12. О вреде и пользе ЕГЭ

     Эпиграф: Его скоро отменят.

     Заметьте, я еще ни разу не поднял тему упадка в образовании. Во-первых, это скучно. С тех пор, как изобрели образование, говорят о его упадке. Есть даже такой критерий: если человек одобрительно высказывается об уровне образования, значит, это глупый человек. Умный тоже может похвалить уровень образования, но этот уровень должен находиться где-то в другой стране, или в каком-то далеком прошлом…
     Но не будем отвлекаться, ЕГЭ, так ЕГЭ. Тем более тема уровня образования спаяна с этими тремя неблагозвучными буквами монолитно и... В общем, спаяна.
     Я говорю уровень, а не качество, ибо качество не то слово. А уровень, это уровень, если хотите, человека в целом. Помните, вернее знаете шутку про инженера до революции и после нее? До: до синевы выбрит, слегка пьян и знал от Баха до Фейербаха. После: слегка выбрит, до синевы пьян и… так далее.
     На ЕГЭ, братья и сестры,  у меня странная реакция. Погодите аплодировать. Ибо. Когда при мне его хвалят, мне приходится его ругать. Я говорю: как можно ЕГЭ за такое хвалить? Когда его ругают, или скажем мягче, критикуют, мне приходится его защищать от такой критики. Вы что, в своем уме? – говорю я, при чем здесь ЕГЭ?
     Мне говорят злорадно: его вот-вот отменят. Я отвечаю, его нельзя отменить. На нем сейчас все держится. После его отмены наступит полный хаос (отмена прежней логики и формирование новой). Однако, когда я слышу, что ректоры ведущих вузов заявляют, что ЕГЭ отлично работает, как ни один инструмент до этого, осуществляя дисперсию выпускников школ по качеству подготовки, то я говорю: школе и обществу это благо обошлось слишком дорого, и отнюдь не в плане денег, хотя и их тоже. Из-за этого ЕГЭ полный хаос. Он разрушил саму конструкцию школьного образования.
     Извините, тут я поясню.  Допустим, вы прошли ускоренные курсы чего-то там, например, управления автомобилем, и вам суют в харю тест из 20 вопросов, на которые надо ответить за двадцать минут, причем, ответить надо на все вопросы правильно, то это - как доктор прописал. В этом случае тест работает. Если вы с ним справляетесь, то вы получаете диплом, лицензию, справку и т.п., и выданный документ отражает вашу компетентность в данном круге вопросов. При ряде оговорок, куда же без них! Но, когда вы учились 10-11 лет, и все что вы делали за этот промежуток времени, в который вы вошли несмышленым ребенком, а вышли взрослым человеком, оценивается с помощью трех четырех тестов, довольно странных по содержанию, то нормальный человек понимает, что это не совсем то.  Понять уровень выпускника и оценить его по предложенной системе баллов (5, 10 или 100) можно лишь в процессе непосредственного общения, достаточно продолжительного. Но, кто это сможет осуществить? Да так, чтобы аттестат или сертификат отражал уровень выпускника, хотя бы так же, как водительское удостоверение отражает компетентность свежеиспеченного водителя? Увы, нужна бездушная система объективного оценивания, иначе под видом аттестатов мы получим дополнительные тонны липовых бумаг, наподобие тех, которыми забиты стеллажи методкабинетов.
     Именно это имеют в виду ректоры ведущих вузов нашей страны, богатой на традиции очковтирательства. Именно это, бесстрастно констатирует недолгая, но богатая на анекдоты история того же ЕГЭ. В следующем отрывке я обещаю рассказать один из них.
     Мое отношение к ЕГЭ никогда не было постоянной величиной. В 2009 году, когда ЕГЭ был чем-то новым и пугающим, не приходилось никого убеждать в необходимости предэкзаменационной пахоты. Учительские души радовались. Впервые за последние годы на консультации ходил весь класс. Выпускников пришлось разбивать на группы, чтобы справиться с этим потоком. Они впитывали каждое слово, как пересохшая земля впитывает влагу. Давайте, давайте, давайте. По всем предметам. Заставлять приходилось единицы, откровенных тормозов. И я тогда сказал им:  "Я уверен, что люди вашего выпуска хорошо подтянут общество, ибо они сидят за учебниками, они слышат педагогов. Потом это все переосмыслится, но вы, по сравнению с предыдущим выпуском уже получаете колоссальный толчок в своем развитии. Это не пропадет. Как не пропадает кратковременный импульс, получаемый ракетой в строго определенный промежуток времени ее полета. Такая ракета может улететь не просто далеко, а очень далеко, туда, куда до этого не летали другие ракеты. Вам, и мне, как учителю, (запускателю ракет) повезло."
     И так еще два года. А потом… Поток пересох.  После последнего звонка на консультацию почти никто не явился. А тот, кто пришел, откровенно зевал, и смотрел на часы. Потом, на проверке работ выяснилось, что результаты выше прошлогодних на порядок. Нас накрыл вал фальсификаций. Причем, приняли участие все. И дети, с их неокрепшими душами, и их мудрые учителя, которым предлагали заработать на решении заданий своим знакомым и незнакомым клиентам. И родители. Причем особенно отличились люди уважаемые, занимающие общественные посты, работники правоохранительной сферы. И я тогда для себя вдруг понял, в стране порядочных людей нет. Нет людей, понимающих необходимость общественных установлений, осознающих оную.  Смейтесь сколько хотите, но это было крахом моей веры в людей. А учителя… Вообразите себе собаку, которая вместо того, чтобы охранять двор от воров, сама ведет их и показывает, где что лежит, помахивая хвостом и заглядывая в глаза в ожидании кусочка сахара.
     На следующий 2013 год в экзаменационные аудитории поместили камеры, приобретенные для выборов президента весной 2012 года. И комиссии по проверке работ позевывая стали перекладывать пустые бланки из одной стопы в другую. Что, в общем продолжается по сей день. В школах резко сократилось количество учащихся 10 и 11 классов. То есть будущих абитуриентов вузов. Но, якобы, их до этого было слишком много, и это отрицательно влияло на качество вузовского образования. К тому же стране не нужны спецы в таком количестве. Ладно. Нет дуда без хобра, гласит мудрость.
     Заметьте, народная. То есть ваша, уважаемые читатели. Кем бы вы не были, президентом, или вахтовиком, вы - народ, а следовательно априори мудры. Вот и думайте.


Рецензии