88

1985 год, 1 четверть
Новый Аришкин класс по количеству учеников был самый малочисленный в школе. Всего четыре человека. Юля, Катя, Сергей, ну и Аришка.
В начале сентября у Аришки день рождения, и в этот день, она почувствовала, что немного подружилась со своими новыми одноклассницами. Она приятно удивилась, что это произошло так быстро. Думается, главная причина этому – Юля Соловьёва. Юля – добрая. Это, наверное, её самое главное качество. А истинно добрые люди – сильные и смелые. А ещё Юля – сирота. Жила с бабушкой и двумя младшими сёстрами. Юля – весёлая. Но веселье её было особенное. Она не хохотушка.
Хотя, много позже Аришка с Юлей однажды сидели на уроке рисования за одной партой и хохотали так, что их обеих выгнали с урока. Но выгнали не в наказание, а чтобы они смогли успокоиться. Они так и не успокоились. Невозможно оказалось. Причина их хохота – замечательные художественные способности, опять же, у Юли. Учительница велела нарисовать что-то на тему вреда курения. И, пока Аришка пыталась изобразить пожар на конюшне, который произошёл от небрежно брошенной сигареты, Юля нарисовала волка из «Ну, погоди!», который шёл, курил, и от него в разные стороны летело множество сигарет. Вот этот рисунок и показался Аришке таким забавным, что она не могла успокоиться. Она старалась взять себя в руки, смотрела в другую сторону, старалась взглядом не коснуться волка, но зрительная память не давала его забыть. Пришлось обратиться к учительнице: «Можно на своё место сяду, я здесь не могу больше…». На последнем слове Аришка и Юля прыснули и поползли под парту. «Можно, иди на своё место» – учительница не злилась. Она видела, что девчонки не нарочно…
Но это скорее исключение, веселье Юли было тихое, какое бывает от доброты и хорошего настроения. Ей было хорошо на свете жить, и всем рядом с ней было приятно. Аришку она сразу приняла.
Катя Гришина – умненькая, немного скрытная. Она очень любила Юлю Соловьёву, но без ревности, для новенькой подвинулась, уступила место в маленькой компании, ведь рядом с Юлей по-другому нельзя.
И Серёга Плохих. Рыжий, с веснушками, жизнерадостный, громкоголосый, с чуть хрипловатым голосом. Он был из тех ребят, которые к девочкам относятся снисходительно и, часто, с неодобрением. Но, коль, жизнь подсунула таких одноклассников, то на то она и жизнь, чтобы делать сюрпризы, приятные или не очень, а долго расстраиваться по такому поводу он не собирался. С Сергеем Аришка и просидела весь год на второй парте.
Учителя любили работать в этом классе.
– Ах, как у вас тихо, как уютно, – говорили они.
Жене директора – Светлане Георгиевне, нравилось свой учительский стол передвигать к батарее и разворачивать его перпендикулярно. И сидела там, грея спину и проводя с удовольствием уроки.
Как-то забыли после её ухода поставить стол на место, и следующему учителю так понравилась эта идея, что стол так навсегда остался у окна.
В классе ещё жила мышка. В углу она прогрызла дырочку и иногда выходила наружу. Эти прогулки бывали даже во время уроков.
Девочки стали приносить ей из дома еду, опасаясь, что в школе особым питанием не побалуешься. И теперь около норки стояло блюдце с молоком и прочие угощения. Учителя посмеивались и не возражали, но однажды пришёл злющий директор и орал на девчонок. Оказалось, школа и сам директор лично объявили войну грызунам и усиленно ведут её, а 6 класс перешёл на сторону противника. Пришлось убрать еду от жилища противника. Но время от времени в дырочку что-нибудь, как бы случайно, подбрасывали.
Классным руководителем была Анна Васильевна, та самая, что говорила тогда «ша, пелёнки». Аришка узнала, что это не одно интересное слово, а два обычных, ну, или, почти обычных: «ша», означает тише, «пелёнки» – это обзывательство такое. Анна Васильевна вскоре ушла в декретный отпуск и родила ребёнка.
Географию вела худая молоденькая учительница, только что из института. На урок она приносила толстую книгу, открывала её и читала про себя, а детям задавала самостоятельно изучать материал. Дети изучали.
Аришкиной любимицей была Марина Николаевна, учительница математики. Она тоже молодая и тоже из института. Математику Аришка любила, и давалась она ей легко. Учительница была добрая. Но, главное, когда Аришке и Марине Николаевне случалось идти вместе, они вели очень увлекательные (с Аришкиной точки зрения) беседы о тайнах космоса.
В школу и домой ходили одной дружной компанией (если количество уроков совпадало). Дорога была недолгой. На обратном пути располагались под широко раскинувшимися деревьями, доставали нехитрую снедь и вкусно подкреплялись.
