Наши учителя. Баталова Эмма Владимировна

 Эмма Владимировна, дочь школьного медика, нас не учила, но запомнилась всем своей необычной внешностью и артистизмом. В своих роскошных нарядах она напоминала нам красивую актрису.
 Рассказ о ней лучше бы назвать «Не смейте забывать учителей», потому что всё, что с ней связано, наводит именно на такие мысли.

  Пятнадцать лет назад наша семья переехала из родных мест ближе к Ижевску. Все дети жили своими семьями, у всех было своё жильё, и нам, родителям, предоставили двухкомнатную квартиру в самом центре Завьялова – большого пригородного села.  Это, своего рода, спальный район Ижевска.
Мы быстро обжились, у нас восстановились связи с одноклассниками, которые после школы прописались в столице, мы стали часто общаться, созваниваться, порой встречаться…
 
  Прошёл почти год с того момента, как наша семья покинула родные места. Однажды мне позвонила Галина, приятельница, с которой мы были знакомы ещё со школьной поры. Она спросила, знаю ли я, что Эмма Владимировна Баталова, по мужу Маурина, живёт в Завьялове, что у них произошёл пожар, и семья вынуждена временно ютиться в интернате.
  Конечно, я не знала, но пообещала уточнить, а потом позвонить и рассказать новости. К тому времени на новом месте у меня появились хорошие знакомые.
Узнала, что наша учительница тяжело больна, выходит из дома редко, но книги, которые дочь берёт для неё в библиотеке, читает, как и прежде, довольно активно. 
Всё было именно так.  К тому времени муж Эммы Владимировны, работавший в редакции районной газеты, давно скончался, и она жила с единственной дочерью, сорокалетней Ларисой.  Дом во время пожара пострадал, но восстановить его было можно, на это требовалось время и средства. 

  Мы с Галиной созвонились, решили купить комплект постельного белья, ещё что-нибудь из хозяйственных предметов и навестить свою учительницу.
Был конец сентября. Вечером я позвонила Ларисе, которая, как и мать, работала учительницей русского языка в сельской школе. Представилась бывшей ученицей Эммы Владимировны, сказала, что мы с Галиной хотели бы их навестить. Лариса, на удивление, стала рассказывать о матери, о её болезни, о том, как та постоянно твердит одно и то же: «я не сошла с ума», потому что очень боится повторить судьбу Лидии Ивановны. Видимо, болезнь матери наложила на неё неизгладимые впечатления

  Внезапно Лариса прервала рассказ, сказала, что её зовёт больная, и она перезвонит позже.
 Она перезвонила через час. Сказала только одну фразу: «Мама умерла».
Спешите делать добрые дела. Мы с Галиной не успели. Договорились, что обязательно встретимся на похоронах Эммы Владимировны.
 На другой день я кое-что собрала и пошла попрощаться с покойной.
То, что я увидела, повергло меня в глубокий шок, если не сказать больше.

  Жили они в двухквартирном доме. Следы пожара были видны с улицы, а во дворе лежали полусгоревшие вещи, стиральная машина, что-то вроде остатков холодильника, какие-то доски. Вид был, мягко сказать, страшный.
Почему повергло в шок? Пожар произошёл довольно давно, семья жила сначала в интернате, а потом, когда почистили стены и положили новый пол, перебралась в свою квартиру. Убрать остатки пожарища во дворе можно было сразу, чтобы они не напоминали о том печальном случае. Тем более, дом их находится почти в самом центре села.

  Несколько лет назад у нас в деревне тоже случился пожар. У одной учительницы брошенный ревнивый муж поджёг баню и сарай. Дома, к счастью, огонь не достиг. Но уже на другой день весь учительский коллектив вышел на, своего рода, субботник. За пару дней всё подчистили, негодное увезли на свалку, кое-что распилили на дрова.
  От пожарища и следов не осталось. А тут – большая средняя школа, сотни старшеклассников, не один десяток учителей, и все равнодушно отнеслись к беде своей коллеги. Неужели не могли помочь расчистить двор?

  У дома я встретила незнакомую женщину, с которой и зашли в квартиру. У гроба никого не было, Лариса в одиночестве коротала ночь с покойной матерью. Поразило и это. Как-то не по-христиански.
 Эмма Владимировна постарела, но остатки прежней красоты и лёгкого шарма всё же сохранились. На ней было нарядное платье и лёгкий шарфик на голове.  Повязан он был именно так, как она носила в молодости.
  Лариса рассказала, что люди помогли одеждой, принесли продукты и прочее, рассказала о последних минутах жизни своей матери. Сын её в то время служил в армии, но ему не сообщили о смерти бабушки. Почему, выяснять не стала. Не хотели травмировать взрослого парня? У каждого свои семейные правила.

  В квартире не было мебели, стены и пол были не покрашены, всё находилось в стадии затянувшегося ремонта. Почему ремонт не продвигается, хотя времени прошло достаточно много, спрашивать не стала. Но было жалко видеть и осознавать, что бывшая красавица, нежное создание, которая провела детство и юность в любви, ласке и большом достатке, доживала свои последние месяцы и дни в такой обстановке.
 
  Я шла домой, и всю дорогу у меня в голове крутилась одна мысль: «Не смейте забывать учителей…»
  Дома открыла сборник Андрея Дементьева, и с комом в горле прочитала его стихотворение. Включила телевизор, а там в записи шла передача ко дню Учителя, и гости слушали выступление поэта. Он читал со сцены это стихотворение.
Случайное совпадение? Да, совпадение.

  Хоронили Эмму Владимировну в день Учителя.
Пусть остаётся эта красавица в нашей памяти такой, какой мы помнили её в годы своего детства!


 


Рецензии
Ой, как трогательно и
душевно! Вот она, наша
жизнь, без красивых фантиков
и ёлочной мишуры ...

Спасибо, Валентина, за память
и душевный, поучительный
сказ ! Что важно для
нас...

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   10.07.2024 20:12     Заявить о нарушении
Да, Володя, печальная история. А жизнь поначалу не предвещала такого конца.
Её мать была в школе медработников, а в конце жизни жила у Эммы и тронулась рассудком.
Всё это я узнала после смерти учителя.

Валентина Колбина   10.07.2024 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.