёр в асфальт всю «остановку» на Московской в двух шагах от моей родной инглиш скул.
Вчера мне по телевизору показали эпизод из той истории. Трамвай на повороте выбросил людей под колеса машин. И я вспомнил!
И в наступившей вдруг взрослой жизни я обнаружил множество ситуаций, когда тебе вроде бы и сказали что-то как бы «понятное» но с течением времени сказанное становится все непонятнее и непонятнее. И начинаешь понимать, что именно тебе сказали, когда через сутки, когда через годы, а кое-что и через всю жизнь…
Более того.
Пишешь вроде бы просто и ясно.
А потом обнаруживаешь, что написал на самом деле не то, что задумывал, а что-то совсем иное.
Вот сижу и рисую домики Урая.
Люблю я рисовать домики.
С детства.
Своего-то домика у меня так и не случилось.
А ведь мечтал стать архитектором и подарить маме дом.
Не сошлось.
Не сбылось.
Смотрю на красивый разрушающийся домик.
И мне так сильно хочется его сберечь.
И вот воздвигаю ему нерукотворный памятник.
Не умирай, любовь!
И видя его красные «лепестки» шепчу: «Каменный Цветок»!
Свидетельство о публикации №224060700219
если она проходит в Минске. В Минске есть музей природного камня под открытым небом. Занятно. Умели древние обрабатывать камень .Загадка.
Сергей Комаровский 2 07.06.2024 09:53 Заявить о нарушении