Возможно, так мило, приятно и по-доброму всё бы и продолжалось весь год, если бы в Аришкину жизнь с первых школьных дней не вторгся Денис.
Денис был невысокого роста, худенький и очень симпатичный, нахальный и весёлый. Он учился в 8 классе.
Аришка ему понравилась, наверное, с первого взгляда, и он с первого же дня держал её в поле своего зрения.
И он оказался тем самым испытанием, к которому Аришка была не готова.
А Денис действовал так, как подсказывало ему его воспитание и его эгоистичное сердце, равнодушное к чужим переживаниям.
Как-то в самом начале осени после уроков был объявлен общественно-полезный труд, типа субботник. Рябиновские ребята сбегали в свою деревню, переоделись и собрались опять идти в школу, на этот раз работать. На выходе из посёлка их догнал трактор с прицепом, остановился. Тракторист предложил подвезти. Всё, довольные, полезли в прицеп. На его дне, покрытом соломой, лежала пьяная женщина. Но, в тесноте, да не в обиде, женщина гостеприимно икнула, и все поехали.
Проезжая мимо школы, ребята заволновались, тракторист, похоже, забыл про них. Они закричали:
– Стой! Стой!
Женщина в общем гаме стала тоже помогать, чем могла. Она бросала вверх пучки соломы, создавая маленький фейерверк. Трактор остановился.
Общественно-полезный труд заключался в уборке опавших листьев на школьной территории. Работа несложная.
Аришка добросовестно гребла свои листья и с интересом наблюдала за всеобщим весельем. Денис ходил вокруг неё колесом, попутно увлекая в свою круговерть работающих рядом с Аришкой девчонок. Но тогда он был для неё одним из немногих, поэтому она его не выделяла, находила всех одинаково забавными.
На какое-то время он исчез из вида, она про него, даже, и забыть успела, как вдруг кто-то напрыгнул на неё сзади и крепко обхватил, как какую-то шлюху. Это был Денис.
Аришке тогда только исполнилось двенадцать лет. Нравственные принципы ей никто специально не прививал, на тему отношений полов с ней не разговаривали, и что такое хорошо, а что такое плохо в том, что касалось мальчиков и девочек, она чувствовала и всё. Это было заложено природой.
До этого момента она знала, что никто не смеет её коснуться. И, конечно, об этом она никогда не думала. Просто в тот момент в школьном саду она почувствовала, что с ней сотворили то, что не имели право, не должны никак, нарушили её мир. Возможно, так бывает у всех, может быть, бывают исключения, кто-то рождается с искажёнными или другими представлениями.
Потом она долго ломала это чувство, перестраивала и, наконец, поменяла его. Делала это приблизительно по такой схеме: большинство людей считают так, значит правильно «так». Значительно позже пришла к мнению, что опять заблудилась, что первоначальное представление было правильным, сотворённое по собственной дури и с подачи таких же заблудившихся, ошибочно, и, наконец, вернулась на прежние позиции. Но это было значительно позже. А тогда…
Аришка от ужаса и отвращения отбивалась от парня, как от паука. Денис оставил её. В наступившей тишине Аришка боялась поднять глаза на окружающих. После такого оскорбления она готова была провалиться сквозь землю. Но, когда всё же взглянула, была поражена всеобщим спокойным равнодушием. Как ни в чём не бывало, после минутной паузы веселье продолжилось. Но Аришке было уже не до него. От стыда, который по милости Дениса испытывала, она его почти возненавидела. Но равнодушная общественная реакция сделала своё дело.
«Может, это нормально? Может, в этом ничего страшного нет? Ведь не могут все отнестись к произошедшему так спокойно, если бы это и в самом деле было так отвратительно, как мне показалось».
Теперь в Аришкиных глазах Денис уже выделялся из толпы одношкольников.
Через какое-то время Аришка вновь столкнулась с ним. Грызя яблоки, он стал весело расспрашивать о том, где раньше Аришка жила, почему они переехали. Девочка вежливо отвечала на вопросы, а сама удивлялась.
«Как он запросто разговаривает после того, как меня обидел. Или он так пытается извиниться, или здесь так принято общаться». Аришка не понимала.
И спросить было не у кого. Девочкам она даже не смогла сформулировать проблему. А на её невнятное стыдливое мычание они давали аналогичный ответ.
А дома была только старенькая бабушка. Ведь, если верить паспорту, ей шёл 81 год. И она резко сдала. Из всех животных остались лишь козы и куры. Она тяжело ходила. И лишний раз тревожить её своими глупостями Аришка не стала.
В этом году гости к ним почти не приезжали. Может, они подумали, что бабушка под присмотром, а может, были другие причины. Остались старая и малая наедине со своими проблемами.
Первую четверть Аришка закончила хорошо. Ей передали, что на родительском собрании директор её очень хвалил.


Рецензии